Экологический проект "Чудеса тепличные"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Клюева Наталья Геннадьевна

Материал представляет собой экологический проект по  формированию элементарных знаний детей  о посадке и  уходе за некоторыми огородными культурами в условиях теплицы   приусадебного участка детского сада. Может быть полезен воспитателям ДОУ и заинтересованным  родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx64.49 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №11 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

ПРОЕКТ

        для детей  младшего дошкольного возраста         

«ЧУДЕСА ТЕПЛИЧНЫЕ»

                                                                         Автор: Клюева Н.Г.

                                                                         Соавтор: Соломанина И.В.

                                                                         воспитатели  группы «Маячок»

                                                                       

Рузаевка,2019г.

Информационная карта проекта

ЧУДЕСА ТЕПЛИЧНЫЕ

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный (22.04- 13.09.2019г).

Участники исследовательской деятельности: дети 3 лет, педагоги, родители воспитанников. 

Место проведения: групповая и приусадебная  территория  СП «Детский сад №11 комбинированного вида».

Объект исследования: овощные культуры томата, огурца, перца болгарского, зелени укропа, петрушки, салата листового.

Материалы: наличие на территории ДОУ теплицы,  грунт для посадки, вода, семена и корневая рассада овощных культур (томата, перца сладкого, огурцов, петрушки, укропа, салата листового); садово-огородный  инвентарь:  лейки для полива, ведерки, лопатки, грабли  для рыхления почвы, шпагат для подвязывания рассады, удобрение; муляжи овощей для игр и рассматривания; имитированный огород из картона; лук, огурцы   из картона на каждого ребенка; коллекция семян огородных культур.

Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты,  трудовая, продуктивные виды деятельности. 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Актуальность:  Главной задачей  экологического воспитания сегодня является воспитание экологически грамотного человека с раннего детства.

   Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность, которая способствует  развитию эмоционально-положительного отношения к природе. Большинство проживающих в городской местности  детей  не очень тесно общаются с природой. Не все из них  имеют возможность  увидеть, как родители или члены семьи сажают овощные культуры в условиях приусадебного  участка, убирают их осенью, используют в различных видах и с различной целью. Теплица, находящаяся на территории детского сада занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с окружающей природой, воспитании интереса и бережного отношения к ней. Теплица является живой лабораторией, которая помогает детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях, в ней растущих, особенностях их выращивания. Интеграция образовательных областей в ходе ознaкомления с окружающим миром  позволяет  формировать у дошкольников более полные представления об окружaющей действительности.

 Проект даст  детям непосредственную  возможность увидеть,  как растут некоторые огородные культуры, какие условия необходимы для их роста, чем  они полезны, как используются в пищу.

Умение самим увидеть посадку определенных овощных культур, ухаживать за ними,  понаблюдать, как  быстро и в какую форму превращаются недавние семена и рассада поможет детям почувствовать сопричастность  с природой, позволит приобрести  первые полезные трудовые навыки,  положить начало формированию отношения к земле как  богатству страны, заложить основы любви к ней и к труду. Главное, выращенный и собранный  урожай даст возможность употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

Цель проекта: формирование  знания детей о посадке  и уходе за некоторыми огородными культурами в условиях теплицы приусадебного участка детского сада.

Задачи:

  • Познакомить  детей с процессом выращивания  огородных культур томата, перца болгарского, огурца, петрушки, салата, укропа.
  • Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: петушки, укропа, зеленого лука.
  • Развивать у детей познавательную активность .
  • Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к окружающему миру  природы и ее  объектам.
  •   Формировать  у детей желание участвовать в трудовой деятельности, формировать трудовые навыки.
  • Формировать  представления о внешнем виде вышеуказанных  огородных культур, особенностях  их внешнего строения, различать  семена и рассаду.
  • Вызвать у детей интерес к конкретном объектам - огородным культурам, через стихи, загадки, исследовательскую деятельность.
  • Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста данных культур.
  • Формировать умение наблюдать за изменениями роста огородных культур в условиях теплицы .
  • Формировать умение  детей ежедневно ухаживать за огородными культурами  в  условиях теплицы.
  • Научить детей видеть результат своего труда.
  • Способствовать  развитию партнерских отношений с семьями воспитанников через привлечение к участию в проекте.
  • Способствовать   экологическому просвещению родителей.

