Консультация для воспитателей по экологическим играм
план-конспект занятия по окружающему миру

Иваненко Алина Олеговна

Конспект консультации для воспитателей по экологическим играм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»

Актуальность:

Для дошкольников это очень актуальная тема, т.к. дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте у ребенка формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно мы , педагоги , сеем семена доброты в души детей, и формируем нравственно-экологические чувства, нормы и правила взаимодействия с природой.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности.

Цель: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Задачи:

  1. познакомить педагогов о значимости дидактических игр по экологическому воспитанию
  2. рассказать о структуре дидагкической игры по экологическому воспитанию
  3. Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.

Работа по экологическому воспитанию может строится по следующему плану:

1.Специально организованное обучение, это:

  • Экскурсии, занятия.
  • Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).
  • Изодеятельность экологической тематики.
  • Ознакомление с трудом взрослых в природе.
  • Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.
  • Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).
  • Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).
  • Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

2. Совместная деятельность педагога и детей:

  • Диагностика экологической воспитанности детей,
  • Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.
  • Целевые прогулки в природу.
  • Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).
  • Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней..
  • Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.
  • Опыты, поисковая деятельность.
  • Труд в уголке природы и на участке.
  • Просмотр диафильмов, видеофильмов.
  • Работа с моделями.
  • Ведение календарей природы, дневников наблюдений.
  • Различные виды изодеятельности на экологические темы.
  • Создание книг - самоделок.
  • Экологические досуги и праздники.


    3. Самостоятельная деятельность детей:

  • Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).


Мне бы хотелось рассказать о роли игры в экологическом воспитании.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д.

Классификация экологических игр:

• ролевые;

• имитационные;

• соревновательные;

• дидактические;

• игры-путешествия.

Особенности ролевых экологических игр

В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности«Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»», «Лесная аптека» и др.

Особенности экологических игр-путешествий

В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д. Например«Поездка в зоопарк»«Прогулка в лес»«Посещение выставки картин о природе»«Поездка в деревню к бабушке» и др.

Особенности экологических дидактических игр

Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с дошкольниками«Кто потерялся?»«Узнай по вкусу»«Чудесный мешочек»«Две корзины»«Что будет, если?»«Птицы, рыбы, звери»«Цепочка»«Воздух, земля, вода»,«Летает, плавает, бегает» и др.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

        Игры с готовым содержанием и правилами:

        Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

        Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

        Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

        Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

        Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.

        В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

        Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

        Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

        Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

        Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

        В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года.

        

Несложные опыты и экспериментирование

        Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

        Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.

        Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

        Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками.

        В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.

        Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

Моделирование

        Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка . начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой.

        Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

        Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

        В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

        Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с природой наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

        Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы.

        Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируется обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

        

Литература:

  1. Программа экологического образования детей «Мы».
  2. С.Н. Николаева «Юный эколог»
  3. В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик».
  4. Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников,
  5. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д./е.»
  6. Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
  7. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявле...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Методическая разработка:консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Аннотация к методической разработке.Консультация для воспитателей.Тема:«Зимующие птицы нашего края»Образовательная область: познавательное развитие детей дошкольного возраста.Автор-составитель: воспит...

Консультация для воспитателей "Дидактические экологические игры"

Данные дидактические игры по экологическому воспитанию позволят дошкольникам закрепить полученные знания легко и непринужденно....

Консультация для воспитателей "Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...