Программа дополнительного образования "Путешествия по Вселенной"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Инна Владимировна Стариченкова

Ну как объяснить дошкольникам устройства солнечной системы, ведь мы никогда ее не увидим? Для этого я создала в группе мини-планетарий и  разработала программу дополнительного образования на тему «Путешествия по Вселенной…». Формирование естественно - научной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, показ ее эволюции способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, креативности, любознательности, коммуникабельности, ответственности. Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствующую развитию их интеллекта, расширению их кругозора, мышления и мировоззрения создает основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира. Программа дополнительного образования «Путешествия по Вселенной» рассчитана на 1 год обучения, состоит из двух разделов и предусматривает постепенное ознакомление детей 6 – 7 лет со строением и развитием Вселенной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             

Программа дополнительного образования

«Путешествие по Вселенной…»

2014 – 2015 учебный год

возраст: подготовительная группа

время проведения: понедельник 15.30

режим проведения занятия: 1 раз в неделю.

Руководитель

Стариченкова И.В.

МАДОУ «Детский сад № 42»

Г. Краснокамск

Пояснительная записка

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба, его жизнедеятельность во многом  зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знания неба я решила воспитать в своих почемучках. Цель моей работы – заинтересовать детей самой увлекательной наукой о Вселенной – астрономии. Тайна звезд, космоса, планет необыкновенно притягивают к себе ребят. В космонавтов с удовольствием играют все. Ну как объяснить дошкольникам устройства солнечной системы, ведь мы никогда ее не увидим? Для этого я создала в группе мини-планетарий и  разработала программу дополнительного образования на тему «Путешествия по Вселенной…». Формирование естественно - научной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, показ ее эволюции способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, креативности, любознательности, коммуникабельности, ответственности. Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствующую развитию их интеллекта, расширению их кругозора, мышления и мировоззрения создает основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира.

Программа дополнительного образования «Путешествие по Вселенной» рассчитана на 1 год обучения, состоит из двух разделов и предусматривает постепенное ознакомление детей 6 – 7 лет со строением и развитием Вселенной.

Задачи работы кружка на первом году обучения

Дать детям первоначальное представление о Солнце и Земле.

Развивать любознательность, наблюдательность, коммуникабельность, а также психические процессы.

Воспитывать интерес узнавать новое, незнакомое для себя.

Форма организации работы: занятия в группе и на прогулке, экскурсии, наблюдения, игра – путешествие.

Методы, приемы : рассказывание, рассматривание, беседа, дидактические и подвижные игры, использование загадок, моделирование, экспериментирование, компьютерные презентации.

Формы проведения итогов: досуг, викторины.

Учебно–тематический план

1-й год обучения

Дата

Кол-во зан.

Тема

Задачи

Развивающая среда

Методические приемы

Литература

Окт.

1 н.

1

Знакомство с планетарием.

       Формировать у детей первые представления о Вселенной в целом.

      Развивать познавательную активность.

      Воспитывать  интерес к занятиям в «голубой» комнате со звездным небом.

  Макет Солнечной системы, плакаты, подбор стихов.

    Беседа с рассматривание макета Солнечной системы.

    Объяснение правил поведения в планетарии.

     Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

      Чтение книги Нуждиной «Чудо-всюду».

   Нуждина «Чудо-всюду», стр.

Окт.

2 н.

1

Раздел

«Что такое небо».

«Чудо - Солнышко»

     Продолжать учить детей внимательно слушать.

      Дать детям знания о том, почему в космосе темно.

     Развивать познавательную активность и любознательность через просмотр презентаций.

      Воспитывать интерес к окружающему миру.

Фонарик, стол, линейка для проведения опыта, компьютерная презентация.

    Просмотр презентации «Что у нас над головой?»

     Беседа по  презентации.

      Отгадывание загадок.                                           Проведение опыта «Темный космос».

О, В, Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 111.

Окт.

3 н.

1

Игра – занятие «Путешествие в мир вещей. Телескоп»

Книга П. Клушанцевой «О чем рассказал телескоп», рисунки разных телескопов, портреты Коперника и Ньютона.

Чтение рассказа из книги Нуждиной «Телескоп».      

Рассматривание портретов создателей телескопа и самого телескопа.

О.В. Дыбина «Что было до…», стр.

Нуждина «Чудо -  всюду», стр.259

Окт.

4 н.

1

«Какое оно – твое солнышко».

Познакомить детей с тем, что Солнце – один из источников радости людей, что Солнце – это небесное тело.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Иллюстрации солнца, энциклопедии, книга Е.П.Левитана «Твое Солнышко», клип «Солнышко родное».

Чтение книги Е.П.Левитана «Твое Солнышко».

Беседа по прочитанному.

Наблюдения на прогулке за положением солнца в разное время суток.