Ожидаемые результаты:

  • Дети узнают о том, что овощные культуры являются  источником  витаминов.
  • Дети познакомятся с процессом посадки томата, болгарского перца, огурца, петрушки, салата листового, укропа  в открытый грунт теплицы и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при их выращивании.
  • У детей сформируются знания и представления о росте овощных культур в условиях теплицы.
  • У детей обогатится словарный запас за счёт  новых слов.
  • Дети познакомятся с поговорками, пословицами, загадками, стихами об овощных культурах томата, огурца, перца, укропа, петрушки, лука.
  • Младшие дошкольники  узнают, где и в каких целях  используются  плоды овощных культур.
  • Активная помощь родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

С 22.04.19- 13.09.19г.

Этап

Название мероприятия

Неделя месяца

1 Подготовительный

АПРЕЛЬ

Знакомство заинтересованных лиц и родителей с идеей проекта.

3

Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об огородных культурах и зелени.

3-4

Подбор  консультаций для родителей.

3

Разработка плана проекта

3

Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о томате, огурце, болгарском перце, укропе, петрушке, листовом салате, луке.

3-4

Подготовка грунта  в теплице,  инвентаря для высадки   семян и рассады. Привлечение к участию родителей воспитанников.

4

Подготовка посадочного материала (семена петрушки, укропа, салата листового,  огурцов, рассады томатов и болгарского перца, луковиц репчатого лука).

4

МАЙ

Создание дидактических игр «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты»

1

Оформление коллекции семян овощных культур

1

Взаимодействие ДОУ и школы -    подвижная игра «Вкусный обед»

2

Изготовление  атрибутов к драматизации сказки «Репка», «Пых».

3

Консультации для родителей «Лук от семи недуг»            

4

2- Основной

Рассматривание и изучение посадочного материала, коллекции овощных культур.

2

Знакомство с теплицей как местом посадки .

2

Беседа «Что нужно растениям для роста?»

3

Загадывание загадок  об овощных культурах.

3

Совместная деятельность:  наблюдение за посадкой   огурца,  посев петрушки, укропа, и салата листового

3

Совместная деятельность:  наблюдение за посадкой   рассады  томата, перца   болгарского

4

Двигательная деятельность  «Вкусный обед»

3

Изобразительная деятельность (рисование)  «Лук от семи недуг»

4

Совместная деятельность: наблюдение и уход за посаженными культурами (полив, рыхление по мере необходимости)

На протяжении всего времени проекта

Рассматривание коллекции семян огородных культур

4

Подвижная игра «Мыши в кладовой»

4

Чтение белорусской сказки  «Пых»

4

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

5

Аппликация (коллективная работа) «Луковая грядка»

5

Дидактическая игра «Большой – маленький»

5

Выращивание и наблюдение за ростом овощей на личном огороде

На протяжении всего времени проекта

Консультация для родителей «Рацион ребенка. О пользе овощей»

5

ИЮНЬ

Чтение стихотворений об овощных культурах

1

Беседа «Овощи с огорода»

1

Дидактическая игра  «Посадили  огурец, вырос славный молодец»»

1

Кукольный спектакль по  белорусской сказке «Пых»

2

Подвижная игра  на участке группы  «Зайцы и капуста»

2

Рисование «Огурец»

2

Настольные игры   домино «Овощи и фрукты»

3

Аппликация «Тарелка с овощами»

3

Лепка «Заюшкин огород»

4

Подвижная игра «Вершки и корешки»

Консультация для родителей «О пользе свекольного сока»

4

Прием в пищу продуктов выращенного в теплице урожая (салата из  свежих огурцов, помидор, перца и зелени).

По мере созревания

                           ИЮЛЬ

Беседа «От моркови больше крови»

1

Опытно-экспериментальная деятельность «Сравни на вкус»

1

Чтение русской народной сказки «Репка»

1

Дидактическая игра «Какого овоща не стало?»

