Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми подготовительной группы «Извержение вулкана».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель:

Познакомить воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности. Расширить знания детей об окружающем мире.

Расширять словарный запас, мотивировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике, такими словами: лава, магма, пепел, вулкан, кратер, жерло, гейзеры, геологи, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Воспитывать интерес и стремление к сознательному познанию окружающего мира, создать условия для самостоятельной , познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать доброжелательные отношения между сверстниками. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на получение ранее представления и собственные предложения. Приучить к аккуратности в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sd_vulkan_1.docx169.78 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №2 п.Теплоозёрск»

Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с

детьми подготовительной группы

«Извержение вулкана».


C:\Users\user\Новая папка\Downloads\строение-вулкана.jpg

Цель:

Познакомить воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности. Расширить знания детей об окружающем мире.

Расширять словарный запас, мотивировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике, такими словами: лава, магма, пепел, вулкан, кратер, жерло, гейзеры, геологи, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Воспитывать интерес и стремление к сознательному познанию окружающего мира, создать условия для самостоятельной , познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать доброжелательные отношения между сверстниками. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на получение ранее представления и собственные предложения. Приучить к аккуратности в работе.

Словарная работа:  «лава»,  «жерло», «магма», «кратер», вулканологи.

Предварительная работа. Заучивание загадок о вулканах, изучение информации о них в различных источниках (энциклопедия, интернет, телевизор) создание детьми, родителями и воспитателем познавательного уголка в группе детского сада « Вулканы», просматривание познавательных мультфильмов, презентаций по данной теме; создать папку-передвижку на тему: «Очень интересно о вулканах» (участники родители и дети).

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы и т.д.

Материал:  иллюстрации вулканов (электронная презентация), макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксусная кислота), фотографии гор, пластмассовые тарелки, стаканчики,  ложки, пипетки, салфетки, поддоны.

Образовательные области:

Познавательное развитие,

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие

Индивидуальная работа: поощрять  Анфису, Юлю, Кирилла за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Структура деятельности:

I. Вводная часть - 4 минуты.
а) мотивация;
б) рассматривание гор;
в) дидактическая игра «Игровизор» (составления слова из букв в лабиринте).
II. Основная часть - 18 минут.
а) опыт «Земная кора» (с тканью);
б) загадка-ребус;
в) физическая минутка;
г) рассказ ребёнка о легенде происхождения вулкана;
д) знакомство со строением вулкана, его видами;
е) познавательно-исследовательская деятельность «Извержение вулкана»
III. Заключительная часть – 3  минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) рефлексия.

Ход  деятельности:

Вводная часть 

- Ребята, давайте отправимся в поход в горы? Ну что пошли!

Мы готовы для похода.

Поднимаем выше ноги.

По дороге мы идем.

Не  спешим, не отстаем.

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

Вот куда-то мы  забрались

Где мы с вами оказались? (Изображения гор).

Слайд 2.

Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы.

- А что такое горы? (Горы - это высокие участки Земли).          

- Что есть у горы? (Подножие основание, склоны, вершина). Какие бывают вершины? (Острые, куполообразные).

- А что вы видите на вершинах гор? (Ответы детей: «Это снег! »).

- Почему на горах снег? (Ответы детей: «Потому что наверху очень холодно!»). Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно).

-Какие горы бывают? (Горы высокие, низкие, средние, широкие, узкие, у одних верхушки острые, а у других как – будто срезанные, пологие, крутые, белоснежные).  

- Давайте с вами прочитаем слово ГОРЫ.

-Сколько букв в слове? Слогов?

-Какие гласные буквы есть в этом слове?

- Соберите это слово (работа с игровизором).

Основная часть 

- Кто-то знает, откуда горы взялись?

-Вспомните, как называется наружный слой земли. (Земная кора).

Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Это мы с вами сейчас покажем.

Работа с тканью.

- Возьмите ткань и представьте, что это поверхность земли.

Теперь приведите её в движение. (Дети выполняют движения рук под тканью, по разному складывая кисти  рук: кто в кулачок, кто растопырив пальцы. Вы видите, как наша "Земля" морщится, горбится, прямо на глазах начинают расти «горы». (Дети приподнимают руки вместе с тканью).

- Наденьте ткань на руку и сожмите руку в кулак.

- Какая вершина получилась у горы? А теперь поднимите указательный палец вверх. Какая вершина у горы?

 - У нас образовались одиночные горы. А сейчас выстроим  «горы» между собой  по одной линии, поднимите руки на разную высоту (дети встают шеренгой, поднимая руки).

- Что у нас образовалось? - это образуется горный хребет, а между горами образуются глубокие  «ущелья». Вот так примерно происходит и в природе, только, конечно, не так быстро.

- А теперь встаньте в круг, протяните руку немного вперёд. У нас образовалась горная система.

Вывод: в результате движения земной коры образуются горы.

- Есть горы необычные, верхушки у них не острые, как у большинства гор, а будто срезанные. Они возникают  в результате загадочного грозного  явления природы.

( Загадка-ребус размещена на доске).

Р В С У Ф Л Ь К Ш А Е Н

Задание к детям:

- Уберите первую букву?