Просмотр клипа «Солнышко родное».

Е.П.Левитан «Твое Солнышко».

Нояб.

1 н.

1

Практическое занятие.

       Дать детям первоначальное представление о форме, размере Солнца и его расстоянии до Земли.

      Научить детей умению моделировать сравнительные размеры Солнца и Земли.

      Развивать мелкую моторику рук и навыки работы с ножницами.

       Воспитывать желание узнавать новое.

      Бумага, ножницы, мячи разного размера, игрушка юла, книга Е.П.Левитана «Твое Солнышко».

       Чтение книги Е.П.Левитана «Твое Солнышко».

      Беседа о правилах поведения на солнце.

      Рассматривание иллюстраций.

     Изготовление солнечных очков из бумаги.

     Отгадывание загадок о Солнце.

     

книга Е.П.Левитана «Твое Солнышко».

Нояб.

2 н.

1

«Солнце - источник жизни на Земле».

     Познакомить детей с условиями, необходимыми для жизни растений и животных.

      Сформировать представление о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

      Развивать стремление выражать свою радость.

    Способствовать воспитанию интереса к живой и неживой природе.

    Фонограмма пения  птиц и звуков леса, картинки с изображением дневных и ночных животных.

     Сказка Чуковского «Краденое солнце».

      Беседа по сказке К.Чуковского «Краденое солнце».

     Рассказ воспитателя на тему «Солнце - источник жизни на Земле».

       Д/и «Хорошо - плохо».

       Прослушивание фонограммы.

Т.А.Шорыгина «О космосе», стр. 24 – 26

О.И.Донина «Путешествия по Вселенной», стр. 16

Нояб.

3 н.

1

«Солнце - большая звезда»

     Сформировать представления о Солнце, как о самой большой звезде.

     Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный.

             Развивать интерес к познанию окружающего мира, через проведение опыта.

      Воспитывать желание узнавать новое.

Настольная лампа, ванночка, зеркало, лист белой бумаги.

      Беседа «Солнце –  большая звезда».

      Опыт «Радуга в тазу».

      Чтение рассказа из книги Нуждиной «Радуга».

     

       

Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе», стр. 402

Нояб.

4 н.

1

Практическое занятие.

         Познакомить с понятиями света и тени, показать значения разного освещения в жизни растений и животных.

       Развивать интерес к познанию окружающего мира, через проведение опыта.

      Воспитывать желание узнавать новое.

       

 

Зеркало, лампа.

     Рассказ воспитателя о том, что такое тень.

      Игра «Догони свою тень».      

      Физкультминутка «Солнечные зайчики».

       Играй с зеркалом

      Опыт с лампой.

Дек.

1 н.

1

«Солнце – хозяин дня и ночи»

      Дать детям представление о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

         Сформировать знания о сменяемости дня и ночи , через проведение опыта.

       Развивать космическое мышление.

        Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

    Глобус, настольная лампа, флажок, схема движения Солнца по небосводу.

     Беседа «Где ночует Солнце»         Просмотр клипа «День и ночь»

      Загадка про небо и солнце.

    Опыт с настольной лампой и глобусом «Земля и Солнце».

     

О.И.Донина «Путешествие по Вселенной»,  стр. 17, 18.

Дек.

2 н.

1

«День и ночь».

      Закрепить знания о том, почему происходит смена дня и ночи и как это происходит.

      Совершенствовать представления детей о времени и частях суток.

      Развивать умение устанавливать причинно-следственные отношения.

      Воспитывать интерес к поисково-познавательной Д.

      Картинки с изображением различных времен суток, энциклопедии, карточки «День и ночь».

         Клип «День и ночь».

      Рассматривание энциклопедий о том, как происходит смена дня и ночи.

       Подвижная игра «День и ночь».

       Д/и «День и ночь», «Что делают животные ночью и днем».

      Просмотр клипа «День и ночь».

Ж. «Обруч» 1 за 2003 г., стр. 28.

Дек.

3 н.

1

Практическое занятие.

       Совершенствовать умение моделировать смену дня и ночи, времен года.  

      Развивать умение четко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы.

        Воспитывать интерес к самостоятельному проведению опытов.

     Модель Земли (глобус), настольная лампа, презентация «День и ночь».

     Просмотр презентации «День и ночь».    

     Игра – эксперимент «Земля и Солнце».

      Самостоятельное проведение знакомых опытов.

О.И. Донина «Путешествие по Вселенной»,  стр. 19 № 4

Дек.

4 н.

1

«Солнце и времена года».

      Закрепить знания о частях суток.

     Систематизировать знания детей о временных отношениях (год – как временный этап, времена года).

      Познакомить с причиной смены времен года (вращение Земли вокруг Солнца).

      Развивать аналитические способности.

       Воспитывать внимание.

Глобус, настольная лампа, схема обращения Земли вокруг Солнца.