2

Игра «Во саду ли, в огороде»

2

Лепка «Кабачок- круглый бочок»

2

Рисование «Угостим зайчика  морковкой»

3

Сбор урожая огурцов в теплице, рассматривание плодов

3

Подвижная игра на участке группы «Найди овощ»

3

Аппликация (коллективная работа) «Приглашаем в огород –посмотрите ,что растет

4

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

4

Настольная игра- разрезные картинки «Фрукты, овощи»

4

Подвижная игра на участке группы «Донеси овощ до корзинки

5

Консультация для родителей   «Магия овощей»

5

АВГУСТ

        

Беседа «Выросла репка большая- пребольшая»

1

Рисование «Овощи»

1

Кукольный спектакль  по сказке «Репка»

1

Дидактическая игра «Поварята»

2

Сбор урожая томатов в теплице, рассматривание плодов

2

Лепка «Помидор и огурец»

2

Подвижная игра «Собери урожай»

3

Аппликация «Репка»

3

Развлечение «Веселый огород»

3

Рисование «Репка»

4

Подвижная игра  на участке «Овощи или фрукты»

4

Наблюдение за подготовкой грунта теплицы к зимнему периоду

4

Консультация для родителей «Тыква –королева осени»

4

СЕНТЯБРЬ

Конкурс поделок «Чудо- овощ»

1

3 Заключительный

Анализ результативности проекта

1

Презентация продукта детской творческой деятельности по теме проекта (рисования, лепки, аппликации)  для родителей.

2

Презентация итоговых результатов проекта для родителей и заинтересованных лиц (презентация)

2

   В процессе реализации проекта  достигнуты следующие результаты:

  • Проект помог формированию   у детей интереса к огородным культурам,  исследовательской  деятельности с огородными культурами.
  • Проект способствовал приобретению  дополнительных знаний  о пользе,  многообразии и   выращивании  огородных культур.
  • Проект способствовал формированию  уважительного отношения к труду людей.
  • Проект помог привлечь к активной  помощи родителей по  вопросам  благоустройства  и подготовки теплицы.
  • Способствовал развитию заинтересованности родителей и их  компетентности в вопросах экологического  воспитания дошкольников.

           В проекте приняли участие дети  группы «Маячок», их родители, педагоги группы.

           Дошкольники обогатили свои представления  о многообразии, способах посадки и выращивания различных огородных культур. Дети узнали о лекарственных  свойствах  огородной зелени: лука, чеснока, петрушки и укропа.

 В период реализации  проекта дошкольники  вместе с родителями принимали участие в посадке лука и зелени в домашних условиях. Совместно с педагогами дошкольники наблюдали за ростом и развитием культур, посаженных в теплице приусадебного участка ДОУ. Вместе с  родителями дошкольники посетили овощной магазин и познакомились с видами огородных культур на прилавке магазина. Также дети принимали участие в совместном с  родителями приготовлении  овощных блюд и салатов в условиях семьи.

  В процессе осуществления проекта была изготовлена коллекция семян огородных культур, благодаря чему дошкольники узнали и увидели, каких видов и сортов  они  бывают.

 Данный проект подтвердил, что слаженная целенаправленная  работа педагогов в тесном сотрудничестве с родителями   способствовала развитию   у детей  познавательного интереса, формированию новых  экологических   знаний. Реализация проекта  способствовала закреплению  навыков заботливого отношения   младших дошкольников к окружающему миру  природы и ее  объектам.

Вовлечение родителей в совместную деятельность способствовала развитию партнерских отношений  с семьями воспитанников, повышению заинтересованности родителей жизнью детей в ДОУ, компетентности в вопросах экологического просвещения.    

 Таким образом, работа по реализации проекта была проведена успешно и интересно.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития, 2013.
  1. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.- М., 2012.
  2. Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2014.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы  в младшей группе детского сада (2-4 года).- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  4. Николаева С.Н.
  5. Соломенникова  О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа.-М.: Мозаика - Синтез, 2016.
  6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-е изд.-М.: Мозаика - Синтез, 2006.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Консультация для родителей «Тепличное воспитание»

Что же правильно и полезно, а что не верно в " Тепличном воспитании". ...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Здоровый малыш, а не тепличное создание".

Родителям о вреде "утепления" детей. Советы о подборе одежды детям....

Исследовательско-творческий проект для дошкольного возраста «Дела тепличные».

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Конспект познавательно-исследовательского проекта "Чудеса тепличные"

 Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность, которая способствует  развитию эмоционально-положительного отношения к природе. Бо...