Доклад "Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
статья по окружающему миру (младшая группа)

Клюева Наталья Геннадьевна

Доклад по окружающему миру рассматривает одну из  современных педагогических  технологий, внедряемых в условиях ФГОС ДО. Материал описывает проект как форму   продуктивной деятельности дошкольников , являющейся средством  для   экологического воспитания детей. Будет полезен воспитателям и специалистам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №11 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

ДОКЛАД

на тему: «Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

        

                                                                  Подготовила : воспитатель

                                                                          Клюева Н.Г.

Рузаевка,2019г.

Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

                                    Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего

                                          Мир природы с безграничным богатством явлений,

                                          с неисчерпаемой красотой.  Здесь, в природе,

                                          вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Современное дошкольное воспитание и образование направлено на формирование у детей основ экологической культуры и знаний. Поэтому, именно от того, насколько бережно дети уже с раннего дошкольного возраста начнут относиться к лесам, полям, воздуху, воде и животному миру, зависит наше будущее.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование любви к окружающей его природе, в процессе экологического просвещения дети получают базовые знаний о явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Основы экологического воспитания дошкольников заключаются в познании ребенком всего живого и воспитании правильного отношения к природе, которое вырабатывается в тесном контакте с ней и предполагает различные формы взаимодействия ребенка с растениями и животными. В процессе такого познания ребенок должен узнать о том, что все живое не меньше, чем человек, имеет какие-то потребности, связанные с жизнедеятельностью, для которых необходимы определенные внешние условия — среда обитания, пригодная для того или иного организма.

Целью экологического воспитания в ДОУ является — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Формирование основ экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования происходит через ознакомление с миром природы. В процессе работы происходит формирование первичных представлений о живой и неживой природе. Мы производим закладку гуманного, бережного и заботливого отношения как к миру природы, так и к  окружающему в целом.

Именно в процессе экологического образования, у детей дошкольного возраста проявляется познавательный интерес. Мы можем наблюдать как у дошкольников начинает проявляться любознательность, развивается творческая активность. Таким образом, достигаются поставленные целевые ориентиры, которые представлены в ФГОС ДОО.

Задачи и формы деятельности экологического воспитания 

Цель формирования основ экологического воспитания у детей -воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

Для реализации обозначенной цели требуется решение следующих задач:

Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой.

Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.

Воспитательная — становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.

Экологическое воспитание осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности дошкольника:

  • Игровой — вовлечение ребёнка в традиционные и народные игры экологического содержания, в которых он символически борется за здоровую и процветающую жизнь природы, осваивает в ролевой импровизации правила и законы экологической этики и учится отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.
  • Познавательной — активное участие ребёнка в экологических экспериментальных проектах, экскурсиях, прогулках; формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства.
  • Трудовой — осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания.
  • Художественно-эстетической — гуманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.

Проектная деятельность как средство экологического воспитания

В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую в непосредственно образовательной деятельности. Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому метод проектов, на мой взгляд, один из самых эффективных способов достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста.

        Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод-проектов обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности экологического воспитания детей.

Современный ФГОС  ДО регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников, где экологическое воспитание  прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.

В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.

Реализация одного из  значимых направлений работы современных ДОО – экологического образования детей , позволила определить пути повышения эффективности экологического воспитания   дошкольников посредством широкого внедрения в образовательный процесс проектной  деятельности.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень и совершенствование технологий и методик обучения. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков.

Такой подход позволяет осуществить метод проектов (проектный метод). Особая педагогическая значимость проекта  заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах. Проектная деятельность  позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.

Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств  экологического воспитания   дошкольников. Включение детей в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности,  формирует целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить  замысел проекта в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают  обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску. На протяжении всего периода работы с детьми организуется работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. Родители привлекаются к труду в природе¸  с ними  организуется консультирование, беседы, родительские собрания. Проводятся совместные экологические акции и проекты, такие как «Цветущая клумба», «Лук-лучок», «Подарки осени», «Кормушка для пичужки», «Вода-водичка» , «Вершки-корешки», «Льдинки- снежинки» и др.

Таким образом, проектный метод в  экологическом воспитании  дошкольников осуществляется через разнообразные виды деятельности. А взаимодействие с родителями способствует усилению качества усвоения материала, обогащению чувственного опыта и адаптации ребенка в социальном и природном окружении.

 Считаю, что проектная деятельность-это действительно продуктивная деятельность, которая приносит  важные положительные плоды совместной деятельности. Она является полноценным средством экологического воспитания дошкольников, в процессе которого у ребенка происходит формирование умения безопасно жить в мире людей, природы, вещей; развивается способность общения с природными объектами; развивается эмпатия (способности сопереживать, сочувствовать и содействовать другому); воспитываются чувства родства со всем живым; происходит принятие ребёнком нравственных норм и правил, ребенок начинает осознавать всю красоту и доброту окружающего мира, доброту людей по отношению к природе. Восприятие всего нового позволяет нам расположить ребенка к миру прекрасного, сделать его частью этого огромного мира. А мы, взрослые, должны повести детей по волшебной тропинке в удивительный и увлекательный мир экологии.

Список  используемых источников:

  1. Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2015. — 128с.
  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012. — 336с.
  4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О.Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2012. — 286с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания

Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Но если искусство, как социа...

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная   деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".

Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения  к природе у ребенка  дошкольного возраста  является экспериментирование. Это очень интересное и по...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....