- Какая эта буква? (Р)

- Какая вторая? (В)

- А теперь задание загадки-ребуса:

- Нужно убирать каждую вторую букву? (Дети убирают буквы, называют их)

- Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось?

ВУЛКАН

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан).

- Сколько в этом слове букв?

- Давайте поделим это слово на слоги.

- Сколько гласных звуков и какие?

Ребята, кто-то знает, что такое - вулкан? (Ответы детей).

Я предлагаю продолжить наше путешествие, отправится к вулкану и точно узнать всё о нём.

Физкультминутка:
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием)
Последний раз огнём дыхнул – (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают»)

- Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал.

- Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? Какую геометрическую форму он напоминает?  (Он похож на конус, пирамиду, юбочку, крышу).

- А почему такую гору назвали вулкан?

В древности люди не знали, что происходит на самом деле и придумали легенду: 

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места»

И сейчас на Земле есть вулканы.

- Что вы видите на вершине горы? (На вершине горы большая яма)

- Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

- А эта дыра, уходящая глубоко в землю - жерло вулкана.  (Дети вместе повторяют слово жерло).

А на самой глубине вулкана - расплавленное горячее вещество- магма.

- Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.  

Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

- Какой вулкан называется действующим? (ответы детей)

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя.

- Ребята, опасно ли жить у таких гор? Почему?

Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который находился рядом с вулканом Везувий.

Про это событие написал картину художник К. Брюллов. Она называется «Последний день Помпеи».

Вулкан Везувий разрушил древний город, и мужественные люди пытались спастись. Много людей погибло в ту ночь.

- Извержение вулканов угрожает жизни людей. Они бывают очень мощные и разрушительные, не оставляя ничего живого на своём пути.

- Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.

- Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)

Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. И в краторе таких вулканов образуются озера.

- В чем разница между действующими и потухшими вулканами?

- Скажите, а кто-нибудь занимается изучением вулканов?

- Как вы думаете, зачем они занимаются этим?

Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан спит, а когда собирается просыпаться, и предупреждают всех об опасности. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко. Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии.

- Вулканы не только мешают, но и помогают людям. Люди используют вулканические камни для строительства, а вулканический пепел как хорошее удобрение.

- Хотите увидеть извержение вулкана прямо сейчас у нас в группе? (Ответы детей).

- Что для этого нам надо будет сделать? (Провести опыт).

- Сейчас мы продолжим наше путешествие и пройдём в  в уголок юного исследователя.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения. (Символы безопасного поведения детей на доске).

Надо работать аккуратно:

-ничего не брать в рот – символ;

-осторожно насыпать порошок – символ;

-лавы не трогать – символ;

- использовать салфетку – символ.

А теперь внимание! Что обозначает этот знак. (Запрещающий знак, осторожно, детям пользоваться нельзя). Это уксусная кислота. Чем она опасна? (Ответы детей). Пользоваться кислотой может только взрослый.

(Дети проходят к большому макету вулкана).

- Как вы думаете, макет какого вулкана у нас на столе? (Спящий). Сейчас  я  попробую разбудить такой вулкан.

- Внутрь «вулкана» я  насыпаю «волшебный» порошок. (Воспитатель выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя: пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды), затем добавляю  «волшебную» воду (лимонную кислоту). И наш вулкан  «ожил».

Лава по жерлу рвётся наружу

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный… вулкан.

- Какое извержение  произошло? Что вытекло из нашего вулкана?

- Прежде чем вы сами  проведёте  опыт по оживлению вулкана, вам необходимо сконструировать его. Что возьмём вместо Земли? (Пластиковая тарелка). Из чего сделаем жерло вулкана? (Пустая пластиковая баночка) Из чего сделаем основание вулкана? (Из конуса, который мы сделали заранее).

Вот у нас получился спящий вулкан.

 

 «Волшебный» порошок вы приготовите сами. Для этого вам надо:

-положить 3 ложки красного  порошка;

-накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости.

Дети   проводят опыт по извержению вулкана.

Воспитатель добавляет лимонную кислоту в приготовленные смеси.

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. (Спокойно, бурно).

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!

Вам понравилось оживлять вулкан? Когда вы вырастите большими, наверное, кто- то из вас обязательно станет учёным.

Ведь так много вокруг неизведанного. Что каждый из вас хотел бы изучать? Сегодня для вас на одну тайну стало меньше.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие к необычной горе заканчивается. Как эта гора называется? Что такое вулкан? Как называется яма, расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана? Ответы детей.

Заключительная часть 

Воспитатель: Ребята, что вы узнали нового? Что вам запомнилось? Что  понравилось?

 Рефлексия.

Мы сейчас с вами превратимся в вулкан. Если вам на занятии было интересно, вы узнали много нового вы подходите к картинке  с действующим вулканом; а  если вам было на занятии немного трудно, то к затухшему.

 – У детей, которые выбрали затухший вулкан, спросить почему?

(Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Вулканы.

Задачи:Познание:- обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; - расширить представления о природном явлении – вулкане. - раз...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»

Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем.  Показать принцип  приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией:  шоколадье...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»

Цель:- Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.- ...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе "Извержение вулкана"

Познакомить детей с вулканом как с природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, учить самостоятельно формулировать выводы по итогам ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе«Извержение вулкана»

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе«Извержение вулкана»...