Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Сорокина

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»

 

       ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о многообразии насекомых, об их характерных признаках, учить выделять общие существенные признаки насекомых,  подвести к пониманию взаимосвязи насекомых с условиями обитания (маскировочная окраска, приспособления к  неблагоприятным изменениям), уточнить представления о пользе насекомых, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

    

      МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки-копии насекомых, игрушка-копия паука,  демонстрационный материал с изображением насекомых, кора дерева,  лупы,  макет муравейника, трава, цветок, аудиокассеты с записью звуков леса, баночка с медом, восковая свеча.

 

                                                                                                                            ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

    Под музыкальное сопровождение (звуки леса) воспитатель читает стихи:

 

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

 

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

 

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

 

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

 

    Предлагает детям пройтись по «лесу» (имитация) и постараться отыскать  спрятавшихся маленьких  существ (в траве – кузнечика, божью коровку, на цветке – бабочку, в муравейнике – муравья). Затем  воспитатель просит поместить всех найденных существ на демонстрационный стол и спрашивает:

- Что это за обитатели леса, как каждого из них мы называем?

- Как можно назвать их одним словом? (насекомые)

- Что общего у всех насекомых? У всех  есть голова, брюшко, 4  крылышка, шесть лапок, усики. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. Воспитатель схематично изображает насекомого на доске.

- Каких насекомых еще знаете?

     Воспитатель показывает паука.

- Можно ли назвать его насекомым? Почему нет? 

     Насекомые живые существа. А все живое растет, питается, дышит, двигается.

- Как же передвигается насекомые? (ползают, ходят, летают, плавают, прыгают, бегают). Некоторые из них способны ползать вниз головой («Кто над нами вверх ногами?»)

- Способны ли насекомые издавать звуки? Какие?

 

                                            ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

     Воспитатель показывает изображения насекомых, а дети имитируют их  движения и звуки.

 

- Когда, в какое время года мы можем увидеть насекомых? (весной, летом, осенью)

- Как вы думаете, куда  исчезают насекомые поздней осенью, зимой? (прячутся, зарываются в землю, некоторые погибают).

- Где могут прятаться насекомые? (под корой деревьев, в мхе,  в пнях, различных щелях).

     Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев через увеличительное стекло и лично убедиться, что в коре имеются щели, трещинки, в которых насекомые могут спрятаться от морозов, а также от своих врагов.

- Кто же враг насекомых? (птицы)

- Как насекомые могут защищаться от врагов?

     Воспитатель помещает кузнечика-игрушку на  траву, жука-игрушку на кору дерева и выясняет у детей: заметно ли насекомых. Затем поясняет, что насекомые таким образом маскируются, прячутся  от птиц,  и такая окраска называется защитной. А у некоторых насекомых отпугивающая окраска. Воспитатель предлагает подумать и назвать насекомых с подобной окраской (божья коровка, пчела, шмель). Окраска этих насекомых как бы предупреждает, что это насекомое ядовито, несъедобно.

   

     Воспитатель обращает внимание детей на гусеницу-игрушку,  выставленную на демонстрационный стол, и выясняет у детей,  что это за живое существо? Выслушав ответы детей, поясняет, что и бабочка, и муха, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться  гусеница в куколку, совсем неподвижную  с виду. А из куколки появиться бабочка (рассказ сопровождается показом). Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся сначала крылышки, а потом  и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и полетит.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Расту червячком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю.

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу.

Неподвижно лежу.

Но снова весной

Я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю,

Над лугом порхаю.

 

- А где у бабочки дом?

У муравья дом - …. (муравейник)

У пчелы - …(улей)

Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка.

     Воспитатель показывает детям баночку с медом, воск, прополис.

- Как вы полагаете, кто производит эти полезные продукты? (пчелы). В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи.

- Какую еще пользу приносят насекомые? (бабочки радуют человека своей красотой, опыляют растения, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити из которых получают натуральный шелк; божья коровка уничтожает тлю; стрекоза поедает комаров, мух). А также насекомые могут предсказывать погоду.  Люди еще в древние времена заметили, что если

- комары столбом – к хорошей погоде;

- муравьи закрывают ходы в муравейнике – к ненастью;

- перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят;

- муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы;

- много мошек – готовь по грибы лукошек.

     Вот они, какие удивительные эти шестиногие малыши!

- Может быть, кто-то из вас знает или придумает загадки о насекомых? (дети и воспитатель  загадывают загадки).  Затем воспитатель приглашает детей попробовать меда.

 

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nasekomye.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

     

              Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

        по теме «НАСЕКОМЫЕ»

                                                                       

              Подготовила                                                                 Сорокинна Т.А.          

     ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о многообразии насекомых, об их характерных признаках, учить выделять общие существенные признаки насекомых,  подвести к пониманию взаимосвязи насекомых с условиями обитания (маскировочная окраска, приспособления к  неблагоприятным изменениям), уточнить представления о пользе насекомых, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

     

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки-копии насекомых, игрушка-копия паука,  демонстрационный материал с изображением насекомых, кора дерева,  лупы,  макет муравейника, трава, цветок, аудиокассеты с записью звуков леса, баночка с медом, восковая свеча.

                                                     ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Под музыкальное сопровождение (звуки леса) воспитатель читает стихи:

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

 

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

    Предлагает детям пройтись по «лесу» (имитация) и постараться отыскать  спрятавшихся маленьких  существ (в траве – кузнечика, божью коровку, на цветке – бабочку, в муравейнике – муравья). Затем  воспитатель просит поместить всех найденных существ на демонстрационный стол и спрашивает:

- Что это за обитатели леса, как каждого из них мы называем?

- Как можно назвать их одним словом? (насекомые)

- Что общего у всех насекомых? У всех  есть голова, брюшко, 4  крылышка, шесть лапок, усики. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. Воспитатель схематично изображает насекомого на доске.

- Каких насекомых еще знаете?

     Воспитатель показывает паука.

- Можно ли назвать его насекомым? Почему нет?  

     Насекомые живые существа. А все живое растет, питается, дышит, двигается.

- Как же передвигается насекомые? (ползают, ходят, летают, плавают, прыгают, бегают). Некоторые из них способны ползать вниз головой («Кто над нами вверх ногами?»)

- Способны ли насекомые издавать звуки? Какие?

 

                                            ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

     Воспитатель показывает изображения насекомых, а дети имитируют их  движения и звуки.

- Когда, в какое время года мы можем увидеть насекомых? (весной, летом, осенью)

- Как вы думаете, куда  исчезают насекомые поздней осенью, зимой? (прячутся, зарываются в землю, некоторые погибают).

- Где могут прятаться насекомые? (под корой деревьев, в мхе,  в пнях, различных щелях).

     Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев через увеличительное стекло и лично убедиться, что в коре имеются щели, трещинки, в которых насекомые могут спрятаться от морозов, а также от своих врагов.

- Кто же враг насекомых? (птицы)

- Как насекомые могут защищаться от врагов?

     Воспитатель помещает кузнечика-игрушку на  траву, жука-игрушку на кору дерева и выясняет у детей: заметно ли насекомых. Затем поясняет, что насекомые таким образом маскируются, прячутся  от птиц,  и такая окраска называется защитной. А у некоторых насекомых отпугивающая окраска. Воспитатель предлагает подумать и назвать насекомых с подобной окраской (божья коровка, пчела, шмель). Окраска этих насекомых как бы предупреждает, что это насекомое ядовито, несъедобно.

   

     Воспитатель обращает внимание детей на гусеницу-игрушку,  выставленную на демонстрационный стол, и выясняет у детей,  что это за живое существо? Выслушав ответы детей, поясняет, что и бабочка, и муха, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться  гусеница в куколку, совсем неподвижную  с виду. А из куколки появиться бабочка (рассказ сопровождается показом). Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся сначала крылышки, а потом  и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и полетит.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Расту червячком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю.

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу.

Неподвижно лежу.

Но снова весной

Я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю,

Над лугом порхаю.

- А где у бабочки дом?

У муравья дом - …. (муравейник)

У пчелы - …(улей)

Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка.

     Воспитатель показывает детям баночку с медом, воск, прополис.

- Как вы полагаете, кто производит эти полезные продукты? (пчелы). В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи.

- Какую еще пользу приносят насекомые? (бабочки радуют человека своей красотой, опыляют растения, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити из которых получают натуральный шелк; божья коровка уничтожает тлю; стрекоза поедает комаров, мух). А также насекомые могут предсказывать погоду.  Люди еще в древние времена заметили, что если

- комары столбом – к хорошей погоде;

- муравьи закрывают ходы в муравейнике – к ненастью;

- перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят;

- муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы;

- много мошек – готовь по грибы лукошек.

     Вот они, какие удивительные эти шестиногие малыши!

- Может быть, кто-то из вас знает или придумает загадки о насекомых? (дети и воспитатель  загадывают загадки).  Затем воспитатель приглашает детей попробовать меда.

     

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Традиции чаепития».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Традиции чаепития»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Татарстан – моя Родина. Флаг Татарстана. Гимн Татарстана»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром   в подготовительной группе      на тему: «Татарстан – моя Родина. Флаг Татарстана. Гимн Татарстана»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Удивительный мир насекомых"

Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей....

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Насекомые»

расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;уточнять знания о пользе и вреде насекомых для ...