Конспект организованной деятельности "Лес и ее обитатели" (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Едунова Валентина Александровна

Конспект  организованной деятельности "Лес и его обитатели" (для детей старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_les_i_ego_obitateli.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста  

«Лес и его обитатели»

Цель: развитие экологического мышления и воспитание ответственного, бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные. 

  • Познакомить детей с млекопитающим животным, занесенным в Красную книгу, жителя озера «Инерка», Ельниковского заказника «Выхухоль»;
  • продолжить знакомство детей с разновидностями лесов, ввести в активный словарь слова: дубрава, березняк, смешанный лес;
  • направлять мысли и восприятие детей на поиск и открытие закономерностей и связей в природе;

Развивающие. 

  • Продолжать развивать творческое воображение, умение разгадывать загадки, делать выводы, находить логические ответы на поисковые вопросы

Воспитательные. 

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Материал и оборудование: лесная поляна, посылка от жителей леса, дидактическая игра «Правила поведения в лесу», картинки с животными, птицами.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня я снова приглашаю вас на прогулку, а куда мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открытый

Он резною крышей крытый.

Приходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем.

Ответы детей

Воспитатель. Почему вы так думаете? Мне кажется, что в этой загадке говорится о каком-то доме.

Ответы детей

Воспитатель. Да. В этой загадке говорится о зеленом доме.

Ответы детей

 (Стук в дверь. Почтальон приносит посылку, в которой находится карта - схема и письмо).

Воспитатель (читает письмо) «Зеленый дом ждет вас в гости».

Рассматривает посылку, старается ее открыть. Влетает Баба-Яга, вырывает посылку.

Баба-Яга. Я тоже люблю посылки получать. Чтобы найти вам ее, надо выполнить все задания, которые я вам приготовила. (Теряет карту-схему и улетает).

Воспитатель. Ребята, не отчаивайтесь. Ведь Баба-Яга потеряла схему по которой мы можем найти посылку.

Задание детям. Назвать лесных жителей и сделать шаг вперед. Если загорится сигнальная лампочка, то ответы правильные.

Дети вскрывают конверт, рассматривают схему

Воспитатель. Лес - это не только дом для диких птиц и животных, это дом и для растений. Назовите знакомые растения.

На какие группы можно их разделить? ( Деревья, кустарники, трава)

Ответы детей

Воспитатель. А знаете ли вы, как получает свое название лес? Его название зависит от того, какие деревья растут в лесу. Посмотрите на карту. Какое это дерево? (Ель)

Ответы детей

Воспитатель. Как называется лес? (Еловый)

Ответы детей

Игра «Найди дом для дерева». (Дети получают карточки с деревьями, на доске большие карты с разновидностями лесов « дубрава», «смешанный», «березняк».)

Воспитатель. Вот мы и нашли дом для деревьев. В каком лесу мы находимся.

Ответы детей

Воспитатель. А вот и лесная полянка. Лес принял своих гостей.

Давайте поприветствуем земного хозяина.

Здравствуй лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою?

Ночкой темной грозовою.

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь? Какая птица?

Все открой - не утаи-

Ты же видишь-мы свои!

Воспитатель. Что это нам приготовила Баба-Яга. ( На деревьях висят листочки с загадками).

На ветке не птичка

Зверек-невеличка.

Мех теплый как грелка

Кто это? (белка)

Кто в лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

Это, что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы?(заяц)

Хитрая плутовка

Рыжая головка.

Хвост пушистый- краса

Кто же это? (лиса)

Воспитатель. Назовите еще животных, которые обитают в наших лесах.

(Подходим к озеру)

Загадка. Нос хоботочек, гусиные лапки

Голенький хвостик плоский и гладкий.

Плавает ловко, отлично ныряет

Быстро пиявок в воде догоняет.

Только вот видит она плоховато

Вы узнали зверюшку, ребята?

Воспитатель. Вижу затрудняетесь. Это выхухоль. (Рассказ воспитателя о зверьке).

Появляются Баба-Яга и Леший.

Баба-Яга. Чего- то я сегодня вредная. Не люблю я, когда красиво. Давай мы все здесь переделаем по-своему.

Леший. Давай, Бабуся Ягуся (начинает ломать деревья).

