Конспект НОД "Вода. Круговорт воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект НОД "Вода. Круговорт воды в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda._krugovorot_vody_v_prirode.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель: Закреплять знания детей о круговороте воды в природе, о ее свойствах и значении.

Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.

Уточнять и закреплять знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

Обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.

Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Воспитывать аккуратность при работе: умение работать сообща.

Коррекционные задачи: развитие координации слова и движения, слухового внимания, цветовосприятия, обобщения, зрительного восприятия.

Виды деятельности: познавательно развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание и показ); словесный (беседа, рассказ, художественное слово); практический (опыты).

Формы организации: занятие.

Оборудование: глобус, карточки профессий, папки «Опыты в картинках», «картотека опытов», кубик, шарик, широкая и узкая баночки, стаканы, молоко, краски, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука, травяной настой, мятные капли, таз.

Предварительная работа: беседа с детьми о значении воды; чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик - душ»; чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой, чтение сказки  «Капитошка. Путешествие воды»; проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»); дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессии); познавательная игра «Где, какая вода бывает?»; просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»; знакомство с круговоротом воды  в природе.

 

Ход НОД

Загадка:

На ноги стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

Воспитатель: А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли.)

Воспитатель: А как вы понимаете – модель земли? (дети высказывают, объясняют).

Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на ее модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…)

Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характерные ее поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показывает на глобусе).

Воспитатель: ребята, а почему очень много синего цвета?  (Синий цвет –  это вода: моря, океаны, реки, озера).

Воспитатель:                  Если на карту Земля посмотреть.

Земли на земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда.

Планета должна называться вода?

Воспитатель: Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?  Почему? (дети объясняют)

Воспитатель: А что вы знаете о воде? Какая она? Кому нужна вода? Зачем вода нужна растениям? Почему животные не могут жить без воды? Ребята, а люди нужна вода?  (Дети объясняют, делают выводы)

Звучит запись журчания ручейка

Чтение стихотворения о воде

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заполняет,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях и в океанах, как вы знаете, вода – соленая. Жить в такой воде, невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин – это в поселках, деревнях. А в городах, где много живет людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят  за тем. Чтобы вода была чистая, хорошего качества.  Питьевую воду нужно беречь. Почему? (дети объясняют)

Воспитатель: А еще необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. А как вода поступает в реку?

Воспитатель: Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды  в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как словно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Практическая часть. (Опытно – экспериментальная работа)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.)

Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Воспитатель: Для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Воспитатель: Приступаем к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы воды?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответ детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода. Все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находятся. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску).

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.  Смотрим через нее картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды.  И вывешиваем его на доску).

Опыт 3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положил в воду? (Ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультурная минутка

Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.  Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из – за своих лабораторных столов и пройдем на ковер. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке).

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (повороты в разные стороны)

Чтобы стать еще умнее. Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: Отдохнули. Ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.

Воспитатель: Что же мы видим? (Ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

 Предложить детям определить, есть ли воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы, символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Воспитатель: приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит? (таз с водой) давай те все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (свое лицо, отражение)

А где еще можно увидеть сове отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение?

(Очень плохо, оно размытое)

 Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна. То отражение предметов нечетко и размыто.

Итог занятия.

Выводы.

Дети читают стихи

 О земля, муравейник людской,

Дом родной без конца и края.

Ты нас кормишь и поишь водой,

Как тебя не беречь, дорогая?

- Сохраним моря и воздух,

Недра, лес и тишину.

- Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим!

- Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Круговорот воды в природе"

Интеграция образовательных областей «Познание» и «Коммуникация»Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Круговорот воды в природе»(старший дошкольный возраст)...

Конспект НОД "Круговорот воды в природе"

Цели: Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного, интересного.Уточнить и закрепить знания детей о круг...

конспект занятия "Круговорот воды в природе" для старшего дошкольного возраста

В конспекте представлен материал по знакомству детей с таким явлением, как круговорот воды в природе с использованием опытов. В ходе занятия дети знакомятся с причинно - следственными связями по техно...

Конспект ООД "Круговорот воды в природе"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитиюна тему: ««Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»»для детей подготовительной к школе  группы....

Конспект НОД "Круговорот воды в природе"

Коснпект непосредствнно-организованной познавательно-исследовательской деятельности "Круговорот воды в природе", где дети знакомятся с особенности движения воды в природе, свойствами воды, е...

Конспект НОД «Круговорот воды в природе» в подготовительной группе с использованием ИКТ

Конспект НОД «Круговорот воды в природе» в подготовительной группе№ 6 с использованием ИКТПодготовила: Ермоленко Ксения НиколаевнаГ.Ростов-на-Дону 2021г. Цель: познакомить детей с явл...