Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Чудеса с воздухом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иосафова Татьяна Николаевна

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_s_vozduhom.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Звёздочка»

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

по ОО «Познавательное развитие» в старшей  группе

на тему: «Чудеса с воздухом»

Исполнитель:  

Иосафова Татьяна Николаевна

 Воспитатель I категории

МДОУ №15 «Звёздочка»

г.Ермолино

 январь 2020г.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности. 

Задачи: 
Образовательные:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

3. Активизировать речевую деятельность детей.


Воспитательные:

1. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. 

2. Воспитывать культуру общения.


Интеграция образовательных областей; 
-социализация ( совместная деятельность) 
-коммуникация ( продуктивный диалог) 
-здоровье ( физ. мин.) 
-познание (ФЦКМ, конструирование) 
-труд ( уборка своего места) 
-музыка 

Предварительная работа: 
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. 

Оборудование: 

-мультимедиа
-оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки,   полиэтиленовые пакеты, зубочистки, веера, бутылочки из-под имунеле, крышки фломастера, воздушные шары, духи, лак, приправа, кофе, мандарин, яблоко, газированная вода, пластилин, листы бумаги по количеству детей, пипетки, гуашь, мыльные пузыри по количеству детей,  . 

Ход занятия:

Организационный момент: 

Дети под музыку заходят в зал, взявшись за руки.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей, поздороваемся с ними. Давайте  мы возьмемся за руки и покажем, какие мы дружные.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: 

Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные).

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней). А без воздуха? (не больше 5 минут).

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

Я предлагаю отправиться в Чудо – лабораторию проводить опыты. Повторяйте за мной заклинание, чтобы перенестись в Чудо – лабораторию.

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

В лабораторию – за мной.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать.

Воспитатель: Ребята, я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? 
(одевает халат, шапочку, очки).

А вы будете научными работниками лаборатории.

Садитесь за столы. (дети садятся)

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. 

Правила (слайд 2)
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. 
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. 
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. 
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. 
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. 

Воспитатель: Итак, начинаем наши опыты:

Воспитатель: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды.

А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим). А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.  (Воздух не виден – слайд 3)

Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» 

 

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли поймать воздух? (ответы детей). Сейчас, мы это проверим.

Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». (слайд 4)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли  почувствовать воздух? (ответы детей). Сейчас, мы это проверим.

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух» (слайд 5)

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

Воспитатель:  Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» (слайд 6), на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

Если подуть в бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик.

Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли крышечки фломастеров, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? (слайд 7) «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №5 «Узнай по запаху»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

Проводиться упражнение.

А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

Проводиться упражнение.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и  угадать, что это? Предложить ароматы:   духи, лак, приправа, кофе, мандарин, яблоко.

   

Физкультминутка 

Дует ветер с высоты, 
Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны) 
Вправо – влево, влево - вправо 
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны) 

А теперь давайте вместе 
Все попрыгаем на месте (прыжки) 
Выше! Веселей! Вот так! 
Переходим все на шаг ( ходьба) 
Вот закончилась игра, 
Заниматься нам пора (садятся) 

Воспитатель: Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – (слайд 8) «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой пластилин»

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — обычную чистую воду, во - второй стакан - газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).

- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать?  На столах палитры с разведенной гуашью. Возьмите каплю гуаши пипеткой и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились. Мы ими украсим нашу группу!

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три повернись

И в саду ты очутись.

Воспитатель: Дети, где мы с вами побывали? (В лаборатории)

 

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.

Посмотрите на модели: (слайд 9) (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте вспомним о наших опытах .

Работа по схемам: (слайд 10)

Увидели воздух:

- С помощью трубочек и ёмкости с водой увидели пузырьки воды.

 Почувствовали воздух;

- С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

- С помощью бутылочек, баночек.

- С помощью шарика.

Воздух имеет вес:

- С помощью газированной воды и пластилина.

Воздух переносит запах

- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат

-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? 

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового. Мне с вами было интересно. В память о нашем путешествии, я вам, подарю маленькие сувенирчики - мыльные пузыри.

Воспитатель: Попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП на тему: «Путешествие в страну математики»

Образовательные задачи:Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счётом.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.Продолжать упражняться в решении задач путём сложения и вычитан...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Старшая группа Тема: «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования с природным материалом с использованием ИКТ...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Все детки любят эксперементы, игры в ученых и различные опыты. Представляю вам материал по эксперементированию с воздухом....