Конспект НОД. Интеграция образовательных областей на тему: «Москва-столица нашей Родины» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Домникова Ирина Вадимовна

                                 Конспект НОД. Интеграция образовательных  областей на тему:

                                                           «Москва-столица нашей Родины»

                                                                           в старшей группе.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

                                          ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                                        ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                               УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 222

                                                                      ГБОУ ШКОЛА 222

                                 Конспект НОД. Интеграция образовательных  областей на тему:

                                                           «Москва-столица нашей Родины»

                                                                           в старшей группе.

                                                                                                                          Подготовила воспитатель высшей

                                                                                                                          квалификационной категории

                                                                                                                          Домникова Ирина Вадимовна.

                                                           Москва 2019 год.

Цель: Дать детям представление о том, что Москва - самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России - Москвой; познакомить с историческим прошлым Москвы.

Задачи:

1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города.

2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, гимн.

3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

4. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.

5. Воспитывать патриотические, гражданские чувства;

6. Познакомить детей с достопримечательностями Москвы  : театрами (Большой театр, детский театр имени Образцова), с цирком, зоопарком, Красной площадью.

7. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.
8. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей Родине, развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.
9. Воспитывать интерес к посещению музеев, театров, выставок, культурно -исторических мест.

Словарная работа: Обогащать словарь детей понятиями: Кремль, дружина, князь, белокаменная, златоглавая, древняя, Красная площадь, основатель Юрий Долгорукий, столица, гимн, куранты.

Предварительная работа

- рассматривание иллюстраций и фотографий с видами Москвы;

- прослушивание песен о Москве;

- чтение книг о прошлом и настоящем города Москвы;

- разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Москве.

- игры «Ручеек», «Мы идем по зоопарку»

- беседы с детьми о истории возникновения Москвы.

Материал и оборудование: карта России, листы бумаги, карандаши, использование ИКТ, показ презентации о достопримечательностях Москвы, демонстрационный материал, музыкальное сопровождение, аудиозапись гимна России.

1.Ход занятия:

Сегодня наше занятие посвящено главному городу нашей страны.

- А как называется наша страна, в которой мы живем?

Правильно, все мы россияне и Россия – наша Родина.

- А что такое страна? Это леса, моря, горы, реки, поля, города, села, деревни. Это место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина Россия. Родина у нас всех одна – она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее, у них больше возможностей делать великие дела!

Россия очень большая страна (показ на карте мира). В нашей стране много городов, но есть один самый главный. Какой это город? (показ слайдов с видом Кремля)

Это Москва (показ на карте).

А как следует называть жителей Москвы? (москвичи)

О Москве очень много сложено стихов и песен, послушайте один из них

… Такой большой старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины – Москва.

Как еще называют Москву? (Столица.) А чем столица отличается от других городов страны? В столице находится  правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.

Кто является главой нашего государства?

- А кто у нас президент?

- Где работает наше правительство и президент? (В Кремле)

За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. Один из красивейших залов Кремлевского дворца назван Георгиевским в честь Георгия Победоносца — святого покровителя Москвы. Как вы думаете, что значит – Победоносец? (ответы детей).

У нашей страны России есть свой гимн – это торжественная песня нашей Родины. Всюду, где играет гимн, нужно вставать. Это означает уважение и гордость за родную Отчизну (прослушивание гимна).

Давным-давно Москвы не было, а были  густые, бескрайние,  непроходимые леса, в которых водились дикие звери (медведи, волки, зайцы, рыси, кабаны, лоси).
Через леса протекали реки, в которых водилось много рыбы, люди плавали на лодках к друзьям в другие сёла. На берегу самой большой реки поселились люди. Реку, у которой они стали жить, назвали Москвой. И начали здесь селиться люди, строить маленькие деревянные домишки и образовалось много маленьких сёл. И именно князь Юрий Долгорукий решил объединить эти села в город –  так появилась Москва.
Как-то раз, из далекого города, на могучем коне прискакал русский князь Юрий, по прозвищу Долгорукий.  (слайд). Долго стоял он, внимательно всматриваясь туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю и зеленый холм, и сосновый бор на нем, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь, быть на этом месте городу и называться ему Москвой. Именно князь Юрий Долгорукий объединил маленькие села в город  так  и появилась Москва.
Так кто же основал Москву? (Правильно Юрий Долгорукий). Ему поставлен памятник в центре столицы (показ изображения).

 Город было необходимо защищать. От кого? (диких зверей, врагов).
А как вы думаете, как можно было защитить город? Огородить стенами и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров.

 Взялись москвичи за дело, потрудились на славу и построили деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым московским Кремлем.

