Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы с ТНР "Как звери медвежонка спать укладывали"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Лапенкова Алла Леонидовна

Беседа о диких животных, чтение стихов, отгадывание загадок о животных, рассматривание иллюстраций, рисование и лепка животных, составление разрезных картинок, дидактические игры «Парные картинки», «Силуэты», «Пересечённые контуры», «Зашумлённые предметы», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zveri_medvezhonka_spat_ukladyvali.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

совместной деятельности с детьми старшей группы с ТНР

«Как звери медвежонка спать укладывали».

     Подготовил воспитатель:                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                               Лапенкова А.Л.

 Высшая кв.кат.

Санкт-Петербург

2019

Цель: формирование представлений о диких животных.

Интеграция образовательных областей.

Задачи:

Обучающие:

  • расширять знания о способах подготовки диких животных к зиме;
  • совершенствовать умение выделять и называть отличительные особенности во внешнем виде животных;
  • закреплять умение  детей употреблять простые предлоги, существительные в родительном падеже множественного числа;
  • сформировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные прилагательные;
  • совершенствовать умение соотносить цифры на карточке с числом объектов;
  • создавать условия для получения детьми знаний о способах приспособления животных к окружающей среде через экспериментальную деятельность.

Развивающие:

  • продолжать развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, память;
  • совершенствовать конструктивный праксис в работе с  разрезными картинками;
  • совершенствовать координацию речи с движением, мелкую моторику, тактильную чувствительность пальцев рук;
  • продолжать развивать связную речь с опорой на схему;
  • продолжать развивать творческие способности.

                 Воспитательные:

  • продолжать формировать интерес к живой природе;
  • продолжать воспитывать способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о животных;
  • продолжать совершенствовать навыки работы в коллективе и в парах.

Предварительная работа:

беседа о диких животных, чтение стихов, отгадывание загадок о животных, рассматривание иллюстраций, рисование и лепка животных, составление разрезных картинок, дидактические игры «Парные картинки», «Силуэты», «Пересечённые контуры», «Зашумлённые предметы», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?».

Демонстрационный материал:

книга «Про животных», конверт, картинки с животными, карточки с цифрами (1, 2, 4), игра «Чей хвост?», картинки с видами пищи и  жилищ, опорная схема для рассказывания.

Методические приёмы:

образец рассказа, опорная схема для рассказывания, прослушивание аудиозаписи, игра с мячом, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игра с массажными мячиками, показ презентации, эксперимент, аппликация.

                  Словарная работа:

волчий, заячий, лисий, медвежий, кабаний, беличий, линька, дупло, нора, берлога, куст, орехи, кора, ветки, грибы, ягоды, мёд, рыба, шубка серая, белая, рыжая.

Оборудование:

контейнер с фигурками зверей и фасолью, разрезные картинки, полка с детскими книгами, экран, ноутбук, доска-фланелеграф, столы и стулья для детей, мягкие модули, мяч, полено, вата, массажные мячики, клей- карандаш, салфетки, скатерть, аудиозапись, пианино, шапки-маски зверей.

Ход занятия

Воспитатель

Ребята, проходите, пожалуйста, присядьте на подушки вокруг контейнера.  Ой, а что же в нём? Сейчас посмотрим.

Достаёт из контейнера с фасолью фигурку животного.

Это барсук. Это дикое животное. У него белая мордочка с двумя чёрными полосками.

Дети

Все дети отыскивают животных в контейнере и рассказывают о них.

Это лось. Это дикое животное. У него большие широкие рога, длинные ноги с копытами.  

Воспитатель

Почему их называют дикими?

Дети

Живут в лесу, сами находят пищу.

Сюрпризный момент

Неожиданно для детей включается аудио письмо от медведицы.

Дорогие ребята!

Я -  медведица. Мой медвежонок никак не хочет засыпать на зиму,убегает из берлоги гулять, а ведь морозной зимой невозможно медведю прокормиться, если он не заснёт. Прошу, помогите! Расскажите ему, как  медведи и другие звери готовятся  к зиме. Надеюсь на Вашу помощь и жду от вас письма с ответом.

Воспитатель

Поможем медвежонку? Где мы можем узнать о том,  как лесные звери  готовятся к зиме?

Дети

Посмотреть фильм, прочитать в книге.

Воспитатель

Как мы можем понять, о чём книга, если не умеем читать?

Дети

Посмотреть картинки.

