Семейные традиции на Руси
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Козлова Алла Николаевна

конспект Интегрированного музыкально – тематического  занятия

«Семейные традиции на Руси»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №21

Выборгского района  Санкт-Петербурга

конспект

Интегрированного музыкально – тематического  занятия

«Семейные традиции

на Руси»

Музыкальный руководитель Козлова А.Н.

                

Санкт – Петербург

2019

Цель: знакомство с родной культурой, её историей и обычаями.

Задачи:

  • Познакомить детей с устным народным творчеством, музыкальным фольклором
  • Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, обрядах
  • Закреплять знания  детей о старинных русских именах  
  • Активизировать речь детей.
  • Воспитывать уважение, интерес обычаям старины, чувство        эмпатии.
  • Способствовать обучению детей элементам театрализованной деятельности.
  • Развивать тактильное восприятие, ловкость, координацию в системе «глаз – рука».

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Материал и оборудование:

  • презентация к занятию, видео материалы и аудиозаписи
  • атрибуты русской избы
  • кукла
  • уголек, зернышки, монетки
  • таз с водой, полотенце
  • русская рубашка
  • колыбелька
  • кусочек хлеба и солонка с солью
  • шнурок из ниток
  • костюм для Хозяюшки  и детей
  • материалы для изготовления оберегов

Предварительная работа с детьми:

  • знакомство с русскими пословицами и поговорками
  • разучивание пестушек, потешек,
  • прослушивание и разучивание колыбельных
  • рассматривание иллюстративного материала по теме обереги, куклы -обереги
  • разучивание народных игр

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В  русской избе сидит Хозяюшка и Хозяин,  качают колыбельку (воспитатели в народных костюмах).

Под  негромкую РНП входят дети.

ХОЗЯЮШКА:                Ай, люли, люли

                                     Гости в горницу пришли,

                                     Ах, в избе я живу.

                                     Всех в гости зову!

                                Проходите, гости дорогие!

Дети рассаживаются на скамейки, около печки

ХОЗЯЮШКА:        Хорошему гостю – хозяин рад, как говорили на Руси: «Много гостей – много новостей».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите: сколько интересных вещей! Куда вы попали?

ДЕТИ:                 Мы в русской избе.

ХОЗЯЮШКА:        А почему вы так решили?

ДЕТИ:                 Здесь стоит самовар, печка, деревянная посуда.

ХОЗЯЮШКА:        Дети, посмотрите кто у нас плачет? Это кукла – малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу качает её.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: 

ДЕТИ:                 Мы попали в сказку.

ХОЗЯЮШКА:        А почему вы так решили?

ДЕТИ:                 Потому, что в  так книжках нарисовано, в русских сказках

(Примечание: Описан опыт работы. Ответы, могут быть иными.)

ХОЗЯЮШКА:        Дети, посмотрите: кто у нас плачет? Это кукла – малыш, он недавно родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Дети качают люльку.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ        Ребятки, а где лежит  младенец?

ДЕТИ:                В коляске… в кроватке

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:  Почему вы решили, что это коляска? Здесь есть колёса?  А у  вас разве такая кроватка?

Дети обсуждают вопросы и отвечают.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Давным – давно, было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель или люлька — специальная кроватка для укачивания. А ещё её называют «зыбка», или зыбушка, качалка, баюкалка, колыска. 

        Слово колыбель происходит от слова колыбать, что означало качать, укачивать. А можно сказать: «зыбать» – покачивать, качать или

«люлюкать ребенка» – значит  баюкать, убаюкивать, качать, усыплять.

Ай, люли, люли, люли (прилетели журавли ) -  это припев при убаюкивании младенца.

Вот, послушайте (напевает, качая колыбель): 

                Ай-люли, ай-люли, гости к Ванечке пришли!

                Петушок — в сапожках, Курочка — в серёжках,

                Селезень — в кафтане, Утка — в сарафане!

