"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской Федерации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

1.Географическое разнообразие

Название игры: «Пять рек».

Оборудование: мультимедийная презентация «Реки, речки и моря на земле текут не зря», схема «Строение реки», восковые карандаши, бумага, карта города Сызрани.

Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о природных водоемах, их строении и значении для всего живого на Земле; расширить представления детей о реках города Сызрани, уметь находить их на карте родного города..

Понятийный аппарат: исток, приток, устье.

Игровые правила и содержание (ход игры):

   Воспитатель читает детям стихотворение Ю.Симбирской «Речка, реченька, река...».

Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течёшь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы-дом родной.
Для животных-водопой.
Звёздам-зеркало большое.
По ночам они не спят.

До утра в тебя глядят.

   Воспитатель проводит с детьми небольшую беседу: о чем это стихотворение, что такое «река», ее назначение, как она изменяется в разное время года. Чтение стихотворения и беседа сопровождаются мультимедийной презентацией.

  Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть схему строения реки, на которой выделены: начало реки — исток, маленькие реки, которые впадают в большую реку — притоки (правый, левый), устье - конец реки, берега — границы реки (правый, левый) и течение — движение воды в реке, обращает внимание детей на то, что каждая маленькая река впадает в большую, а большая — в море или океан. Ребятам предлагается самостоятельно зарисовать схему строения реки и объяснить ее составляющие.

 Далее ребятам демонстрируется карта города Сызрани. Воспитатель спрашивает, какие реки города Сызрани известны детям. Выслушиваются ответы детей, а потом дополняются воспитателем. В Сызрани  - 5 рек: Волга, Крымза, Сызранка, Кубра и Кашпирка. Воспитатель поочередно показывает на карте эти реки и кратко рассказывает о них. Волга — самая длинная река, она - национальная гордость России, в нее впадает Сызранка, а Крымза является левым притоком Сызранки. Река Кубра впадает в Волгу в южной части города, а Кашпирка — одна из четырех малых рек Сызрани, находится у поселка Кашпир.

   После этого дети самостоятельно рассказывают о реках и показывают их на карте города. Воспитатель отмечает, что все реки Сызрани разнообразны и уникальны, а наша задача беречь и ценить дары Земли, приумножать их, оставляя будущим поколениям память о себе и о родных местах!

Работа с картой: показывают пять рек на карте города Сызрани.

Результат: понимают схематичное строение реки, могут самостоятельно изобразить его; знают пять рек родного города, их особенности, умеют находить на карте Сызрани.

2.Природное разнообразие

Название игры: «Такие разные животные».

Оборудование: физическая карта России, конверт, картинки и фигурки диких животных (белый медведь, северный олень, морж; лиса, волк, заяц; верблюд, черепаха, варан), мнемосхемы «Расскажи-ка», костюм Знайки, сумка, фотографии (или картинки) с изображением природы севера, смешанного леса (или тайги)  и пустыни.

Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о диких животных, обитающих в разных природных зонах России; формировать умение составлять описательные рассказы по мнемосхемам; создать условия для ориентирования по карте России.

Понятийный аппарат:  север, смешанный лес (или тайга), пустыня.

Игровые правила и содержание (ход игры):

  Воспитатель объявляет ребятам, что в детский сад пришло письмо и предлагает посмотреть, что в нем находится. Каждому ребенку раздается картинка дикого животного, затем воспитатель загадывает загадки про этих животных, дети поочередно показывают свои картинки с отгаданным животным всем детям. Далее воспитатель раздает каждому ребенку мнемосхему, с помощью которой они рассказывают о животном (название, размер, цвет, части тела, чем покрыто тело, чем питается, польза для человека).

     Затем появляется Знайка (взрослый), который рассказывает ребятам, что побывал в путешествии, откуда привез разные фотографии (или картинки) и хочет показать их ребятам. Он поочередно показывает их и кратко рассказывает о природе севера, смешанного леса (или тайги)  и пустыни. Затем предлагает ребятам разместить картинки животных рядом с фотографией (или картинкой) с изображением природы. Дети поочередно рассказывают о месте обитания определенного животного, Знайка внимательно слушает и дополняет их рассказы.

   Далее воспитатель просит Знайку показать на карте места, где он путешествовал, а ребята помогают ему, прикрепляя фигурки животных к определенному месту на карте, где они обитают.

Работа с картой: нахождение на карте севера, смешанного леса (или тайги), пустыни и размещение на ней фигурок животных, обитающих в этих природных зонах.

Результат: рассказывают о животных по мнемосхемам, знают особенности природные зон, где они обитают и могут показать их на карте России.

3.Культурное разнообразие

Название игры: «Где живет мой любимый герой?».

Оборудование: ламинированная карта мира, узкий бумажный скотч, с нарисованными на нем кружочками (ходами), игральный кубик с точками, фишки по количеству детей, карточки с заданиями, фигурки героев (например: Карлсон, Русалочка, Иван Царевич, Дюймовочка, Золушка, Чипполино, Маугли и т. д.).

Задача игры (замысел): конкретизировать представления детей об истории возникновения некоторых героев литературных произведений, их авторах, стране происхождения; создать условия для ориентирования по карте мира.

Понятийный аппарат: Швеция, Франция, Дания.

Игровые правила и содержание (ход игры):

  Воспитатель спрашивает у детей: какие у них любимые герои из литературных произведений, мультфильмов. Ребята перечисляют разных героев, называют произведения или мультфильм, его автора (если знают).

   Затем, воспитатель предлагает ребятам узнать: в каких странах живут их любимые герои и отправиться к ним в гости. Дети по очереди берут карточки с заданием, воспитатель читает его, а ребята стараются догадаться, о каком герое идет речь (например: «Тебе нужно отнести пирожки бабушке. Кто тебе сможет в этом помочь?» (Красная Шапочка), «Тебе нужно построить башню из кубиков и мясной тефтельки. Кто тебе сможет в этом помочь?» (Карлсон), «Тебе нужно победить браконьеров Антарктики. Кто тебе сможет в этом помочь?» (пингвиненок Лоло)).

   Когда герой разгадан, ребята ищут его фигурку на карте мира и прокладывают к ней путь из России узким бумажным скотчем. Далее начинается обсуждение: как называется страна, что в ней интересного (воспитатель кратко рассказывает о  происхождении героя, интересные факты о его стране). Если ребята что-то знают о герое, стране, то рассказывают об этом, а воспитатель дополняет их рассказ. Если в стране живут несколько героев, то беседа ведется о всех героях, живущих в этой стране (например в Швеции живут: Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, заколдованный мальчик Нильс и т.д.).

   Когда маршруты будут проложены, дети поочередно бросают кубик,  отсчитывают нужное количество ходов и начинают «собирать» своих любимых героев из разных частей света. Выигрывает тот, кто соберет больше всего персонажей и первым вернется домой.

Работа с картой: находят Россию на карте мира, ищут фигурки героев на карте мира, страну их происхождения и прокладывают к ней маршрут.

Результат: умеют находить на карте и знают страну происхождения героев литературных произведений, мультфильмов, их авторов, интересные факты об этой стране, истории появления любимых персонажей.

4.Этнографическое разнообразие

Название игры: «Здравствуй, дедушка Мороз».

Оборудование: плакат «Дед Мороз», картинки «Деды Морозы разных стран», глобус, карта мира, картинки, разрезанные на 8-12 частей, небольшие флажки разного цвета.

Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о традициях празднования Нового года в России; познакомить с дедами Морозами из разных стран; развивать умение складывать картинки, разрезанные на 8-12 частей; создать условия для ориентирования на глобусе и карте мира.

Понятийный аппарат: традиции, праздник, глобус.

Игровые правила и содержание (ход игры):

   Воспитатель читает стихотворение:

Что за дедушка седой

С длинной белой бородой,

За спиной мешок тяжелый,

Сам с усами и веселый?

Он танцует и поет,

Всем подарки раздает.

Как зовут его? - вопрос.

Ну, конечно, Дед Мороз!

  Воспитатель демонстрирует плакат с изображением деда Мороза, спрашивает у ребят, что они знают о нашем главном волшебнике, после чего, воспитатель дополняет рассказы детей. Проводится небольшая беседа о его внешних особенностях и месте проживания  (город Великий Устюг, Вологодская область, Россия).

   Затем воспитатель рассказывает детям, что  в других странах деды Морозы совсем другие (во время рассказа поочередно показывает ребятам картинки с изображением Санта Клауса из Америки, Пьер-Ноэля из Франции,  Йоулупукки  из Финляндии, Томте из Швеции и других, обращает внимание детей на их отличительные особенности и кратко рассказывает о традициях празднования Нового года и Рождества в этих странах). В ходе каждого рассказа педагог находит названную страну на глобусе, начиная с России и отмечает ее флажком.

 Далее детям демонстрируются картинки с изображением разных дедов Морозов, разрезанные на 8 или 12 частей и предлагается сложить их, чтобы помочь ребятам из разных стран встретиться со своими добрыми волшебниками.    

Работа с картой: в заключении игры ребята самостоятельно находят страны, отмеченные воспитателем на глобусе и выделяют флажками эти страны на карте мира.

Результат: знают традиции празднования Нового года и Рождества в некоторых странах; умеют складывать картинки, разрезанные на 8-12 частей; находят определенные страны на карте мира.

5.Социально-экономическое разнообразие

Название игры: «Открываем магазин».

Оборудование: иллюстрация «Весна», открытка к 8 марта, большая карта России, небольшие флажки и большие картинки с изображением цветов, посуды, игрушек, конфет, фруктов, грузовой машины, игрушки «Грузовые машины», искуственные цветы, детская посудка, небольшие игрушки, пустая коробка конфет, муляжи фруктов, самодельные бумажные деньги.

Задача игры (замысел): обобщить представления детей о праздновании Женского дня 8 марта; познакомить их с товарно-денежными отношениями при покупке и продаже; расширить представления о городах и областях нашей страны; создать условия для ориентирования по карте России.

Понятийный аппарат: товар, деньги.

Игровые правила и содержание (ход игры):

 Воспитатель показывает ребятам иллюстрацию с изображением весны, уточняет у детей: время года, месяц. Затем демонстрирует поздравительную открытку с первым весенним праздником - Женским днем 8 марта. Интересуется, какие подарки ребята хотели бы подарить своим мамам. Выясняется, что мамы хотят получить цветы, посуду, игрушки, конфеты, фрукты. Ребята размышляют, где можно найти такие подарки. А чтобы выбрать самые лучшие товары, решают открыть свой магазин и привезти их из других городов России.

     Воспитатель рекомендует, где можно приобрести хорошие подарки и показывает детям большие картинки этих товаров (цветы можно приобрести в городе Москве, посуду в городе Гусь-Хрустальный, Владимирской области, дымковские игрушки народных мастеров в городе Кирове, конфеты в городе Самаре, фрукты в Краснодарском крае).

   Ребята, на карте России, расположенной на столе, поочередно находят флажки с изображением приобретаемого товара, в названных городах и областях. Также находят на карте город Сызрань, на  флажке  которого изображена грузовая машина.

    Оставляя воспитателю самодельные деньги, ребята по очереди забирают приобретенные товары и загружают их в свои грузовые машины. Привезя все товары в город Сызрань, дети начинают их раскладывать на полках магазина. Потом каждый ребенок выбирает подарок для своей мамы, объясняет свой выбор.  

Работа с картой: находят на карте России названные города и области, ориентируясь по флажкам с небольшими картинками.

Результат: знают и правильно называют текущее время года, месяц, первый весенний праздник; понимают товарно-денежные отношения при приобретении  определенной продукции; умеют ориентироваться по карте России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые обучающие ситуации по разделам: "Труд", "Деньги", "Покупаем-продаем", "Реклама" помогут прояснить связи между работой, заработком, затратами и сбережени...

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по фор...

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей ста...

«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

В разработке представлены рекомендации к организации работы по формированию предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятел...

Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»

В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...