Кремль вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (триста шагов из конца в конец).

 Сначала дома в городе были деревянные, и поэтому называлась Москва «Деревянной» (беседа о деревянных домах и возможности пожара).

Затем в Древние времена, когда на Москву часто нападали враги, а деревянные

стены, которыми был обнесен город, периодически сгорали во время набегов, их

заменили толстые стены из белого камня (демонстрация иллюстрации «Москва

белокаменная», и Москву стали называть «Белокаменной».

А позднее построен был Кремль из красного кирпича (слайд «Кремль»). Это уже современная Москва.

В Москву приезжают люди со всех концов света, чтобы полюбоваться ее красотами. Вот и мы с вами можем совершить сегодня небольшую экскурсию по Москве, познакомиться с ее достопримечательностями.

Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего.

В стенах Кремля много башен, каждая имеет свое название, одну из них вы знаете (слайд Спасская башня) Правильно, а чем она знаменита?

На ней, в верхней её части расположены главные часы государства, часы, по которым сверяет время вся страна– это куранты.. Они занимают 3 этажа башни.

- Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год). (запись - бой Курантов).

А это, ребята, самая древняя, знаменитая площадь Москвы – Красная (слайд). Как

вы думаете, почему она так называется?  На Руси всегда было – что красиво, то «красно» («красна изба не углами, а пирогами» и др. пословицы и поговорки)

«Красная» - значит красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники. Красную площадь украшает самый необычный храм Москвы - Покровский собор (храм Василия Блаженного). По Красной площади прошли многие известные люди, герои войны, герои наших дней. На ней принимал поздравления Ю. А. Гагарин, после того, как совершил свой первый космический полет (слайд-показ видов Красной площади, храма, парада Победы, чествования Ю. А. Гагарина) .

В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным россиянам, но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника - Царь – пушку и Царь – колокол. (слайд)

Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь».

Царь-колокол! (слайд). Нет на свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Триста с лишним лет назад отлили его из чугуна. Но это колокол никогда не звонил. Однажды в Кремле случился пожар, и мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали его заливать холодной водой; вот от разницы температур колокол и треснул, от него отвалился кусок)

Потом Колокол долго лежал в земле, только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.

Царь – пушка – всем пушкам пушка! Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Она предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. А огромные ядра, которые лежат рядом, никакого отношения к пушке не имеют.

 Потому что из нее должны были стрелять мелкими камнями и кусочками железа .

Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах-умельцах матушки России.              

 - Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны? Есть такое место в Москве. Для этого надо переступить порог одного из известнейший музеев Москвы – (слайд). Государственной Третьяковской галереи. 

Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями и картинами художников. Они могут попасть в гости к животным, акробатам, клоунам.

На экране появляется изображение цирка.

У нас в Москве есть два цирка – старый и новый. И выступают в них цирковые артисты: жонглеры, акробаты, фокусники, воздушные гимнасты, эквилибристы, дрессировщики и веселые клоуны!

Музыкальная физкультминутка «Веселые клоуны».
В древние времена тоже были артисты – называли их бродячими артистами. Они были и певцы, и танцоры, и музыканты, и акробаты. А с собой они водили ученых медведей. Музыканты ему играли на дудочке и пели: «Ну-ка, Миша, попляши, у тебя ножки хороши!»

На экране появляется изображение зоопарка.

Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, змеи из разных мест нашей земли.

 В зоопарке изучают поведение животных, их болезни, учатся их лечить, заботятся о них.

Физкультминутка «В зоопарке»
Мы идем по зоопарку,
Держим за руки ребят.
Видим мы из-за вольера,
Звери нам в глаза глядят.
Бурый мишка, косолапый
Он вразвалочку идет.
Через клетку тянет лапу,
Словно в гости нас зовет.
За вольером зверь огромный:
Уши как два лопуха,
Длинный хобот, хвост короткий.
Все мы смотрим на слона.
Это что за человечки?
За решеткой шум и гам!
Обезьяны из-за клетки
Строят рожицы всем нам.
На земле мы видим домик.
Кто же в домике живет?
Черепаха вдоль вольера
Очень медленно ползет.

Ребята, давайте вспомним с вами старинную русскую игру «Ручеек» и поиграем в нее.

На экране появляется изображение часов на фасаде кукольного театра имени С.В. Образцова

 В Москве много детских театров.  Самый любимый театр детей – кукольный театр имени С.В. Образцова. На фасаде театра – часы. Золоченый циферблат со стрелками окружают двенадцать домиков с дверцами, сверху - большой петух. Каждый час бьют часы и петух кукарекает. Ровно в полдень открываются окошечки и появляются кукольные звери, играющие на музыкальных инструментах и танцующие под музыку «Во саду ли в огороде».