                Ай-люли, ай-люли, гости к Ванечке пришли…

                 Все по лавкам сели, сели и запели:

                — Ай-люли, ай-люли…

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Дети, как называется младенец, лежащий в колыбели?

Дети отвечают. 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: …Колыбельник, Колыбельница…

-А как называется человек, качающий младенца?

                        (Колыбельщик, Колыбельщица)

-А если мы скажем, что это зыбка, то, что с ней делают?

-Зыбают.

-Зыбает кто?

-Зыбельщик

-А лежит в зыбке (кто?) …зыбочник, зыбунок, зыбунчик зыбунишка

А если это люлька,  то, что с ней делают?

-Люлюкают.

-Люлюкает кто?

-Люлюкальщик,

- А лежит в люльке…люленщик

Педагог помогает словообразованию.

Дети обсуждают новые слова, пробуют их «на вкус».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: В доме люлька была столь же необходимым атрибутом, как, скажем, стол или печь. Колыбель предназначалась для грудных детей.

Не всегда матери могли укачивать своё дитя на своих руках, нужно было поддерживать очаг, готовить еду, вести хозяйство. И тогда заботливые отцы сооружали подобие материнских рук для своего ребёнка, чтобы дитя также сладко покачивалось во сне и в тепле

        Существуют колыбели на опоре-качалке и подвесные. 

Наша колыбель какая?

Дети отвечают.

Педагог демонстрирует опору, снимая корзину. Дети исследуют её (на прочность, устойчивость), покачивают.

Наша люлька – напольная, качается по принципу «ваньки – встаньки». Видите, корзина поставлена на высокие ножки, а они на полозья.

Колыбелька качается из стороны в сторону от легкого прикосновения.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребятки, из чего же сделана эта колыбель? Давайте, посмотрим, пощупаем

Дети обсуждают, исследуют и отвечают.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Изготавливались колыбели из самых разнообразных материалов: из дерева (долблёные, дощатые люльки), из ивовых прутьев, из кожи,  из коры, и даже из верёвок (люльки-гамаки).

        Наша люлька изготовлена, сплетена из ивовых прутьев. Ивовая лоза - это молодые побеги различных пород ивы, годовалые или двухгодовалые длинные прямые ветви. Гибкость вымоченного или свежего "зеленого" прута позволяет создавать изделия самой невероятной формы. Все зависит только от воображения мастера

А если мастер умеет пользоваться временем заготовки и подготовкой лозы к плетению, то может регулировать цвет прута.

        Ребята, посмотрите: как красива и прочна наша люлька!

Для того чтобы её было удобно снимать и переносить, мастер вплёл ручки из толстых ветвей, а чтобы люльку можно было подвешивать – вплёл петли.

Нашей люльке уже много- много лет, поэтому ивовые петли заменены современными металлическими колечками

        Главным достоинством подвесных люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания - не только в доме, но и в поле, и в лесу.

Вы слышали, когда – нибудь, такое выражение: «растить детей на березе»?

Дети отвечают.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: А как вы думаете: что означает это выражение?

Предположения детей.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Берёза у русского народа считалась деревом жизни.

Поэтому люльку с младенцем ПОДВЕШИВАЛИ  на  берёзу, когда семья выезжала пахать, косить, жать или  в лес -  по грибы, по ягоды.

        Нашу люльку тоже можно подвесить при необходимости, но всё же мастер замыслил её в напольном варианте.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:        Ребятки, посмотрите, на люльке висит полог. Как вы думаете: для чего? 

Предположения детей.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:        Обязательным атрибутом становился полог: он защищал не только от комаров, мух и света, но и от нечистого глаза прятал.

        Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами или вышивали в ручную.

        У нашей люльки полог заменяют тканые шерстяные накидки с орнаментом и бахромой

        В колыбельку клали матрасик: для девочек делали из пшеничной соломы, считая ее знахарем души, а для мальчиков из ржаной, которая наполняла малыша энергией земли и способствовала росту. Под подушку в колыбель младенцу клали различные травы: чабрец, мяту, бессмертник, душицу, полынь — считалось, что они влияют на здоровье и хороший сон.