Воспитатель

А где мы найдём книгу  у нас?

Дети

В нашей библиотеке.

Воспитатель

Как много книг, но совсем не могу найти  про животных.  

Дети с воспитателем подходят к полке с книжками. О, нашла одну. Сейчас посмотрим картинки и всё узнаем (берёт книгу из библиотеки, показывает детям, открывает 1-ую страницу с разрезными картинками). Ой, картинка-то из отдельных частей. Что вы видите?

Дети

Голову, хвост, лапы.

Воспитатель

Да, книга то непростая, с загадками. Хотите узнать о каких животных книга?

Дети

да.

Воспитатель

Когда соберёте разрезные картинки – узнаете. Разделитесь на пары, как вы желаете. Я раздам по две разрезные картинки на пару.

Дети складывают разрезные картинки в парах на ковре.

Что же у вас получилось? О каких животных эта книга?

Дети

У нас лиса и волк (ёж, заяц, медведь, белка), это дикие животные.

Воспитатель

Посмотрите, что вы видите на карточках?

Воспитатель показывает карточки с цифрами от 1 до 5.

Дети

Это цифры.

Воспитатель

Посмотрите внимательно на своего животного и скажите, каких частей тела у него по две (по четыре, по одной).

Дети вытаскивают перевёрнутую карточку с цифрой и отвечают.

Дети

У волка один хвост (у лисы четыре лапы, у ежа одна голова, у медведя два глаза, у зайца два уха).

Воспитатель

Вы были очень внимательны. А давайте поиграем в мяч.

Игра с мячом «Один – много».

К зиме готовится не один волк, а много…

Дети

Волков.

Воспитатель

Не один заяц, а много…

Дети

Зайцев (ежей, медведей, белок, лис).

Воспитатель

Отлично справились! Посмотрим следующую страницу.

Показ 2-ой страницы с разными видами жилищ.

Что же мы узнаем по этой картинке?

Дети

Где живут животные.

Воспитатель

Чтобы узнать, кто где живёт, необходимо разгадать следующую загадку.

Дети подходят к фланелеграфу.

Посмотрите на доску. Она показывает, что лиса живёт на дереве? Это правильно, как вы думаете?

Дети

Нет.

Воспитатель

Я поняла! Это картинка – путаница. Скорее исправим её. Полина, проложи дорогу к жилищу лисы и назови её жилище.

Дети исправляют путаницу и называют жилища зверей.

Дети

Лиса живёт в норе (волк живёт в логове, ёж живёт в норе под пнём, заяц живёт под кустом, белка живёт в дупле, медведь живёт в берлоге).

Воспитатель

Все звери вернулись домой?

Дети

Да.

Воспитатель

Ребята, посмотрите, пока мы искали дома этим животным, другие потеряли свои хвосты.

Дети подходят к доскес другой стороны.

Загрустили звери. Что делать будем?

Дети

Найдём хвосты.

Воспитатель

Подберём каждому зверю свой хвост.

Игра «Чей хвост?»

Ваня, это чей хвост? Воспитатель показывает хвост лисы.

Дети

Лисий.

Воспитатель

Возьми его, помоги лисе. Саша, это чей хвост?

Дети

Волчий.

Воспитатель

Возьми хвост, прикрепи правильно.

Каждый ребёнок выполняет задание.

Давайте ещё раз повторим все дружно. Это чейхвост?

Дети хором проговаривают названия.

Вы всем зверям помогли?

Дети

Да, всем.

Воспитатель

Умнички! Не оставили зверей в беде. А, помните, мы с вами учили разминку про диких животных? Вставайте свободно, разомнёмся.

Дети выполняют разминку.

Раз – присядка, два – прыжок
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться),
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой),
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в сторону).
А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх).
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища).
А кому зарядки мало
Начинает все сначала (развести руки в стороны ладонями вверх).

А теперь вернёмся к нашей книге. Вы молодцы, разгадали сложную страницу о том, кто, где живёт. Что же вы запомнили о медведе, где он живёт?

Дети

Медведь живёт в берлоге.

Воспитатель

Значит надо передать медвежонку, что ему необходима берлога. А как же её найти? Из чего она сделана? Что вы знаете об этом?

Дети

Медведь её устраивает сам.

Воспитатель

Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Он устраивает берлогу под корнями вывернутой ветром старой сосны. Что он стелет в берлогу, чтобы было мягче и теплее?

Дети

Листья, мох.