Мишка играет на тарелках, заяц на барабане, коза на гармошке, поросенок на балалайке. В театре действует музей кукол.
Ребята, а мы с вами можете с этими куклами поиграть и представление показать?
Дети показывают кукольное представление: отрывок из русской народной сказки «Заюшкина избушка»

А в древние времена артистов, которые на ярмарках народ веселили да потешали и представления с куклами показывали, балаганщиками называли.

На экране появляется изображение Большого театра.

Дети: Есть театры для детей, а есть и для взрослых. Их посещают наша мамы и папы, бабушки и дедушки. Самый известный в мире театр – Большой. Это красивое белое здание, с высокими колоннами. Наверху здания человек в колеснице управляет четверкой лошадей . Большой театр – это театр оперы и балета. Там можно послушать музыку симфонического оркестра.
Дети слушают музыку Сент-Санта «Петух и куры».

 А в древние времена  только скоморохи на народных инструментах играли: дудочках, балалайках да гармошках.

Москва – город огромный, большой. Чтобы добраться из одного конца Москвы в другой, мы пользуемся транспортом: наземным, подземным, воздушным, речном.
Назовите мне его?
Ответы детей.( электричка, метро, самолет, автобус, машина, троллейбус, трамвай, катер, вертолет, такси, пароход и т.д.)

 А вот в древние времена никакого транспорта не было. Летом  ездили на телегах, а зимой на санях.
- В Москве много заводов и фабрик. Знаменитая фабрика по изготовлению конфет и шоколада «Красный Октябрь».

- В Москве много учебных заведений: университеты, институты, академии, где учатся студенты не только из России, но и со всего мира.

- В Москве много аэропортов, вокзалов. Столица должна быть соединена со всей страной.

Народ издавна пел о Москве песни, слагал былины, сказки, пословицы и поговорки. Ее называли: «дорогая столица», «золотая Москва», «матушка-Москва», «Москва белокаменная», «Москва златоглавая», «сердце нашей Родины».

- Ребята, послушайте в записи песню И. Дунаевского на слова М. Лисянского «Моя Москва»:

Я по свету немало хаживал,

Жил в землянках, в окопах, в тайге...

- А теперь послушайте поговорки о Москве:

Москвой-столицей народ гордится.

Москва - всем городам мать.

Кто в Москве не бывал - красоты не видал.

Москва, что гранит, - никто не победит.

На экране появляется изображение флага. Это флаг нашей страны. Какие цвета есть на Российском флаге? На нашем флаге каждый цвет имеет значение:

• Белый –означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам.

• Синяя полоска – говорит о том, что Россия против войны.

• Красная полоска –  означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь родины от врагов.

Много еще в Москве интересного, но на этом наша сегодняшняя экскурсия заканчивается. Позднее вы узнаете еще много интересного об этом удивительном городе.

Подведение итога:

- Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?

- что нового и интересного вы узнали?

- что вам больше всего понравилось?

- почему?

-На этом наше знакомство с Москвой не закончено. Я предлагаю вам раскраски с изображением достопримечательностей нашей столицы. Вы можете выбрать понравившуюся вам и раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие"Наша Родина - Россия". Старшая группа.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Наша Родина — Россия»Тема: «Наша Родина — Россия»Цель: Формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:...

конспект игровой образовательной ситуации с элементами социально- коммуникативного развития "Россия - наша Родина" в старшей группе

Конспектигровой образовательной ситуации с элементами социально-коммуникативного развития «Россия - наша Родина»в старшей группе Воспитатель: Шкилёва Е. П.г. Хадыженск 2015г.Цель: Воспитание...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Наша Родина - Россия" старшая группа

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Наша Родина - Россия"...

Конспект по развитию речи: «Наша Родина — Россия» (старшая группа)

Конспект по развитию речи: «Наша Родина — Россия» (старшая группа)Цель: формировать элементарные представления о символике России, о функциональном назначении гимна, г...

Конспект ООД "Леса, луга нашей Родины " в старшей группе

Маериал представлен по ознакомлению с окружающим ( природой)...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Москва - столица России. Кремль»

Цель: совершенствовать навыки рисования; развить память детей; закрепить умение отвечать на вопросы; воспитывать культуру речевого общения; повысить грамотность воспитанников и их родителей относ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: "Наша Родина - Россия" Старшая группа

Тема: Квест-игра по патриотическому воспитанию «Родина моя Россия»Цель: Нравственно-патриотическое воспитание детей через игры....