Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области познавательное развитие. Тема «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ptitsy.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области

Познавательное развитие.

Тема «Птицы»

                                                               

Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть. У меня хорошее настроение и я хочу, чтобы у вас оно было таким же. Подойдите ко мне и встаньте в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг, другу улыбнемся.

Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. Молодцы! (руки опустить)

Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие?

Дети: - в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы…

Воспитатель: Молодцы ребята!  Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей матушки природы есть несколько царств. Назовите их. (ответы детей: царство растений, царство животных, царство воды).

Воспитатель: - Давайте заглянем в царство животных, где есть мир птиц. И сейчас мы отправимся с вами в путешествие вокруг земного шара. Вот макет  планеты Земля или земного шара. Путешествуя по планете мы узнаем много интересного о птицах. Поможет нам в этом путешествии волшебный глобус (работа с глобусом).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие вокруг земного шара? (ответы детей). Скажите, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель: Назовите мне весенние месяцы. Какой сейчас идет месяц? (ответы детей)

Воспитатель: Очень яркие краски у матушки природы весной и чтобы лучше их рассмотреть мы потренируем наши глазки. Давайте внимательно следить глазками  за тем, что происходит на экране (гимнастика для глаз).

(После звучат голоса птиц)

(Заставка леса)

Воспитатель: - Вот мы и в лесу, где живут много разных птиц.  Ребята в лесу мы гости и должны правильно себя вести. Давайте вспомним правила поведения в лесу (дети называют правила по знакам – символам).

  1. Нельзя забирать птиц из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
  2. Нельзя ломать ветки деревьев. На ветках деревьев вьют гнезда птицы.
  3. Берегите насекомых. Они опыляют растения и ими кормятся птицы.
  4. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица - мать может бросить это гнездо.
  5. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели животных и птиц.

Воспитатель: Молодцы ребята. Правила поведения в лесу вы знаете, поэтому птицы будут в безопасности. Пальчики разомнем и птиц мы назовем.

Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
Соединяют большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, соединяют  большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем отличаются птицы, животные и насекомые? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы считаете, какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ. Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке (символ Сова) и исследовать, как устроено перо.

(Дети усаживаются за столами).

Воспитатель: Ребята, профессор Знайка приготовил для вас все что нужно для исследования пера. Смотрите, это самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев у птиц.

Давайте рассмотрим его:

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

Обследуем пальчиками перо.

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

Давайте возьмем в одну руку перо, а в другую – камень.

Делаем вывод (легкое).

- Подбросьте перо впереди себя. Что вы видите? Как падает перо?

(Падает медленно, плавно кружась).  

Теперь  давайте посмотрим перо через лупу.

- Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера как молния чтобы летать, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их чтобы не упасть.  Попробуйте провести пальчиками волосики пера сверху вниз и наоборот, а я буду делать это на молнии (Опыт с молнией делает воспитатель).

Воспитатель: Дорогие мои Знайки сядьте удобно, подумайте и скажите, так зачем птицам перья?

(Ответы детей: помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания).

Воспитатель: - Умницы!

- А как вы думаете, почему у гусей или уток перья не намокают? (Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья).

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент.

- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло), а теперь пипеткой капните воду.  Что вы видите?

(Вода скатывается)

Воспитатель: Вот так и с перьев птиц скатывается вода.  Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью.  Это вязкое, густое, черное горючее. Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде. Как вы думаете, что может случится с птицами?

(Они могут погибнуть)

Воспитатель: - Проведем эксперимент. Возьмите свои перья в руки и подойдите к большому водоему, по которому разливается нефть. (Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет)

Бросаем перья. Что мы видим? Перо стало тяжелое, слиплись волоски.

Таким образом,  птицы попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья и погибают.

Какой ребята мы сделаем вывод из этого эксперимента? Можно загрязнять водоемы? (Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию).

Молодцы ребята, вы стали настоящими исследователями, опыты и эксперименты у вас получились.

Знаете, что с пером можно не только экспериментировать, а с его помощью создавать красивые сувениры на память. Вот такие сувениры мы сейчас с вами сделаем в нашей творческой лабораторий профессора Знайки.

Отправляемся в путь.  
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Шагаем.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Воспитатель: Дорогие ребята мы находимся с вами в творческой лаборатории. Садитесь поудобнее и посмотрите какой сувенир мы сегодня будем делать  с вами. Перед вами есть весь необходимый материал для того чтобы изготовить поделку. Приступаем к работе.

О птицах много знаем мы,

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе, мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых,

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых.

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Ребята, наше путешествие закончилось. Понравилось ли вам путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вы нового узнали для себя? (ответы детей). А на память о нашем путешествии вы можете забрать свои работы и рассказать своим друзьям о том, как можно сделать такие красивые сувениры. А еще от профессора Знайки у меня есть для вас сюрприз, он дарит  вам «Раскраски о птицах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Домашние животные»

В результате НОД воспитанники обогатят своё представление о жизни домашних животных, закрепят ранее полученные знания....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Возрастная группа: средний дошкольный возраст Тема: «Поговорим о здоровье». Цель: способствовать становлению интерес...

Образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Путешествие в лес"

Цель: Обобщить представления у детей о первичных математических представлениях, используя игры математического содержания.Задачи:Образовательные:1. Формировать умения выделять цвет, форму, размер, сра...

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие «Сравнение белого и бурого медведей»

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие«Сравнение белого и бурого медведей»...