      Рассказ воспитателя о том, как происходит смена времен года что такое год.

       Д/и «Когда это бывает (части суток)»

     Показ «Вращение Земли вокруг Солнца».

     Игра «Поезд времени» (признаки и явления разных времен года).

О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 19 - 21

Янв.

1 и 2 н.

Поездка в планетарий г. Пермь.

Янв.

3 н.

1

Практическое занятие по теме «Солнце и времена года»

     Закрепить знания детей о том, что Земля – спутник Солнца (она вращается вокруг Солнца и своей оси, из-за этого происходит смена времени суток и времен года).

     Развивать умения детей демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси и обращение Земли вокруг Солнца.

     Воспитывать интерес к Солнцу, как к небесному телу.

Глобус, настольная лампа, схема обращения Земли вокруг Солнца.

     Опыты: «Земля м Солнце», «Вращение земли».

     Рассматривание энциклопедии «Космос».

     Отгадывание загадок о Солнце.

Янв.

4 н.

1

Знакомство с дидактическим пособием «Круглый год».

    Формировать представления о категории времени, цикличности сезонов, о последовательности месяцев.

     Закрепить знания о названиях частей суток, времен года и месяцев года.

     Развивать любознательность и познавательную активность.

    Воспитывать интерес к окружающему миру.

Дидактическое пособие «Круглый год».

   

    Рассматривание пособия.

    Объяснения правил игры.

    Совместная игра.

Фев.

1 н.

1

«Что можно узнать из отрывного календаря».

    Дать детям представление о календаре, как системе счета больших промежутков времени.

    Познакомит с историей создания календарей.

    Развивать логическое мышление, творческое воображение.

       Воспитывать познавательный интерес.

Иллюстрации и образцы древних и современных календарей, бумага, цветные карандаши.

    Игра – путешествие в прошлое календаря.

    Продуктивная деятельность детей – рисование «Календарь будущего».

О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 21 – 23

Фев.

2 н.

1

Практическое занятие

       Закреплять знания о некоторых календарных праздниках.

      Научить детей пользоваться календарем.

     Развивать эмоционально-положительное к занятиям в планетарии.

     Воспитывать умение внимательно смотреть мультфильм и затем отвечать на вопросы.

Разные виды календарей, мультфильм «Двенадцать месяцев», книга Маршака «Круглый год».

    Беседа «Что означают названия месяцев, их характеристика».

      Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев».

      Д/и «Когда это бывает» - на знание календарных праздников

Фев.

3 н.

1

«Древние представления о Земле»

     Формировать представления о происхождении планеты Земля, ее место нахождения, форме, движения своей оси, вокруг Солнца.

    Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к познанию.

     Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.      

Карандаши, бумага, подборка иллюстраций по теме, книга Е.П.Левитана «В семье Солнышка «танцуют» все».

      Беседа о том, что Земля – это планета.

     Рассказ воспитателя «Какими представляли небеса и Землю люди в древности».

     Рассматривание иллюстраций по теме:

     Продуктивная деятельность детей на тему: «Какой Вы представляете нашу планету».

Е.П.Левитана «В семье Солнышка «танцуют» все».

О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 23-25

Фев.

4 н.

1

  Занятие «Голубая планета. Какая она?»

      Установить, почему земной шар приплюснут с полюсов.

      Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства.

       Воспитывать желание узнавать новое.

   Подбор картинок по данной теме, фотографии Земли из космоса, кусок цветной бумаги длиной 40 см для поделки, клей, карандаш.

      Беседа «Наша планета Земля. Какая она?»

       Рассматривание иллюстраций и фотографий Земли из космоса.

        Изготовление модели Земли.

        Опыт «Приплюснутый шар».

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 110

 Е. П. Левитан «В семье Солнышка «танцуют» все», стр. 6-7.

Март

1 н.

1

«Глобус – модель планеты Земля»

     Познакомить детей с историей появления глобуса, его назначением.

    Развивать любознательность, познавательный интерес.

     Воспитывать интерес к занятиям в планетарии.

Глобус, иллюстрации по теме.

  Игра-путешествие в прошлое глобуса.

   Игровая - ситуация «На чем мы путешествуем».

    Чтение рассказа Нуждиной «Глобус».

О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 26-27.

Март

2 н.

1

«Земля на глобусе и ее портрет-карта» (практическое занятие).

     Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли.

    Развивать способность понимать знаково – символические обозначения карты Земли.

    Формировать умение ориентироваться на карте.

Энциклопедия «Чудо-всюду», глобус, карта полушарий, большой атлас Земли.

   Определение сторон света на карте полушарий.

    Рассматривание карты и глобуса, а также нахождение нашей страны и края на них.

И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование», стр37, 39.

Март

3н.

1

«Воздушная оболочка Земли».

