Игра-драматизация, как средство формирования социально-нравственных ценностей старших дошкольников
проект по окружающему миру (старшая группа)

Калашникова Светлана Валентиновна

Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Березовский детский сад № 4»

Игра-драматизация, как средство

формирования социально-нравственных ценностей старших дошкольников

Воспитатель высшей квалификационной категории

Калашникова Светлана Валентиновна

                         

                     п. Березовка  2016 год

 «Формирование нравственных ценностей – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек»   Л. Волобуева.

В современном обществе наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно - нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение. Все это обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, совершает поступки, основываясь на социально-нравственных ценностях.

Я считаю, что дошкольное детство – это самый важный период усвоения норм морали  и социальных способов поведения. В противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно трудно. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду приобретает особую актуальность и значимость.

 В основу моей педагогической работы  была положена идея В.А. Сухомлинского о том, что детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества, навыки общения – социально-нравственные ценности.

 Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

В начале 2015-2016 учебного года у детей старшего возраста, мной проводились беседы по сказке «Заюшкина избушка», в процессе которых изучалось представление детей о нравственных ценностях с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева).

 В ходе исследования пришла к выводу – что у более чем 35 % детей  представление детей о социально-нравственных ценностях не достаточно развито, что  приводит к эмоциональному неблагополучию в группе.

    Результаты исследования представлены в диаграмме.

 Для решения этой проблемы, я разработала и реализовываю проект «Дарите людям добро» по формированию социально- нравственных ценностей через игру-драматизацию.  

Так как игра в дошкольном возрасте - это ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является методом воспитания и обучения ребят, поэтому важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представление о социально-нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора.

 Обозначила цель проекта: эффективное использование игр-драматизаций в  воспитании социально-нравственных ценностей у  дошкольников.

        Для осуществления цели  определила следующие задачи:

  • способствовать усвоению детьми социально-нравственных ценностей;
  • развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;
  • изучить возможности игр - драматизации в формировании социально- нравственных ценностей;
  • включать игры-драматизации в целостный педагогический процесс.

 Данный проект содержит четыре этапа.

 I.  «Уголок сказки» 

Цель: формирование  у детей таких социально-нравственных ценностей  как доброта, справедливость, терпение, оказание помощи друг другу, трудолюбие через создание условий для организации игр-драматизаций. 

 Реализация этапа по созданию развивающей среды

Работа по формированию социально-нравственных ценностей с детьми проводилась в соответствии с разработанным мной проектом.

В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:

  • ширма для показа кукольного театра;
  • театр верхних кукол;
  • театр марионеток;
  • настольный театр;
  • театр масок и д.р.
  • уголок для ряженья.

 В результате осуществления проведенных мероприятий у детей:

  • сформировался интерес к труду, воспиталось терпение, стремление беречь результаты чужого труда;
  • развилось умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы в мягкой форме и прислушиваться к другим детям, оказывать помощь друг другу, справедливо распределять роли.

    II. «Семья и нравственность»

Цель: дать представление о влиянии игры - драматизации на формирование социально-нравственных ценностей, приобщение родителей к совместной деятельности с детьми.

         Формирование  социально-нравственных ценностей у воспитанников предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей, выработку согласованных воспитательных задач и методов педагогического воздействия.

Начиная работу по этой теме, столкнулась с тем, что родители очень часто, ссылаясь на занятость, не занимаются с детьми.

 Проанализировав сложившееся положение  в данной ситуации и для успешного ее решения поставила, для себя следующие задачи:

1. Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического семейного климата:

  • составление  плана работы с родителями по формированию  нравственности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;
  • подбор соответствующей литературы, в целях обогащения родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этике; о вопросах нравственного воспитания.

2. Раскрыть особенности формирования социально-нравственных ценностей, с тем чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как:

  • консультации для родителей на тему «Игра - драматизация дома», «Домашний театр», «Давайте поиграем»;
  • реализацию семейного проекта по изготовлению книги «Сказка на новый лад» в целях формирования произвольного поведения, стимулировать желания следовать законам добра;
  • проведение родительского собрания на тему «Социально-равственное воспитание в семье».  

 Проведя  анкетирование родителей на тему: «Дети и театр» получила положительный результат:        

Родители не только стихийно приобщают детей к социально-нравственным ценностям (честность, справедливость, воспитанность, вежливость, желание делиться с другими), но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, посещения театра, просмотра мультфильмов  с обсуждением  нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы. Устанавливают причинно-следственные связи между поступком ребенка и результатом.

 III. «Ребенок и книга»

Я считаю, что сказки, являются особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Содержание игры - драматизации обуславливается сюжетом литературных произведений, отбор которых осуществляется мной с учетом их социально-нравственных ценностей. 

Цель:  помочь дошкольникам понять и прочувствовать образы героев, их поведение,  способствовать развитию таких нравственных ценностей как любовь к людям, доброжелательность, совестливость, честность, правдивость. 

 Для осуществления поставленной цели мной  был сделан отбор художественных произведений, являющихся содержанием  игры - драматизации, на основе следующих критериев:

  • соответствие литературного материала поставленной цели - по формированию социально-нравственных ценностей;
  • доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;
  • способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.

