НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим на тему "Животные холодных стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Решетина Ирина Николаевна

Формировать у детей представление о животных холодных стран. Программные задачи Образовательные: - формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ; - расширять и активизировать словарь детей. Развивающие: - развивать связную речь, слуховое внимание; - развивать наглядно-образное мышление; - развивать логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

« Животные холодных стран»

в группе  старшего  дошкольного возраста « Крепыши»

от 5 до 6 лет

        Подготовил:

                    воспитатель  Решетина И.Н .

                                                         

                                                             

                                                         

                                                                    г. Сургут

                                                                      2018 г.

Тема НОД « Животные холодных стран»

Цель:  Формировать у детей представление о животных холодных стран

Программные задачи

Образовательные: 

-  формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ;

- расширять и активизировать словарь детей.

Развивающие: 

-  развивать связную речь, слуховое внимание;

- развивать  наглядно-образное мышление;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные: 

- воспитывать у детей  желание заботиться о природе и охранять ее.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- изобразительная;

- коммуникативная;

 - игровая;

- музыкальная;

- восприятие художественной литературы.

Предполагаемый результат: 

-закрепление знаний у детей  о  животных холодных стран.

Предварительная работа:

- словарная (белый медведь, песец, клыки, рога, ласты, клюв, котик, льды, айсберг,

усы - вибриссы, высиживать, добывать, реветь , рычать, быстроногий, ветвистые, птичий. );

- чтение художественной литературы (сказка «Почему заяц зимой белый», рассказ

В. Бианки «Тундра», «Снежная книга», «Маленькие рассказы. Моржиха», «Два белых, третий как снег»; рассказы Е. И. Чарушина «Рысь», «Заяц», «Северный олень», рассказы Ю. Дмитриева «Далеко на Север», ненецкая народная сказка «Песец и олень» );

- наглядность (рассматривание тематических картин)

-Беседа «Как животные приспособились к зиме».

 - Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».

- Рассматривание серии картин «Животные Севера».

- прослушивание аудио произведения    («Умка» )

Методические приемы:

- проблемные вопросы;

- сопоставление;

 - художественное слово 

 -  физкультминутка.

Необходимый материал, оборудование:

-  картинки с изображением животных;

-  картинки с изображением следов животных

 - магнитная доска;

- магнитофон.

Структура НОД:

I. Вводная часть (5 мин.)

а) разговор о  Севере;

б) чтения письма от  белого медведя;

в) возникновение проблемной ситуации.

II. Основная часть (10 мин.)

а) проблемные вопросы;

б)  загадывание загадок  

в)  беседа;

г)  физкультминутка  ;

д)  собирание картинок.

III. Заключительная часть (5 мин.)

а) совместное подведение итогов НОД.

  Воспитатель вносит письмо и объясняет, что обнаружила его утром у дверей группы.  Письмо пришло от   медведя Умки и карта  Арктики.  

Педагог читает письмо от медведя и демонстрирует карту, на которой изображена только река.

« Здравствуйте, ребята.   У нас в  Арктике случилась  беда,  Снежная королева забрала к себе всех жителей материка,  а мне сказала, что если я выполню все ее задания, то она отпустит всех моих друзей. А  задания очень сложные и я не могу их выполнить.  Полярная  сова подсказала мне, что вы  можете мне помочь, так как вы ходите в детский сад и много всего знаете. Задания я вам вложил в конверт. Помогите мне,  пожалуйста, а то скоро уже Новый год и мне бы не хотелось одному встречать этот праздник. Ваш друг Умка».

 Воспитатель: ребята, поможем  Умке вернуть друзей? (Ответы детей)

Тогда давайте приступим.  Только сначала надо узнать , что такое Арктика и какие животные там живут?

- Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

Кругом большие льдины, плавают айсберги.

Воспитатель. На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.

(Воспитатель берёт глобус).

Воспитатель. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

Воспитатель. Это модель нашей планеты Земля – глобус.

Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).

Что жёлто-зелёным? (суша).

 Сейчас и посмотрим на глобусе, где находится холодные страны   Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком, но мы с вами поговорим об  Арктике самой северной точке нашей родины.

Воспитатель: Чтобы узнать, кто   живёт среди снегов и льда, и кого мы должны вернуть в Арктику, нужно отгадать загадку.

Загадка.

 Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь).   (Ответы детей).

 Воспитатель: Правильно это белый медведь. Белый медведь – это самый крупный хищный зверь.  Живёт он почти 40лет, а питается он рыбой, тюленями.   Хотя белого медведя мы представляем себе сухопутным зверем, но большую часть жизни он проводит в воде. Да не просто в воде, а в ледяной воде Северного Ледовитого океана! Для человека при пребывании в воде с температурой 2-3 градуса Цельсия через 10-15 минут наступает смерть. А медведь весь день проводит, ныряя в воде с отрицательной температурой. И прекрасно себя чувствует! Так что же помогает ему не мерзнуть?
Во-первых, у медведя очень толстый подкожный слой жира. Он достигает 10 см! Этот жир создает хорошую прокладку между ним и окружающей средой. И повышает плавучесть зверя в воде.
Во-вторых, у белого медведя черная кожа! Она прекрасно нагревается на солнце   и помогает медведю быстро просыхать. А, в-третьих, шерсть у белого медведя вовсе не белая. Она совсем лишена окраски. И состоит из тонких полых трубочек. Это прекрасная теплоизоляция - медведь находится как бы в термосе, сохраняющем его тепло. А еще шерсть медведя покрыта жиром и поэтому  когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается и вода скатывается с шерсти и медведь остается сухой.  

