Информационно-творческий проект «Покормите птиц зимой»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Исентаева Алевтина Каримовна

В современых условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе,воспитывать любовь к ней,учить беречь окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx247.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка»

Информационно-творческий проект                               «Покормите птиц зимой»

в средней группе «Колокольчик»

C:\Users\Кудряшка\Desktop\пти.jpg

Воспитатель: Исентаева А.К.

2018 год

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (22.01-26.01.18 г.)

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема: Недостаточные знания детей о зимующих птицах. В зимнее время многие птицы погибают, ведь им так трудно добыть корм - насекомых нет, ягод и семян тоже. Чем мы можем помочь им в это трудное время?

Цель:

1. Закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживой и живой природы и роли человека в жизни птиц, научить правильно подкармливать птиц.

2. Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения природы.

3. Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Задачи:

1. Расширить представление детей о зимующих птицах.

2. Обобщить знания детей о повадках птиц.

3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях. Формировать ответственность за братьев наших меньших.

4. Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

5. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности

6. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Предполагаемые результаты реализации проекта.

1. Расширятся знания детей о внешнем виде птиц, их названиях и образе жизни, о приспособленности к жизни в зимний период.

2. Желание и готовность участников проекта помогать птицам

3. Умение сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи.

4. Расширение словарного запаса детей.

5. Приобщение к совместной деятельности родителей.

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

1.Обсуждение цели, задачи .

2.Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.Перспективное планирование проекта.

4.Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

Основной этап.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Дидактические игры: «Что едят птицы», « Верю -не верю».

Настольные игры: «Разрезанные картинки», «Лото»

Подвижные игры: « Воробушки и кот»,« Птицы и автомобиль», « Птички и кошка», «Филин и пташки»,» Птицелов».

Познавательно – исследовательская деятельность: Познавательное развитие (Окружающий мир) «Покормите птиц зимой» Цель: Расширять и активизировать словарь детей, закреплять в речи названия зимующих птиц, особенности их строения и питания, обобщающего понятия "Зимующие птицы" Развивать психические процессы, мелкую моторику рук, через игровые задания. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, побуждать беречь и ухаживать за птицами зимой.

Развитие речи «У кормушки» Цель: Развивать умение детей составлять рассказ, с помощью педагога выделять его начало, середину и конец. Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении. Побуждать активно употреблять в речи распространенные и простейшие виды сложноподчиненных предложений. Развивать умение находить средства выражения образа в мимике, жестах и интонациях. Расширять представления детей о зимующих птицах. Активизировать в речи детей предлоги: над, под, в, около и т. д.

Чтение художественной литературы: Чтение рассказов М.Горького «Воробьишко», И.Тургенева «Воробей»

Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах, обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Беседы: «Кто заботится о птицах» «Меню птиц», « Перелетные и зимующие птицы», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой»

Художественно- эстетическое развитие: Рисование: « Птички»; Аппликация : «Снегирь»; Музыка: Аудиозапись « Голоса птиц» из серии П.И.Чайковского « Времена года».

Заключительный этап

Оформление результата проекта в виде альбома с фотографиями.

Организация и участие родителей в акции «Кормушка для птиц».

Работа с родителями.

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку», «Меню для птиц», Изготовление кормушек

Результаты реализации проекта.

  1. Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
  2. Насыщение предметно- развивающей среды: фотографиями, иллюстрациями, литературой.
  3. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказание помощи птицам в трудных зимних условиях.

Приложение.

1.Дидактическая игра «Что едят птицы»

Ход игры.

Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос : какая птица любит полакомиться хлебными крошками , семенами арбуза , ягодами рябины и т. д.

2.Дидактическая игра «Верю-не верю»

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю.

У синицы желтая грудка.

У сороки длинный черный хвост.

У воробья большой ,сильный клюв.(не верим)

А у кого такой клюв?

Снегирь любит сало.(не верим)

Какая птица любит сало?                                                                                              Ворона питается остатками пищи.

3.Игра-инсценировка «Узнай птицу!»

Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день , особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это … птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.

Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодное время мы сидим , тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска- галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко-желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные,  клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья , хвост- черные , спина – голубовато-серая , а брюшко – красное. Клюв короткий , толстый , конической формы , черного цвета.

Сорока: Голова , крылья , хвост у меня – черные , зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

4.Загадки.

4.1.Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(воробей).

4.2.Трещала с самого утра:

Пор-ра ! Пор-ра!

А что пора? Такая всем морока,

Когда трещит …(сорока).

4.3Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.(синица)

4.4.Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!(снегирь).

5.Игра средней подвижности « Филин и пташки».

Ход игры.

Перед началом игры выбирается филин, а дети делятся на две стайки: синиц и клестов. Каждая стайка встает в свой обруч. Филин сидит на стуле в центре. Подражая крику птиц, дети «летают».На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свой обруч. Если птица попадает в чужой обруч, то другие птицы ей говорят «Кыш – кыш, лети в свою стаю». Пойманную пташку филин угадывает по птичьему крику.