Воспитатель

Верно, он устилает её опавшими листьями, сухим мхом, мягкой хвоей, корой ёлочек. Когда медведь ложится в берлогу?

Дети

Осенью, когда появится первый снег.

Воспитатель

Правильно. Осенью, когда появится иней на ветках деревьев, промёрзнет земля, полетят снежинки, медведь укладывается в свою мягкую постель. Давайте вспомним, как называется осень, когда листья все опали, когда морозно становится?

Дети

Поздняя осень.

Воспитатель

Как долго мишке спать?

Дети

Всю зиму.

Воспитатель

Медведю предстоит проспать всю зиму. А чтобы не просыпаться от голода медведь должен сытно поесть и накопить подкожный жир, который будет его согревать зимой. Поэтому к осени медведь усиленно ищет корм и ест, ест, ест, чтобы накопить жирку на долгую зиму.

Вот и следующая страничка-загадка .Что нам предстоит узнать?

Показ следующей страницы с разными видами пищи.

Дети

Что едят звери.

Воспитатель

Давайте посмотрим на доску. Звери расположены наверху. Они ждут, когда вы их покормите. Внизу на доске расположены разные виды пищи.

Игра «Кто что ест?». Дети подбирают картинки с пищей для каждого животного и рассказывают.

Вика, накорми белку и расскажи, чем она питается.

Дети

Белка питается орехами, шишками, грибами (ёж питается червяками, змеями, лягушками; медведь – мёдом, ягодами, рыбой; заяц – корой деревьев, травой, ветками кустов; волк – зайцами, оленями, кабанами, лосями; лиса – мышами, зайцами, утками).

Воспитатель

Дети, а как же ёж и медведь будет питаться зимой?

Дети

Ёж и медведь зимой спят.

Воспитатель

А где белка найдёт зимой грибы?

Дети

Она осенью заготавливает грибы, сушит, а зимой ест. Ещё заготавливает орешки, жёлуди.

Воспитатель

А заяц найдёт травку зимой?

Дети

Нет.

Воспитатель

Вот и последняя страничка. О чём она расскажет?

Что изображено?

Воспитатель

Берлога, грибы, ветки…

Воспитатель

Как вы думаете, что обозначают эти картинки?

Берлога – это что?

Дети

Дом медведя.

Воспитатель

Орехи, грибы, кора – что это?

Дети

Это пища зверей.

Воспитатель

Осенью, как мы уже знаем, многие животные готовятся к морозной зиме. Одни собирают в свои кладовые орехи, жёлуди, сушёные грибы, чтобы не голодать, а другие утепляют норы, строят берлоги, чтобы  тепло было спать. Кто впадает в спячку?

Дети

Медведь и ёж.

Воспитатель

Ребята, смотрите, что у меня есть? Что это?

На кого они похожи?

Дети

На ёжиков.

Воспитатель

Игра с массажным мячиком «Колючий ёжик»

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь.

Вернёмся к нашей книге.

Почему изображена рыжая белочка и серая, серый зайчик и белый?

Дети

Звери меняют летнюю шубку на зимнюю.

Воспитатель

А вы хотите увидеть, кто и как меняет шубку? Тогда приглашаю посмотреть на экран.

Дети садятся к экрану для просмотра презентации.

Посмотрите, как меняет белка шубку?

Дети

Белка меняет рыжую шубку на серую.

Воспитатель

Как меняет заяц шубку?

Дети

Заяц  меняет серую шубку на белую.

Воспитатель

Для чего звери меняют цвет шубки?

Дети

Белого зайца на снегу не видно, серую белку на голых ветках деревьев  не видно…

Воспитатель

Новые шубки помогут зверям стать незаметными, спрятаться от врагов, будут пушистее и теплее, чем старые шубки. У волка и лисы тоже меняется шубка. Старая шерсть вылезает постепенно, а вместо неё вырастает новая более густая и тёплая. Зачем?

Дети

Чтобы не мёрзнуть на снегу.

Воспитатель

А вы хотите узнать, как старая шубка слезает у зверей?

Дети

Да.

Воспитатель

Дети садятся за стол, на котором приготовлена кора дерева и вата. Проводится опыт.Скажите, пожалуйста, на что похожа шерсть зверей?Какая она?

Дети

На мех… Она мягкая, пушистая.

Воспитатель

На вату похожа шерсть? Возьмите её в руки.

Дети

Да.

