Педсовет "Методика экологического воспитания "Азбука природолюбия" в соответствии с ФГОС ДО". Уровень ДОУ, 2017г.
учебно-методический материал по окружающему миру

Шишова Юлия Анатольевна

Воспитатель МДОУ №51  Шишова Юлия Анатольевна выступила перед педагогами  с докладом и презентацией  "Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы по экологическому воспитанию" на педсовете, который состоялся 28 апреля 2017.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы по экологическому воспитанию.

Слайд 3

Показатели экологической воспитанности ребенка

Слайд 4

Для формирования экологической культуры необходимо:

Слайд 5

Сотрудничество ребенок - педагог ребенок - родитель -педагог

Слайд 6

Принципы взаимодействия с родителями

Слайд 7

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей.

Слайд 8

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Родительское собрание

Слайд 9

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

Слайд 10

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке, на территории детского сада. Акция «Посади дерево»

Слайд 11

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию участие в конкурсах экологической направленности Акция «Поможем птицам» конкурс рисунков

Слайд 12

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию участие родителей в театральных постановках на экологическую тему Экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла»

Слайд 13

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию участие в выставках поделок из природного материала и бросового материала

Слайд 14

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Привлекаем родителей к проектной деятельности детей по экологическому воспитанию дошкольников. Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы.

Слайд 15

Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №51»

г.о. Электросталь Московской области

Доклад на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников,

 формы работы по экологическому воспитанию».

http://old.wallcoo.net/human/SZ_206_Entironment_03_city_Photo_manipulation/wallpapers/1920x1200/Photo%20manipulation%20of%2003_Human%20and%20Green%20World%20176_City_in_Future.jpg

Воспитатель 1 категории:

Шишова

 Юлия Анатольевна

2017г.

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

2017 год – признан годом экологии. И это правильно. Это еще раз обращает наше внимание на одну из главных задач воспитания – это воспитание человека экологически грамотного.

Показателями экологической воспитанности являются:

  • ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту,
  • понимание уникальности живого, сочувствие,
  • сопереживание животным и растениям, находящимся рядом.

Для формирования экологической культуры нужно:

  • дать детям элементарные научные знания о природе,
  • поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
  • Для этого прежде всего нужно ребенка научить, как нужно относиться ко всему живому на Земле, ведь от этого зависит доброе и гуманное отношение наших детей к окружающему миру.

Работа по данному направлению невозможна без привлечения родителей воспитанников.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. 

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.

Педагогика сотрудничества основывается на следующих основных  принципах:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагога с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Работу следует проводить в двух направлениях:

педагог — родитель

педагог — ребенок — родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию


    Анкетирование, проведение опросов

Анкетирование, проведение опросов  позволяют выявить экологическую компетентность родителей для последующей разработка плана работы в этой области.

Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

 Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это:

  • информационные стенды,
  • буклеты,
  • памятки,
  • стенгазета.

Здесь родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание.

Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе, а также специальные задания типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

Например.

Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.

Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа?

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Очень важно:

  • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
  • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
  • оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
  • содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлекаем родителей к участию в мероприятиях экологической направленности.

Основные формы работы с родителями.

Родительское собрание.

Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Это собрания в форме дискуссий, КВН, диспутов.

 При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Войди в природу другом» сначала мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание начали с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие.

Досуговые формы организации общения.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «Праздник урожая», «Мисс Осень».

В детском саду проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», и т. д.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок

позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

 Например, участие в акции «Покормите птиц». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки.

Родители с большим желанием и энтузиазмом, проявляя творчество и фантазию, участвуют в экологических конкурсах  (выставка работ, родителей, детей и воспитателей из природного материала на разные темы, такие как «Необычное из обычного»«Осенние чудеса»«Подарки осени», работы из природного материала; «Наши руки не для скуки», поделки из бросового материала., «Новогодняя елочка»«Страна необычных цветов»).

Театральная деятельность.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками (экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла»).

Метод проектов.

В своей работе используем технологию метода проекта. Важное место в технологии занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.

Привлекаем родителей к проектной деятельности детей по экологическому воспитанию дошкольников.

Проектная деятельность способна:

  • -систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы.
  • - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • - объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»

Статья "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО"...

Методические рекомендации по предметно-развивающей среде ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Основная цель экологического воспитания – сформироват...

Консультация для воспитателей "Проектирование и организация предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС»

Задачи экологического воспитания:- Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно - следственные связи;- Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательнос...

ПЕДСОВЕТ презентация "Экологическое воспитание в соответствии с ФГОС"

Даная презентация составлена по педсовету на тему "Экологическое воспитание"...

Педсовет"Развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей в соответствии с ФГОС ДО". Уровень ДОУ 2018г.

25 марта 2018 года в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей в соответствии с ФГОС ДО" . Воспитатель, Андреенкова татьяна Ник...