6. Подвижные игры:

6.1.«Птичка и автобус».                                                                                                             Ход игры.                                                                                                                                 Дети стоят на одной стороне площадки- это птички в гнездышках. На противоположной стороне стоит воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели птички, на дорожку» , дети бегают по площадке, размахивая руками- крылышками. По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите птички в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.

6.2.«Птицелов».

Играющие выбирают себе название птиц. Встают в круг, в центре птицелов.                                                                Птицы водят хоровод

Во лесу в лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ах птицелов идет,

Он в неволю нас возьмет.

Птицы улетайте!                                                                                                                  Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой- либо птице. Водящий должен угадать птицу.

6.3.«Воробышки и кот».

На одной стороне дети- воробышки, а на другой стороне кот, делает вид, что спит. Воспитатель дает команду: «Воробышки разлетаются!» Дети бегают по площадке. Кот просыпается, громко мяукает и ловит воробушек. Поймавшего воробушку кот отводит в свой домик.

7. Заучивание наизусть стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетаются зимой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна:

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну!

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

8. Памятка «Как кормить птиц»

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

Мало сделать кормушку, надо еще знать, что в нее можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть соленым. Овес охотно съедят синицы и воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жаренный,- лучший корм для синиц и воробьев. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом ( это смертельно опасно для них!)

Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц( плотное крепление, никаких острых краев, недоступность для соседской кошки)!

Повесьте кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие ловкие птицы.

По возможности корм должен быть защищен от непогоды!

Кормушку необходимо регулярно чистить.

9.Рисование «Птички».

Задачи: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования- ладошками.

10.Аппликация «Снегири».

Задачи: Учить передавать особенности строения, окраски, снегиря приемом пластелинографии.

11.Музыка: Аудиозапись « Голоса птиц» из серии П.И.Чайковского «Времена года».

12.Приметы: если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся – зимой к снегу; вьются вороны зимой в воздухе- это к снегу; птицы спустились и садятся на землю- будет оттепель; птица хохлится- к непогоде .

13.Пословицы и поговорки: мама синичка, да коготок остер; покормим птиц зимою- послужат тебе весною; и птица чует, что холод будет; глупа птица которой свое гнездо не мило.

14. Викторина «Кто лучше знает птиц?»

1.Вопросы для викторины:

- Чем отличаются птицы от других животных?

- Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?

- Назовите домашних птиц.

- Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы?

2.Задание. «Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимуюших?»

Дети должны разделить птиц на названные группы и назвать их.

Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.

3.Упражнение « У кормушки».

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение кормушки и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя и выделяют предлоги. Например: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки.

4.Задание. «Отбери водоплавающих и болотных птиц».

Вопросы:

- Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?

- Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?

Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото- журавли, цапли. Пруд- дикие утки, дикие гуси, лебеди. Мор- чайка, пеликан.

5.Упражнение «Продолжи предложение, найди причину».

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

- Зимой погибло много птиц, потому что…(была холодная зима).

- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…

- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

- Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

- У цапли длинные ноги и клюв, потому, что…

- Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому, что…

- У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому, что…

- Птицы альбатрос занесена в Красную книгу, потому, что…

- Все люди любят слушать соловья, потому, что…

6.Динамическая пауза. Подвижная игра «В птицу превратись».

Воспитатель говорит слова: «Раз, два, три, вокруг себя повернись и в птицу превратись». Например, в воробья- дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, а затем в журавля , ласточку.

7.Задание «Каждую птицу на свое место».

Ребенок берет карточку с изображением птицы, выбирает для нее место в таблице, объясняет, почему поместил именно на это место. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными, у нее тоже загнутый клюв и длинные , острые когти.

Материал: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали расположены: орел, павлин, альбатрос. Несколько предметных картинок с изображением хищных птиц (ястреб, сова). Птиц, живущих в жарких странах (попугай, страус) и птиц, обитающих на севере (тупик, полярная сова).

После проведения викторины подошло время вечерней прогулки, на которую мы отправились вместе с родителями. Родители повесили кормушки, а дети насыпали корм в кормушки, предварительно вспомнив правила подкормки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....

Проект "Покормим птиц зимой"

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Разработчик проекта:  Минникеева Елена Геннадьевна,воспитатель высшей квалификационной категории,МДОУ «Детский сад №112», г.Саратов Тип...

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала в домашних условиях» в рамках проекта «Покормите птиц зимой»

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птиц...

Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"

Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....

Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"

Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"...

Информационно-творческий проект "Покормите птиц зимой"

Актуальность:Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования....


 

Комментарии

Зибарева Людмила Анатольевна

Отличный проект!А самое важное, что тема экологического воспитания актуальна и своевременна с младшими дошкольниками. Мы с ребятами (средняя группа) тоже приняли участие в экологической акции и не передать словами восторг от изготовления кормушек и ежедневной подкормки птичек на участке! Желаю Вам Успехов!!!