   Формировать представления о том, что воздух состоит из разных газов, главный из которых - кислород.

    На основе опытов закрепить представление о роли кислорода.

    Расширить знания о воздушной оболочки для планеты Земля.

      Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.

Большой прозрачный сосуд с водой, простая бутылочка, бумага и блюдце, стеклянный стакан, схема слоев атмосферы.

   Опыты с воздухом.

   

О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 27

Март

4 н.

1

«Вращающаяся Земля».

     Дать детям понять, как Земля вращается вокруг своей оси.

      Сформировать представления о зависимости положения Земли относительно Солнца и сезонных изменениях.

        Развивать логическое мышление.

Детские энциклопедии, сезонные картинки, макет глобуса, вращающегося вокруг «Солнца»пластилин, зубочистка, подбор загадок о временах года.

      Опыт «Вращающаяся Земля».

       Беседа  «Вокруг чего вращается Земля».

        Отгадывание загадок о временах года.

         Словесная игра «Я начну, а ты продолжи».

          Эксперимент «мена времен года».

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 111.

    Т. А. Шорыгина «О космосе», стр. 18, 19, 20.

Апр

1 н.

1

«Стороны Света».

      Сформировать детям представление о Северном и Южном полушариях, экваторе, сторонах горизонта.

      Научить ориентироваться по полярной звезде, по Солнцу.

      Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления.

     Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Подборка иллюстраций по теме, карта звездного неба, физическая карта мира, глобус.

   Рассказ воспитателя об экваторе, сторонах горизонта, о двух полюсах и полушариях.

   Ориентирование по Солнцу на дневной прогулке.

О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 28 № 1, 2, 3

Апр.

2 н.

1

«День космонавтики».

   Закрепить знания детей о празднике 12 апреля День космонавтики и первом космонавте Ю.А.Гагарине.

    Развивать внимание, любознательность.

     Воспитывать уважение к профессии космонавта.

Книга В.Бороздина «Первый в космосе», атрибуты для игры.

    Экскурсия по мини-музею космонавтики.

     Беседа о предстоящем празднике.

     Игра «Какие предметы космонавт возьмет с собой в полет».

     Чтение глав из книги В. Бороздина «Первый в космосе».

Апр.

3 н.

1

Практическое занятие «Определение сторон горизонта по компасу».

    Познакомить с компасом, его предназначением.

     Развивать умение определять стороны горизонта при помощи горизонта.

     Воспитывать любознательность.

Компас.

     Игры с магнитами.

     Рассказ воспитателя «История компаса».

     Практическая работа с компасом.

     Чтение энциклопедии Нуждиной «Чудо - всюду».

О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 29 №4

Апр.

4 н.

1

«Наша планета Земля в опасности».

      Закрепить знания детей о планете Земля

       Развивать мышление, память и любознательность.

       Воспитывать желание любить природу с детства, изучать ее и правильно с ней обращаться.

Глобус, карта, подбор стихов.

      Чтение стихотворения «Наш дом родной, наш общий дом…»

      Беседа о жителях планеты Земля.

     Рассказ воспитателя о том, что планета Земля находится в опасности.

      Рассуждение на тему «как помочь природе».

Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в пдоготовительной группе», стр. 313.

Май

1 н.

1

Игра «Самый умный».

     Закрепить знания детей по разделам: «Чудо - Солнышка», «Земля – наш общий дом».

     Развивать умение четко, кратко и быстро отвечать на вопросы.

Воспитывать умение слушать.

Подборка вопросов к игре и атрибутов.

     Вопросы для игры «Самый умный».

О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 9 – 10 «Контрольные вопросы».

Май

2 н.

1

Итоговое занятие «Космическое путешествие на планету Солнцеблик».

   Закреплять знания детей о Солнце и планете Земля.

    Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику рук.

     Воспитывать интерес к занятиям и играм в «голубой комнате» со звездным небом.

   Оформление группы, сувениры, фонограмма, модели планет.

   Выполнение упражнений под музыку на тему «Космос».

    Беседа с вопросами по теме

О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 30

Май

3 н.

1

Показ занятия в планетарии для родителей.

Май

4 н.

1

Просмотр обучающего мультфильма «Астрономия для малышей».

    Учить детей внимательно смотреть и отвечать на вопросы после просмотра.

Мультфильм «Астрономия для малышей».

     

   Беседа после просмотра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...

План - конспект образовательной деятельности по рабочей программе дополнительного образования «Наша Вселенная» Тема: «Легенда о Млечном Пути»

Конспект проведения занятия кружка  по  Рабочей программе  дополнительного образования  естественно – научного направления  «Наша Вселенная»....

Дополнительная программа естественнонаучной направленности «Наша Вселенная» для дошкольников

Дополнительная программа естественнонаучной направленности «Наша Вселенная» для дошкольников...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...