Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром. «Русский народный костюм»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бурова Ольга Николаевна

Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром. «Русский народный костюм»

Провела воспитатель Бурова Ольга Николаевна.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - воспитывать интерес и любовь к народной культуре;

- познакомить детей с русским народным костюмом;

- дать знания об особенностях национального костюма;

- создать положительно – эмоциональное настроение;

- активизировать словарный запас, развивать диалогическую речь.

Оборудование: дети в русских народных костюмах, иллюстрации народного костюма.

Словарная работа: чудно, орнамент, головной убор, кокошник, бисер, подпоясана, кушак, косоворотка, порты.

Ход образовательной деятельности:

Раздается стук в дверь. Почтальон принес посылку. Ребята, посмотрите, нам из дома народного творчества пришла посылка. Прислала нам ее моя знакомая. Открываем посылку а там, русские народные костюмы.

В: Ребята, а давайте нарядимся в эти костюмы. Дети наряжаются.

Дети: Здравствуйте, добрые люди, низкий вам поклон. (кланяются), (дети здороваются).

В.-Хотите, я вам расскажу историю, как появился русский костюм:

Давным-давно люди стали носить одежду. Одежда служила только для защиты от холода и жары. Затем люди научились красить одежду, чтобы она стала наряднее. А знаете, чем красили одежду, ведь раньше не было красок, их еще не придумали.

- Собирали листья и кару деревьев, заливали кипятком и красили одежду этим отваром.

У девочек была белая сорочка длинная – длинная. Есть такая пословица: «Девичья сорочка – те же мешки, рукава завяжи, да что хочешь положи».

Поверх сорочки надевали сарафан красного или синего цвета. Сарафан украшали золотистой вышивкой в виде сказочных птиц, цветов или геометрических фигур. Рисунок ритмично повторялся в одежде.

Кокошник – это головной убор, его надевали на голову и так же украшали бисером.

Одежду берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, пока совсем до дырочек не износится. Всю одежду шили сами.

В. Вот так давным-давно и одевались люди на Руси.

Ребята, давайте спросим, как зовут наших гостей. (Дети спрашивают)

Дети: Я- Машенька, а я – Иванушка.

В. Какие имена красивые, ласковые, русские. А какие имена вы знаете? (Ответы детей)

В. Машенька, скажи, что за одежда на тебе, как она называется?

М.: Я одета в русский народный костюм. Это – белая рубаха, она широкая, по краю рукава и ворота яркий орнамент. Это - красный сарафан, который так же украшен орнаментом, украшение идет по центру, по - низу и вверху. На голове у меня кокошник, он украшен вышивкой и бисером.

В. Иванушка, расскажи, во что ты одет?

И.: Я тоже одет в русский народный костюм. На мне белая рубаха с орнаментом по краю ворота. Называется эта рубаха – косоворотка. Косоворотка подпоясана поясом, который называется кушак. Это штаны – порты, и заправлялись они в сапоги.

В. Наши гости одеты в русский народный костюм. Дети, а мы так одеваемся? (Ответы детей)

В. Конечно, мы сейчас так не одеваемся. Такую одежду носили в старину, а сейчас русский народный костюм мы надеваем на народные праздники, гуляния, концерты, для того что бы поиграть в народные игры. Ребята, покажем Машеньке и Иванушке как мы играем в русскую народную игру «Карусели» (ответы детей)

Давайте поиграем (игра «Карусели»)

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели

А потом кругом, кругом –

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз и два, раз и два –

Вот и кончилась игра.

В. Молодцы, ребята, хорошо, весело играли. Машенька, Иванушка, а вам понравилось?

Дети. Понравилось как ребята играли, как в стародавние времена, замечательно.

В. Ребята, а Машенька и Иванушка хотят посмотреть, какими внимательными вы были.

Дети. Мы будем задавать вам вопросы, и посмотрим, кто лучше всех запомнил.

М. Что это? (показ сарафана) Чем украшен сарафан? (орнаментом)

М. А это что? (показ рубашки), (ответы детей).

М. Как называется мой головной убор, чем он украшен? (кокошник, вышивкой и бисером.)

В. Молодцы, ребята, правильно, это сарафан, рубашка и кокошник. А вместе – это женский русский народный костюм.

И. А скажите мне, ребята, как называется моя рубашка, и почему? (косоворотка.).

И. Чем же я подпоясал косоворотку? (кушак ).

И. А как в старину назывались мои брюки? (порты,)

В. Конечно, косоворотка, порты, кушак – это мужской русский народный костюм. Так одевались в старину наши предки.

В. Ребята, вы сегодня были внимательны, любознательны, хорошо отвечали на вопросы гостей, порадовали меня и удивили Машеньку и Иванушку своими знаниями. Надеюсь, вы будете так стараться и дальше. Молодцы!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос». Составила воспитатель первый категории Киндюшенко Татьяна Валерьевна.

Программное содержание:Познакомить  детей с глобусом, с понятиями земля-планета, космический корабль, ракета, космонавт.Познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и вод...

Конспект комплексного занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром и пластилинографии на тему: «ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ».

·        Довести до сознания детей, что все движение и машин, и пешеходов подчиняется особым правилам, которые называются правилами дорожного движения;·...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Лунтик ухаживает за комнатными цветами»

#next_pages_container { width: 5px; hight: 5px; position: absolute; top: -100px; left: -100px; z-index: 2147483647 !important; }   Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Народная игрушка".

Цель: формировать представление о народных игрушках; приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас.Задачи: обучающие: познакомить детей с русскими нар...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...