Воспитатель. Хорошо они делают или плохо?

Ответы детей

Воспитатель. А давайте их остановим. Разве можно так делать? Крикнем громко - Нельзя!

От крика Леший падает с дерева и за ним падает гнездо с птенцами.

Баба-Яга. Ой, что это? Гром что ли? Или сила нечистая?

Леший. Ой, боюсь. Сгинь, сгинь, нечистая сила.

Воспитатель. Это что вы тут хулиганите, гнезда разоряете?

Леший. Ой, бабуся, к нам гости пожаловали!. Они наверное тоже вредные, не любят красоту, все живое, все цветущее, все поющее. Давай пригласим их с нами повредничать.

Баба-Яга. Давай пригласим. Проходите, гости дорогие, будем вместе вредничать.

Воспитатель. Ах, вы, нехорошие! Это, что же вы творите? (обращается к Лешему и Бабе-Яге).

Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Грибы и ягоды топтать?

Ответы детей

Воспитатель. Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава, птицы - они живые.

Баба-Яга. Деревья живые?

Леший. Цветы живые?

Воспитатель. А как, вы, дети, думаете?

Ответы детей

Баба-Яга. А кто сказал, что они живые? А я говорю, что неживые.

Леший. Да они не ходят, да кашу не едят (оба смеются).

Воспитатель. Растения живые, и вот почему: цветок растет-дышит. Если бы он не дышал, он бы не рос. Он впитывает своими корнями воду и только за счет этого растет и размножается. Так и все растения растут. Посмотрите, сколько цветов сорвали и выбросили. Сколько веточек сломали, гнездо разорили. (Баба-Яга и Леший стоят, понурив головы).

Баба-Яга. А мы сейчас посадим снова цветы, веточки на место приделаем, гнездо на место поставим.

Воспитатель. Ну и что? Если сорванный цветок воткнуть в землю, он приживется? А если веточку приставить к сломанному месту она приживется?

Ответы детей.

Воспитатель. Слышите, Баба-Яга и Леший. Это вы постарались, сделали их неживыми. Вы вредные.

Баба-Яга. Мы больше не будем такими плохими, а станем хорошими.

Воспитатель. А вы знаете правила поведения в лесу? Сейчас мы проверим.

Игра «Правила поведения в лесу»

Воспитатель. Баба-Яга, что означает этот знак?

Дети. Нельзя в лесу разжигать костер! От огня погибнут и задохнутся многие животные, птицы, растения.

Воспитатель. Леший, а этот знак, что означает?

Леший. Рви побольше и бросай.

Дети. Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.

Воспитатель. (Бабе-Яге) А что же означает этот знак?

Баба-Яга. Ходи где тебе нравится.

Дети. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого могут погибнуть насекомые и растения.

Воспитатель. ( Лешему). А что означает этот знак?

Леший. А это значит, топчи муравейники.

Дети. Нет! Берегите муравейники! Помни: муравьи- санитары леса!

Воспитатель. (Бабе-Яге). А что означает этот знак?

Баба-Яга. Разоряй гнезда.

Дети. Не подходи близко к гнездам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

Воспитатель. Запомните все правила эти!

Баба-Яга и Леший. Мы хорошо запомнили. Будем теперь правильно себя вести.

Дети. Баба-Яга, отдай нам посылку. Все твои задания мы выполнили.

(Баба - Яга приносит посылку).

Воспитатель. Давайте откроем. Да это же жители леса прислали нам варенье. Да земляничное. А еще альбомы, в которых рассказывают сами о себе, чтобы мы как можно больше о них узнали.

Вот и побывали мы с вами в Ельниковском заказнике. Научили Бабу-Ягу и Лешего правилам поведения в лесу. Сделали доброе дело.

Итог занятия.

Воспитатель. Что же вы можете сказать о сегодняшней прогулке?

Ответы детей

Воспитатель. Мне хочется познакомить вас со стихами Игоря Мазнина.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтобы нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем, беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»

Конспект  организованной образовательной деятельности  по математике  для детей старшего дошкольного возраста  «Путешествие в сказочный лес»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Лес"

Материал направлен на формирование у детей основ экологического сознания, закрепление правил поведения в природе; способствует развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, делать в...