        Про колыбель в народе складывали поговорки:

«Что ревет детко, аль никто не зыблет его? Хоть бы разок, другой зыбнули!»,

«Все зыбочники, мал - мала меньше».

Объясните, как вы поняли эти выражения.

Объяснения детей

         Придумывали загадки:

«Без рук, без ног Богу молится.

Без рук, без ног во все стороны клонится.

Без рук, без ног все скок да толк»,

                 «Стоит поп голенаст, он и кланяться горазд».

«Олень по полю скачет, ноги до земли не достают».

Объясните, как вы поняли эти загадки.

Объяснения детей

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:        Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без нее он беззащитен. Особенно вне родного дома

        Перед тем, как уложить младенца в первый раз колыбель, в нее клали кота, чтобы он принял на себя все несчастья, которые могли обрушиться  на ребенка.

Вот, посмотрите – ка, и у нас возле колыбельки  сидит котейка, оберегая сон младенца.

          Если малыш не желал засыпать, люльку выносили на крыльцо на вечерней зорьке и просили: «Заря-заряница, красна девица, забери бессонницу - неугомонницу, дай на сон-упокой».

А, теперь, давайте, послушаем Хозяюшку.

ХОЗЯЮШКА:        С давних времен, когда рождается ребенок, родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только оно будет не простое, а старинное.

Дети, какие вы знаете старинные имена? (Иван, Егор, Потап, Гордей…)

Дети выбирают имя, предположительно назовут Егором)

ХОЗЯЮШКА:        Дети, а вы знаете, что пока ребеночек маленький,  его будут называть ласково. Как вы думаете, его будут называть?

ДЕТИ:         Егорушкой, а когда вырастет, Егором.

ХОЗЯЮШКА:        Мы растем и имя наше растет.

                А как вас будут называть, когда вы вырастите?

(Ответы детей)

ХОЗЯИН:        Молодцы, познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей, кто знает?

ДЕТИ: Тезки.

ХОЗЯЮШКА:        Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это?

(Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки)

Кто знает зачем нашему Егорушке эти предметы? Хотите узнать?

(Ответы детей)

ХОЗЯИН: Раньше на Руси, давным - давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы бросали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

Давайте, и мы с вами положим их нашему Егорушке.

Когда клали уголек, приговаривали: привыкай к домашнему теплу.

(Ребенок кладет зернышко)

ХОЗЯЮШКА: Будь всегда сыт.

(Ребенок кладет денежку)

ХОЗЯИН: Клали, да приговаривали «Будь всегда богат»

Хозяюшка и Хозяин купают куклу и приговаривают):

Тили – тили –тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки полное ведерко.

Мыли – мыли – мыли

Бело набело отмыли,

Лишь головка одна вся черным – черна!

Полотенце вышито и бело

Вытирай – ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Вот мы помыли и вытерли ребеночка, а что делают с ребеночком после купания?

ДЕТИ: Одевают

ХОЗЯЮШКА: Раньше ребеночка, именно, в первый день после купания одевали в отцову рубаху. Как вы думаете почему?

ДЕТИ: Что бы он был похож на родителей.

ХОЗЯИН: Одевали да приговаривали, расти большой, будь похож на родителей, трудись как они, отдыхай, как им отдыхается.

Одели мы Егорушку, а что дальше делали?

ДЕТИ: Спать укладывали.

ХОЗЯЮШКА: А куда?

ДЕТИ: В колыбельку.

ХОЗЯЮИН: Ребята, посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что же это?

ДЕТИ: Хлеб и соль.

ХОЗЯЮШКА: Руси хлебом – солью встречали дорогих, долгожданных гостей. Вот и родители клали хлеб с солью, да приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

(Кладут куклу – малыша в колыбельку)

ХОЗЯИН: Что делали родители дальше, как вы думаете?

ДЕТИ: Пели песенку, под которую ребенок засыпает.