 Воспитатель: Слушаем следующую загадку.

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы,

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин   усатый. (Морж)

Воспитатель: Правильно, еще один житель Арктики- морж. Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

  У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Воспитатель: Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде он  не замерзает, так как спасает моржа толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются? (Ответы детей)

 Воспитатель: Правильно, моржи питаются рыбками, рачками.

Воспитатель: Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся толстые длинные  усы – вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно приходится искать на ощупь.

 Воспитатель: А кто же еще живет в Арктике узнаем, когда отгадаем следующую загадку.

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день.

Это северный … (Олень).

Воспитатель: - Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове? Длинные рога.

- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

- У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые не проваливаются в снег К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Чем же питаются северные олени?  Мхом, травой.

- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

  Воспитатель: Молодцы, ребята, еще одного жителя мы с вами вернули в Арктику. Слушаем следующую загадку:

 В Арктике кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он -.(Тюлень).

Воспитатель: Правильно, тюлень.  

- Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног? (ответы детей)

 Воспитатель:   Верно, плавники, а не ласты. Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается? (ответы детей)

 Воспитатель:   Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.

- А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас, как вы думаете? (Для того, чтобы быть незаметным для хищников.)

- Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Что спасает от холода тюленей? (От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.)

- Верно, молодцы!

Воспитатель: И так  с этими заданиями мы справились   и на нашей карте появились  жители Арктики. А теперь, прежде чем мы приступим к выполнению следующих заданий, давайте немножко отдохнем и проведем разминку.

 Физкульминутка «Мы идём!»  

Мы идём, идём вперёд, –   ( шагаем на месте).

Очень удивляемся. (  пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Воспитатель:  Идем дальше

Чтобы    выполнить следующее задание, мы должны с вами посмотреть  изображение следов   животных Севера.

Посмотрели? Запомнили, как выглядят следы животных? (Ответы детей)

 Воспитатель: А теперь слушайте задание. На ковре разложены дорожки из следов разных животных.  Мы сейчас с вами разделимся на три команды. По команде одна команда должна собрать  следы оленя, вторая команда следы  волка, а третья следы  медведя. Когда дети соберут все следы педагог предлагает детям выложить дорожку из следов, пройти по следам и в конце каждого маршрута найти в конверте картинку того животного, следы которого они выложили открыть его достать картинку и приклеить на карту.

 Молодцы ребятки, мы вернули на карту сразу  троих зверей.

 Воспитатель: А теперь садитесь за столы, мы с вами должны выполнить еще одно последнее задание. На каждом столе лежат разрезные картинки  с изображением разных животных  (работа в подгруппах). Дети по команде    собирают животное. На каждом столе лежит по конверту с картинками животных севера по количеству игроков. По мере окончания задания, дети достают из конверта каждый по животному и идут наклеивать на карту.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру « Кто лишний?»

 Морж, тюлень,  бегемот, белый медведь

Песец, зебра, морж, тюлень

Воспитатель. 

 Ну вот и выполнили мы с вами все задания. Давайте вспомним какие животные живут в холодных странах?

- Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, я вам сейчас загадаю загадки и посмотрю отгадаете ли вы их.

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и клыках. (Моржи)

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень)

Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?  Что помогает животным выжить в этих суровых условиях:

- Толстый слой жира, густая шерсть,

- Широкие лапы, окраска меха.

- Молодцы, вспомнили .

- Что нового узнали?

 



Предварительный просмотр:

Приложение

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь).   

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы,

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый. (Морж)

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день.

Это северный … (Олень).

Слушаем следующую загадку:

 В Арктике кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он -.(Тюлень).

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную. (пингвин)

Физкульт.минутка

Мы идём, идём вперёд, –   ( шагаем на месте).

Очень удивляемся. (  пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Письмо от Умки

« Здравствуйте, ребята.   У нас в  Арктике случилась  беда,  Снежная королева забрала к себе всех жителей материка,  а мне сказала, что если я выполню все ее задания, то она отпустит всех моих друзей. А  задания очень сложные и я не могу их выполнить.  Полярная  сова подсказала мне, что вы  можете мне помочь, так как вы ходите в детский сад и много всего знаете. Задания я вам вложил в конверт. Помогите мне,  пожалуйста, а то скоро уже Новый год и мне бы не хотелось одному встречать этот праздник. Ваш друг Умка».

C:\Users\Ирина\Desktop\атестация 2019-2020\животные холодных стран\морж1.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\атестация 2019-2020\животные холодных стран\шерсть.jpg

Шерсть белого медведя

C:\Users\Ирина\Desktop\атестация 2019-2020\животные холодных стран\белый медведь.jpg1.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\атестация 2019-2020\животные холодных стран\белый медведь.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\атестация 2019-2020\животные холодных стран\тюлень2.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\атестация 2019-2020\животные холодных стран\тюлень детеныш.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\атестация 2019-2020\животные холодных стран\северное сияние.jpg

Северное сияние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Животные жарких стран».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим....

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему Животные жарких стран

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему Животные жарких стран...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)

Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие в страну «Дорожных знаков»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка»155252, Ивановская область, г.Родники, мкр.60 лет Октября, 11Тел.: 8(4...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...