Конспект по экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Анкудинова Надежна Валерьевна

Конспект по  экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе  «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. 
Задачи: 
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. 
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. 
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы. 
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния. 
5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность. 
«Коммуникация»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми. 
2. Активизировать речевую деятельность. 
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный.

4. Воспитывать культуру общения. 
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу. 
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. 
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом. 
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе. 
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра) 
Методы и приемы: 
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою. 
Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

Появляется Воздушарик (шарик голубого цвета с нарисованным на нём лицом).

 

Здравствуйте ребята, я Воздушарик. Я пришёл к вам из страны, которая называется Воздух, за помощью. Жители нашей страны беспокоятся об охране окружающей среды на вашей планете, на планете Земля. Жители нашей страны хотят знать, что вы знаете о нашей стране, которая называется Воздух. Что делать, чтобы воздух был чистым? Что вы знаете о значении чистого воздуха для нашего здоровья?

 

Запись «шум ветра»: Воздушарик уносит ветром.

Для того чтобы вернулся Воздушарик, нужно ответить на все его вопросы. Перед детьми ставиться исследовательская задача – с помощью разных предметов узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

- Ребята а можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А как вы думаете имеет ли воздух вес?

эксперимент № 1 «Имеет ли воздух вес?»

 

В: Это мы сейчас проверим.

 

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало? Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

 

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

 

(воздух) Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

 Теперь мы знаем  внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух.

Слайд № 1 картинка резиновая игрушка, колесо от машины)

 

воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы это проверим .Закройте глаза ,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать  (апельсин ,лимон ,чеснок ). Один ребенок вдыхает просто воздух . Все что то почувствовали ,только Саша ни чего не почувствовал .Как вы думаете почему ? Правильно ,Саша ничего не почувствовал ,потому что я ему ни чего не дала почувствовать Он вдохнул просто воздух.  Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.  Обозначение (Зачёркнутое пятно)

Эксперимент № 2 воздух вокруг нас
- А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) 
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) 
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
Ветер – это и есть движение воздуха. 
- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
- А теперь обратим внимание на этот предмет.

Слайд № 3 (картинка мячик)

Что это? (мячик)

«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному.

Как вы думаете есть ли воздух, например, в фруктах? (Предположения детей)

Эксперимент № 3 есть ли воздух в фруктах  

Хотите проверим? Тогда подойдите к столу

Посмотрите, перед вами 2 тазика с водой и 2 апельсина. Давайте, один апельсин положим в таз с водой. Что с ним происходит? И даже, если очень постараться, утопить его не удается. Попробуй, Саша . А теперь очистим второй апельсин и положим его в воду. Так кто мне поможет очистить апельсин, Василиса, помоги мне пожалуйста. Положим его в другой таз с водой. Скажите, что же происходит с очищенным апельсином? Апельсин утонул!

Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

Все просто ребята, в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.

Вывод: В кожуре апельсина находятся частички воздуха, которые помогают оставаться им на поверхности воды.

Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Эксперимент  № 4 «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
 

Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух? 
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух). 
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».
Слайд № 4,5,6,7,8
- Посмотрите ребятки, на экран  
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
-- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию? (Установить фильтры на трубы фабрик, утилизировать старые машины, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях). Да, это хорошее решение проблемы,

 Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух). 
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
Рефлексия:

Итог. Выполнение игрового задания «Экологический светофор»

Под запись песни «Цветные сны», появляется Воздушарик. Дети берут со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. На вопросы вместо ответа нужно показывать кружки. Если согласны - зеленый кружок, если не согласны- красный.

 

Воздух окружает нас со всех сторон.

 

Воздухом дышат люди и животные.

 

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

 

Человек может жить без воздуха.

 

Воздух - это вещество, не имеющее цвета.

 

Воздух тяжелее воды.

 

Воздух можно почувствовать.

 

Воздух можно услышать.