Воспитатель

Потрогайте кору руками. Какая она?

Дети

Шершавая.

Воспитатель

Проведите по ней ватой. Что происходит?

Дети

Она цепляется.

Воспитатель

Да, вы правы. Вата цепляется за кору, как шерсть зверей. Оказывается, звери прыгают, бегают вокруг стволов, старая шерсть цепляется за кору и вылезает, на этом месте вырастает новая шерсть более густая, более тёплая. Вы запомнили, как называется процесс смены летней шерсти на зимнюю? Повторите это слово.

Дети

Линька.

Воспитатель

Вы не забыли, что вам надо написать ответ медвежонку? Каждый из вас оформит ответ об одном диком животном, которое на вашей карточке. Посмотрите на схему. Кого мы видим в центре?

Дети

Волка.

Воспитатель

У каждого будет своё животное. Что вы видите в углах схемы?

Дети

Дом, круг, кровать, корзину.

Воспитатель

Воспитатель объясняет обозначения схемы.

Прежде, чем начать клеить проведём с вами разминку для пальчиков:

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.

Дети оформляют карточки с помощью клея-карандаша.

Карточки готовы. А теперь расскажите о своём животном.

Дети рассказывают по своим карточкам.

Дети

Белка живёт в дупле. Белка меняет рыжую шубку на серую. На зиму делает запасы еды. Зимой не спит.

Воспитатель

Молодцы, ребята. Все справились. Медвежонок  посмотрит на карточку и поймёт, где живёт этот зверь, чем питается, как готовится к зиме. Как вы думаете,  медвежонок не будет убегать из берлоги, захочет заснуть?

Дети

Да.

Воспитатель

Соберём  ваши карточки в конверт с адресом. А Ольгу Николаевну попросим отнести конверт на почту.

Дети передают конверт Ольге Николаевне. Почтальон доставит наш ответ в лес медведице.

Скажите, пожалуйста, а как вас мама спать укладывает?

Дети

Читает сказку, поёт колыбельную.

Воспитатель

Вы помните сказку, как звери медвежонка спать укладывали? Как она называется?

Дети

«Верное средство».

Воспитатель

Как они это делали?

Дети

Пели колыбельную.

Воспитатель

Хотите поиграть в лесных зверей и для медвежонка спеть колыбельную?

Дети

Да.

Воспитатель

Тогда отправимся в лес.  Для этого наденем маски.

Дети надевают маски-шапочки зверей.

Игра «Кто как передвигается?» Дети называют и имитируют движения.

Дети

Медведь вперевалку, заяц и белка прыгают, лиса крадётся, волк рыщет.

Воспитатель

Вот мы и пришли.

Дети укачивают игрушку-медвежонка исполняя колыбельную «Спи, моя радость» под музыкальное сопровождение.

Как вы красиво пели! Очень нежно. Вам самим понравилось?

Дети

Да.

Воспитатель

Звучит аудио ответ медведицы.

Ребята, мы сегодня очень многое успели сделать. Зачем мы выполнили столько заданий?

Дети

Чтобы помочь медвежонку уснуть.

Воспитатель

Что позволило нам помочь медведице и её медвежонку?

Дети

Знания о том, как зимуют дикие животные.

Воспитатель

Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

Чем вам больше всего понравилось заниматься сегодня?

Что бы вы хотели в следующий раз узнать нового о диких животных?

А, знаете, что мне понравилось? Мне понравилось, что вы добрые и отзывчивые дети, не отказали в помощи медвежонку. Значит вы не оставите никого в беде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.

Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы музыкально-ритмических движений:«Колобок - румяный бок»

Развивать творческие способности к образному перевоплощению, находя соответствующие жесты. Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать и...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы «Муравьи – санитары леса»

Конспект занятия с детьми старшей группы «Муравьи – санитары леса»с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационны...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимовье зверей и птиц"

В методической разработке рассматриваются вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания игровых образовательных ситуаций на песочном столе....

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну «Здоровья»

Закрепить знания о здоровом образе жизни. Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах.Познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища&r...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " На планете Маленького принца"

Сохранение и укрепление здоровья ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий....

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего возраста "Игра в шашки. Горизонталь, вертикаль, игра в Щелчки".

Упражнения на листе бумагиИгра «Щечки»В начале игры на шахматной доске шашки противоположных цветов (по 2 штука) расставляются в два горизонтальных ряда друг напротив друга, после чего игр...