Опираясь на выделенные критерии,  выделила следующий ряд произведений. К ним относятся следующие сказки:

  • «Два жадных медвежонка»;
  • «Зимовье зверей»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Морозко»;
  • «Цветик-семицветик»;
  • и многие другие.

Мной был разработан цикл занятий «Сказка ложь, да в ней намек». Разрабатывая занятия,  ставила перед собой следующие задачи: развивать эмпатию, отзывчивость, терпимость, взаимопомощь; учить регулировать свое поведение нравственной нормой; формировать понимание добра и зла.

 Разработала алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением:

1) чтение;

2) повторное чтение;

3) беседа по прочитанному произведению;

4) пересказ, рассказывание по ролям, заучивание наизусть;

5) рассматривание книг, иллюстраций, видеофильмов, мультфильмов;

6) игровые этюды;

7) игры - драматизации.

  Провела работу по созданию развивающее пространства, которое включает в себя:  

  • библиотеку группы;
  • книжный уголок в группе;
  • книжная выставка.

Беседую по содержанию сказок, я смогла  расширять словарь детей устаревшими словами; активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая; способствовать воспитанию в детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества.

Проводимые беседы, были направлены на выявление идейного содержания произведений, воспитание нравственных чувств и качеств личности.

       Результативность этого блока: сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах научились эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности такие  как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.  

       IV.  «Давайте жить дружно!» - игры – драматизации

Цель: учить  самостоятельно, выбирать действия для эмоциональной выразительности социально-нравственных ценностей. Закрепление представлений детей о том, что нужно помогать своим близким, воспитывать отзывчивость, сострадание, сопереживание. Вызывать желание радовать своим трудом других.

            Четвертый этап реализовался через серию игр-драматизаций   с целью  формирования  у дошкольников социально-нравственных ценностей в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев.

Сказка «Два жадных медвежонка»

Цель  

Содержание

Способствовать воспитанию у детей бережливости, уступчивости, доброты, щедрости.

Распределение ролей

Установление декораций

Разыгрывание сюжета произведения

Сказка «Цветик - семицветик»

Цель  

Содержание

Способствовать развитию социальной адаптации дошкольников через формирование представлений о причинно-следственных связях нравственного и равнодушного поведения.

Содержание

Распределение ролей

Установление декораций

Разыгрывание сюжета сказки

         

 Тематика и содержание  игр-драматизаций имеют нравственную направленность, которая заключена в сказке. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Герои становятся образцами для подражания. Перевоплощаясь в образ, ребенок принимает и присваивает свойственные ему нравственные качества, что позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

         

 Реализация четвертого этапа позволила достичь у дошкольников:

1. Сопоставляя действия персонажей и их поступки, дети на примерах научились эмоционально-чувствительно осознавать нравственные нормы и ценности.

2. Положительных взаимоотношений со сверстниками: отзывчивости, доброжелательности, взаимопомощи, терпимости.

 В ходе реализации данного проекта была проведена диагностика по изучению представлений о социально-нравственных ценностях у детей старшего возраста (автор Кошелева А.Д.) с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.

Результаты проведенного исследования

           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация данного проекта позволила мне, не перегружая детей образовательной деятельностью сделать нравственное воспитание естественным процессом. Я сделала вывод, что игры - драматизации являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка социально-нравственной сути тех или иных ценностей. В них дети упражняются в проявлении таких качеств как: сочувствие, забота, доброта, трудолюбие, совестливость, честность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость через обыгрывание образов героев сказок.

                                       

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1991. - 127 с.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет, сада./ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., исп. и доп.- М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

3. Губанова Н. Педагогические возможности игры - драматизации [Текст] // Детский сад от А до Я. 2008. №4. С. 28-35.

4. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника [Текс] / под. ред. Н.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой // М.- 2003. 335 с.

 5. Карпинская Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. 1999. №12. С. 17-22.

6. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]/ Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. - М., Просвещение, 1975. - 256 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили июль 2019 год Наумовой Светлане Олеговне

Слайд 2

МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили июль 2019 год А ширбаевой Анастасии Сергеевне

Слайд 3

МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили июль 2019 год Поздняковой Наталье Викторовне

Слайд 4

МБДОУ «Березовский детский сад № 4» К уцевалову Владиславу Григорьевичу и юль 2019 год Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили

Слайд 5

МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Помазкину Петру Павловичу и юль 2019 год Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили

Слайд 6

МБДОУ «Березовский детский сад № 4» К еримову Тариель Тельман Оглы и юль 2019 год Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили

Слайд 7

МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Терещенко Евгении Викторовне и Влавацкому Павлу Алексеевичу и юль 2019 год Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили

Слайд 8

МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Чемякиной Ирине Анатольевне и Герингер Александру Александровичу и юль 2019 год Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили

Слайд 9

Уважаемая Позднякова Наталья Викторовна! Дети и педагоги группы благодарят Вас за искреннее, чуткое внимательное отношение к проблемам образовательного учреждения, за неподдельный интерес и участие в жизни группы. Несмотря на занятость, нехватку времени Вы, находите в себе силы не поддаваться жизненным обстоятельствам, остаётесь неравнодушной к жизни нашей группы «Теремок». Спасибо Вам за отзывчивость и старание, помощь и энтузиазм. Вы наша поддержка во всех начинаниях! Благодарность МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В . Хитаришвили сентябрь 2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...