 

Воздух имеет свою форму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по  экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе  «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. 
Задачи: 
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. 
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. 
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы. 
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния. 
5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность. 
«Коммуникация»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми. 
2. Активизировать речевую деятельность. 
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный.

4. Воспитывать культуру общения. 
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу. 
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. 
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом. 
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе. 
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра) 
Методы и приемы: 
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою. 
Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)

Ход занятия.

Появляется Воздушарик (шарик голубого цвета с нарисованным на нём лицом).

Здравствуйте ребята, я Воздушарик. Я пришёл к вам из страны, которая называется Воздух, за помощью. Жители нашей страны беспокоятся об охране окружающей среды на вашей планете, на планете Земля. Жители нашей страны хотят знать, что вы знаете о нашей стране, которая называется Воздух. Что делать, чтобы воздух был чистым? Что вы знаете о значении чистого воздуха для нашего здоровья?

Запись «шум ветра»: Воздушарик уносит ветром.

Для того чтобы вернулся Воздушарик, нужно ответить на все его вопросы. Перед детьми ставиться исследовательская задача – с помощью разных предметов узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

- Ребята а можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А как вы думаете имеет ли воздух вес?

эксперимент № 1 «Имеет ли воздух вес?»

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало? Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух) Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

 Теперь мы знаем  внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух.

Слайд № 1 картинка резиновая игрушка, колесо от машины)

воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы это проверим .Закройте глаза ,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать  (апельсин ,лимон ,чеснок ). Один ребенок вдыхает просто воздух . Все что то почувствовали ,только Саша ни чего не почувствовал .Как вы думаете почему ? Правильно ,Саша ничего не почувствовал ,потому что я ему ни чего не дала почувствовать Он вдохнул просто воздух.  Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.  Обозначение (Зачёркнутое пятно) 

Эксперимент № 2 воздух вокруг нас 
- А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) 
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) 
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
Ветер – это и есть движение воздуха. 
- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
- А теперь обратим внимание на этот предмет.

Слайд № 3 (картинка мячик)

Что это? (мячик)

«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному.

Как вы думаете есть ли воздух, например, в фруктах? (Предположения детей)

Эксперимент № 3 есть ли воздух в фруктах   

Хотите проверим? Тогда подойдите к столу

Посмотрите, перед вами 2 тазика с водой и 2 апельсина. Давайте, один апельсин положим в таз с водой. Что с ним происходит? И даже, если очень постараться, утопить его не удается. Попробуй, Саша . А теперь очистим второй апельсин и положим его в воду. Так кто мне поможет очистить апельсин, Василиса, помоги мне пожалуйста. Положим его в другой таз с водой. Скажите, что же происходит с очищенным апельсином? Апельсин утонул!

Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

Все просто ребята, в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.

Вывод: В кожуре апельсина находятся частички воздуха, которые помогают оставаться им на поверхности воды.

Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Эксперимент  № 4 «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).

Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух? 
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух). 
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».
Слайд № 4,5,6,7,8
- Посмотрите ребятки, на экран  
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
-- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию? (Установить фильтры на трубы фабрик, утилизировать старые машины, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях). Да, это хорошее решение проблемы,

 Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух). 
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
Рефлексия:

Итог. Выполнение игрового задания «Экологический светофор»

Под запись песни «Цветные сны», появляется Воздушарик. Дети берут со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. На вопросы вместо ответа нужно показывать кружки. Если согласны - зеленый кружок, если не согласны- красный.

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздухом дышат люди и животные.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Человек может жить без воздуха.

Воздух - это вещество, не имеющее цвета.

Воздух тяжелее воды.

Воздух можно почувствовать.

Воздух можно услышать.

Воздух имеет свою форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Формирование у детей познавательного интереса, познавательных действий, умений видеть удивительное в окружающем мире.Способствовать социальному развитию: работа в команде, обогащение словарного з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Сформировать представления детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и облада...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Свойства воздуха"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема "Свойства воздуха"...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...