ХОЗЯЮШКА: Мы сейчас с вами послушаем несколько колыбельных

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

ХОЗЯЮШКА: Дети, а давайте, и мы споем колыбельную для нашего Егорушки?

ДЕТИ:                 Давайте.

ХОЗЯЮШКА:         Баю – баюшки – баю,

                              Я тебе покой дарю.

                              Ветер в окна нам свистит,

                              Снег по улице кружит.

                              В небе звездочка горит:

                              Спи, сыночек, - говорит, -

                              Баю – баю – баю – бай

                              Спи, Егорка, засыпай!»

ХОЗЯИН:                Вот и уснул наш Егорушка.

А пока он спит, давайте, тоже, отдохнем и поиграем в старинную русскую ИГРУ «ВОРОН».

Дети переходят в зал                

                        Ой, ребята, та – ра – ра

                        На горе стоит гора

                        А на той горе дубок

                        А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ног вперед).

В позолоченных серьгах (показывают серьги).

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (имитация игры на трубе).

Труба точеная позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши).

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА (по согласованию)

ХОЗЯЮИН: Когда ребеночек спал в свой первый день рождения, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

(Ответы детей)

ХОЗЯЮШКА: Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети давайте, и мы с вами сделаем подарок Егорушке – не простой, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

ДЕТИ: Это предмет, который защищал и оберегал людей от бед.

ВИДЕОРЯД об оберегах.

ХОЗЯЮШКА: Название полностью соответствует сути и призванию любого оберега — защитить, уберечь человека от любых невзгод. Иначе говоря, оберег должен охранять хозяина от болезней, неудач. Он прекрасно защищает человека от многих недуг. Считается, что самые сильные обереги те, которые сделаны своими руками. Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила.

1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.

2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

3. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для родных людей.

4. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете.
Помните, ребята, мы с вами делали куклу –  закрутку?  Это тоже оберег,
а сегодня я предлагаю вам сделать вот такой оберег – браслет.

 Его мы будем делать из ниток красного цвета, завязывая их узелками. Узелков должно быть семь, потому что это число у людей на Руси считалось магическим и обозначало много отсюда и пословицы.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

За семью печатями.

Чеснок и лук от семи недуг.

 Красный цвет на Руси был цветом здоровья.

Я буду делать оберег для Егорушки, а вы подумайте и решите: для кого будете вы делать оберег.

(воспитатель опрашивает детей, кому они будут делать обереги)

 Красной нитью обматываем валик, делаем узелок, приговариваем – на счастье, завязываем еще один узелок, приговариваем – на удачу, завязываем третий узелок, что еще можно пожелать?

ДЕТИ: Здоровья (везенья, доброты)

ХОЗЯЮШКА: Какие замечательные обереги у вас получились, мой оберег тоже готов, я надену его на ручку нашему Егорке, а каждый из вас пусть пожелает ему, что – нибудь.

Дети перехоят в избу.

ДЕТИ: Никогда не болеть.

             Расти крепким, сильным да удалым.

           Будь добр и пусть встречаются тебе добрые люди.

ХОЗЯЮШКА: Спасибо вам, дорогие гости, за пожелания, да за слова добрые.

Дети вам понравился день рождения Егорушки? Чем именно?

(Ответы детей)

ХОЗЯЮШКА: До свидания, приходите через год на день рождения  Егорушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Проект по развитию семейных традиций «Семейные традиции в каждую семью!»

Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности...

Досуг - викторина с родителями «Семейные ценности и традиции на Руси»

Досуг в форме семейной гостиной в детском саду, приуроченный к открытию Года семьи....

Досуг по нравственно-патриотическому воспитанию с родителями в подготовительной группе «Семейные обычаи и традиции на Руси».

Цель: формировать у детей представления о русской избе и семейных традициях русского народа.Задачи: Расширять и углублять представления детей о внутреннем убранстве русской избы, о старинных семейных ...

Краткосрочный проект по развитию семейных традиций "Семейные традиции в каждую семью!"

Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям....