"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской Федерации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
1.Географическое разнообразие |
Название игры: «Пять рек». |
Оборудование: мультимедийная презентация «Реки, речки и моря на земле текут не зря», схема «Строение реки», восковые карандаши, бумага, карта города Сызрани. |
Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о природных водоемах, их строении и значении для всего живого на Земле; расширить представления детей о реках города Сызрани, уметь находить их на карте родного города.. |
Понятийный аппарат: исток, приток, устье. |
Игровые правила и содержание (ход игры): Воспитатель читает детям стихотворение Ю.Симбирской «Речка, реченька, река...». Речка, реченька, река Воспитатель проводит с детьми небольшую беседу: о чем это стихотворение, что такое «река», ее назначение, как она изменяется в разное время года. Чтение стихотворения и беседа сопровождаются мультимедийной презентацией. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть схему строения реки, на которой выделены: начало реки — исток, маленькие реки, которые впадают в большую реку — притоки (правый, левый), устье - конец реки, берега — границы реки (правый, левый) и течение — движение воды в реке, обращает внимание детей на то, что каждая маленькая река впадает в большую, а большая — в море или океан. Ребятам предлагается самостоятельно зарисовать схему строения реки и объяснить ее составляющие. Далее ребятам демонстрируется карта города Сызрани. Воспитатель спрашивает, какие реки города Сызрани известны детям. Выслушиваются ответы детей, а потом дополняются воспитателем. В Сызрани - 5 рек: Волга, Крымза, Сызранка, Кубра и Кашпирка. Воспитатель поочередно показывает на карте эти реки и кратко рассказывает о них. Волга — самая длинная река, она - национальная гордость России, в нее впадает Сызранка, а Крымза является левым притоком Сызранки. Река Кубра впадает в Волгу в южной части города, а Кашпирка — одна из четырех малых рек Сызрани, находится у поселка Кашпир. После этого дети самостоятельно рассказывают о реках и показывают их на карте города. Воспитатель отмечает, что все реки Сызрани разнообразны и уникальны, а наша задача беречь и ценить дары Земли, приумножать их, оставляя будущим поколениям память о себе и о родных местах! |
Работа с картой: показывают пять рек на карте города Сызрани. |
Результат: понимают схематичное строение реки, могут самостоятельно изобразить его; знают пять рек родного города, их особенности, умеют находить на карте Сызрани. |
2.Природное разнообразие |
Название игры: «Такие разные животные». |
Оборудование: физическая карта России, конверт, картинки и фигурки диких животных (белый медведь, северный олень, морж; лиса, волк, заяц; верблюд, черепаха, варан), мнемосхемы «Расскажи-ка», костюм Знайки, сумка, фотографии (или картинки) с изображением природы севера, смешанного леса (или тайги) и пустыни. |
Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о диких животных, обитающих в разных природных зонах России; формировать умение составлять описательные рассказы по мнемосхемам; создать условия для ориентирования по карте России. |
Понятийный аппарат: север, смешанный лес (или тайга), пустыня. |
Игровые правила и содержание (ход игры): Воспитатель объявляет ребятам, что в детский сад пришло письмо и предлагает посмотреть, что в нем находится. Каждому ребенку раздается картинка дикого животного, затем воспитатель загадывает загадки про этих животных, дети поочередно показывают свои картинки с отгаданным животным всем детям. Далее воспитатель раздает каждому ребенку мнемосхему, с помощью которой они рассказывают о животном (название, размер, цвет, части тела, чем покрыто тело, чем питается, польза для человека). Затем появляется Знайка (взрослый), который рассказывает ребятам, что побывал в путешествии, откуда привез разные фотографии (или картинки) и хочет показать их ребятам. Он поочередно показывает их и кратко рассказывает о природе севера, смешанного леса (или тайги) и пустыни. Затем предлагает ребятам разместить картинки животных рядом с фотографией (или картинкой) с изображением природы. Дети поочередно рассказывают о месте обитания определенного животного, Знайка внимательно слушает и дополняет их рассказы. Далее воспитатель просит Знайку показать на карте места, где он путешествовал, а ребята помогают ему, прикрепляя фигурки животных к определенному месту на карте, где они обитают. |
Работа с картой: нахождение на карте севера, смешанного леса (или тайги), пустыни и размещение на ней фигурок животных, обитающих в этих природных зонах. |
Результат: рассказывают о животных по мнемосхемам, знают особенности природные зон, где они обитают и могут показать их на карте России. |
3.Культурное разнообразие |
Название игры: «Где живет мой любимый герой?». |
Оборудование: ламинированная карта мира, узкий бумажный скотч, с нарисованными на нем кружочками (ходами), игральный кубик с точками, фишки по количеству детей, карточки с заданиями, фигурки героев (например: Карлсон, Русалочка, Иван Царевич, Дюймовочка, Золушка, Чипполино, Маугли и т. д.). |
Задача игры (замысел): конкретизировать представления детей об истории возникновения некоторых героев литературных произведений, их авторах, стране происхождения; создать условия для ориентирования по карте мира. |
Понятийный аппарат: Швеция, Франция, Дания. |
Игровые правила и содержание (ход игры): Воспитатель спрашивает у детей: какие у них любимые герои из литературных произведений, мультфильмов. Ребята перечисляют разных героев, называют произведения или мультфильм, его автора (если знают). Затем, воспитатель предлагает ребятам узнать: в каких странах живут их любимые герои и отправиться к ним в гости. Дети по очереди берут карточки с заданием, воспитатель читает его, а ребята стараются догадаться, о каком герое идет речь (например: «Тебе нужно отнести пирожки бабушке. Кто тебе сможет в этом помочь?» (Красная Шапочка), «Тебе нужно построить башню из кубиков и мясной тефтельки. Кто тебе сможет в этом помочь?» (Карлсон), «Тебе нужно победить браконьеров Антарктики. Кто тебе сможет в этом помочь?» (пингвиненок Лоло)). Когда герой разгадан, ребята ищут его фигурку на карте мира и прокладывают к ней путь из России узким бумажным скотчем. Далее начинается обсуждение: как называется страна, что в ней интересного (воспитатель кратко рассказывает о происхождении героя, интересные факты о его стране). Если ребята что-то знают о герое, стране, то рассказывают об этом, а воспитатель дополняет их рассказ. Если в стране живут несколько героев, то беседа ведется о всех героях, живущих в этой стране (например в Швеции живут: Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, заколдованный мальчик Нильс и т.д.). Когда маршруты будут проложены, дети поочередно бросают кубик, отсчитывают нужное количество ходов и начинают «собирать» своих любимых героев из разных частей света. Выигрывает тот, кто соберет больше всего персонажей и первым вернется домой. |
Работа с картой: находят Россию на карте мира, ищут фигурки героев на карте мира, страну их происхождения и прокладывают к ней маршрут. |
Результат: умеют находить на карте и знают страну происхождения героев литературных произведений, мультфильмов, их авторов, интересные факты об этой стране, истории появления любимых персонажей. |
4.Этнографическое разнообразие |
Название игры: «Здравствуй, дедушка Мороз». |
Оборудование: плакат «Дед Мороз», картинки «Деды Морозы разных стран», глобус, карта мира, картинки, разрезанные на 8-12 частей, небольшие флажки разного цвета. |
Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о традициях празднования Нового года в России; познакомить с дедами Морозами из разных стран; развивать умение складывать картинки, разрезанные на 8-12 частей; создать условия для ориентирования на глобусе и карте мира. |
Понятийный аппарат: традиции, праздник, глобус. |
Игровые правила и содержание (ход игры): Воспитатель читает стихотворение: Что за дедушка седой С длинной белой бородой, За спиной мешок тяжелый, Сам с усами и веселый? Он танцует и поет, Всем подарки раздает. Как зовут его? - вопрос. Ну, конечно, Дед Мороз! Воспитатель демонстрирует плакат с изображением деда Мороза, спрашивает у ребят, что они знают о нашем главном волшебнике, после чего, воспитатель дополняет рассказы детей. Проводится небольшая беседа о его внешних особенностях и месте проживания (город Великий Устюг, Вологодская область, Россия). Затем воспитатель рассказывает детям, что в других странах деды Морозы совсем другие (во время рассказа поочередно показывает ребятам картинки с изображением Санта Клауса из Америки, Пьер-Ноэля из Франции, Йоулупукки из Финляндии, Томте из Швеции и других, обращает внимание детей на их отличительные особенности и кратко рассказывает о традициях празднования Нового года и Рождества в этих странах). В ходе каждого рассказа педагог находит названную страну на глобусе, начиная с России и отмечает ее флажком. Далее детям демонстрируются картинки с изображением разных дедов Морозов, разрезанные на 8 или 12 частей и предлагается сложить их, чтобы помочь ребятам из разных стран встретиться со своими добрыми волшебниками. |
Работа с картой: в заключении игры ребята самостоятельно находят страны, отмеченные воспитателем на глобусе и выделяют флажками эти страны на карте мира. |
Результат: знают традиции празднования Нового года и Рождества в некоторых странах; умеют складывать картинки, разрезанные на 8-12 частей; находят определенные страны на карте мира. |
5.Социально-экономическое разнообразие |
Название игры: «Открываем магазин». |
Оборудование: иллюстрация «Весна», открытка к 8 марта, большая карта России, небольшие флажки и большие картинки с изображением цветов, посуды, игрушек, конфет, фруктов, грузовой машины, игрушки «Грузовые машины», искуственные цветы, детская посудка, небольшие игрушки, пустая коробка конфет, муляжи фруктов, самодельные бумажные деньги. |
Задача игры (замысел): обобщить представления детей о праздновании Женского дня 8 марта; познакомить их с товарно-денежными отношениями при покупке и продаже; расширить представления о городах и областях нашей страны; создать условия для ориентирования по карте России. |
Понятийный аппарат: товар, деньги. |
Игровые правила и содержание (ход игры): Воспитатель показывает ребятам иллюстрацию с изображением весны, уточняет у детей: время года, месяц. Затем демонстрирует поздравительную открытку с первым весенним праздником - Женским днем 8 марта. Интересуется, какие подарки ребята хотели бы подарить своим мамам. Выясняется, что мамы хотят получить цветы, посуду, игрушки, конфеты, фрукты. Ребята размышляют, где можно найти такие подарки. А чтобы выбрать самые лучшие товары, решают открыть свой магазин и привезти их из других городов России. Воспитатель рекомендует, где можно приобрести хорошие подарки и показывает детям большие картинки этих товаров (цветы можно приобрести в городе Москве, посуду в городе Гусь-Хрустальный, Владимирской области, дымковские игрушки народных мастеров в городе Кирове, конфеты в городе Самаре, фрукты в Краснодарском крае). Ребята, на карте России, расположенной на столе, поочередно находят флажки с изображением приобретаемого товара, в названных городах и областях. Также находят на карте город Сызрань, на флажке которого изображена грузовая машина. Оставляя воспитателю самодельные деньги, ребята по очереди забирают приобретенные товары и загружают их в свои грузовые машины. Привезя все товары в город Сызрань, дети начинают их раскладывать на полках магазина. Потом каждый ребенок выбирает подарок для своей мамы, объясняет свой выбор. |
Работа с картой: находят на карте России названные города и области, ориентируясь по флажкам с небольшими картинками. |
Результат: знают и правильно называют текущее время года, месяц, первый весенний праздник; понимают товарно-денежные отношения при приобретении определенной продукции; умеют ориентироваться по карте России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-875872-1615998618.jpg)
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/25/picture-541844-1627220093.jpg)
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-985220-1705334987.jpg)
Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Игровые обучающие ситуации по разделам: "Труд", "Деньги", "Покупаем-продаем", "Реклама" помогут прояснить связи между работой, заработком, затратами и сбережени...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-1423114-1663947263.jpg)
Картотека дидактических игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по фор...
Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей ста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/03/picture-970340-1709462324.jpg)
«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
В разработке представлены рекомендации к организации работы по формированию предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятел...
Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»
В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...