«Культурно-образовательные практики детского сада и библиотеки, как способ развития читательской культуры ребенка»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Чикова Ирина Борисовна

   Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, которые в свою очередь обусловливают как позитивные тенденции его развития, так и сложные проблемы, связанные с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Дошкольные образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не в полной мере способны самостоятельно решить поставленные задачи. Они не всегда могут обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы.

    Для нашего ДОУ одним из таких ресурсов является Охтинская библиотека, которая расположена в шаговой доступности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chikova_i.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аникеева Вера Васильевна, воспитатель

Чикова Ирина Борисовна, воспитатель;

ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида

(г. Санкт-Петербург)

Осипова Светлана Анатольевна,

заведующий Охтинской библиотеки

(г. Санкт-Петербург)

«Культурно-образовательные практики детского сада и библиотеки, как способ развития читательской культуры ребенка»

   Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, которые в свою очередь обусловливают как позитивные тенденции его развития, так и сложные проблемы, связанные с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества.

   Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью - подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.

   Реализация этой цели направлена на решение следующих задач: воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.  

    Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня. Но социально-педагогическая деятельность этих учреждений должна быть направлена на помощь не только ребенку, но и педагогу, и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении.  

    Безусловно, дошкольные образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не в полной мере способны самостоятельно решить поставленные задачи. Они не всегда могут обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы.

    Для нашего ДОУ одним из таких ресурсов является Охтинская библиотека, которая расположена в шаговой доступности.

    Согласно Закону РФ «О библиотечном деле» библиотека как социальное учреждение выполняет, по меньшей мере, три социальные функции: информационная, культурная, образовательная.

    Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую индивиду через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры. Человек, пользующийся библиотекой всю жизнь, в течение этого времени остается, осознавая это или не осознавая, объектом социализации.

    Охтинская библиотека открыта в Красногвардейском районе с 1968 года, работает для посетителей округа «Большая Охта», количество читателей - 2909 человек, из них - 460 человек - дети до 14 лет.

    Совместная работа ГБДОУ № 5 и Охтинской библиотеки состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития. Формировать и удовлетворять их образовательные, коммуникативные и иные потребности, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

    Совместно с работниками библиотеки нами разработан план работы на 2019-2020г., который включает основные направления её реализации:
- формирование имиджа читающей страны, как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга;

- повышение общего уровня культуры, бытовой культуры родителей, педагогов, детей;

- повышение интереса к чтению;

- расширение познавательного интереса детей через новое образовательное, воспитательное пространство, применение ИКТ, новых подходов и технологий.

    Запланированные мероприятия посвящены юбилеям и памятным датам в сфере культуры, датам этнокалендаря, популяризации детской литературы, знакомству с поэтами, писателями, художниками — иллюстраторами.

    В 2019–2020 учебном году тема «Детские писатели нашего города» позволит дать детям и взрослым много информации о Санкт-Петербурге, писателях и поэтах, которые жили или родились в нашем городе, о героях и событиях их произведений и многое другое.

Время

Тема встречи

Содержание

1

Сентябрь

«Где живут книги?»

Экскурсия в библиотеку: (как пройти в библиотеку?, где живут книги?, азбука библиотеки); презентация «История одной книги» (как появилась книга? Кто такие авторы?); выбор книг по интересам, запись в библиотеку

2

Октябрь

 Сказки Летнего сада. В гостях у дедушки Крылова.

Презентация о Летнем саде. Рассказы нимфы Летнего сада. Кто такой И. А. Крылов, знакомство с баснями, разыгрывание басни «Стрекоза и муравей» (или любой другой).

3

Ноябрь

«Детки в клетке» С. Я. Маршака.

Как живется зверю в городе? Чтение произведений С. Я. Маршака, просмотр книг, презентация о Санкт-Петербургском зоопарке, знакомство с художниками — анималистами.

4

Декабрь

Путешествие по улицам города с героями К. И. Чуковского.

Знакомство с творчеством писателя, Поиск городских объектов по страницам произведений Чуковского, п/игра «Застывшие герои сказок».

5

Январь

«Что такое хорошо и что такое плохо?» (по произведениям В.Маяковского и Г.Остера).

Беседа о вежливости, правилах поведения в городе, этикете, с чтением произведений авторов.

6

Февраль

«Пушкинский Петербург»

Виртуальная экскурсия по Петербургу Пушкина; Царское село, викторина по сказкам и просмотр м/фильма.

7

Март

Женщины — писатели, поэты (З.Александрова, Е.Серова, А.Берггольц)

Чтение произведений авторов; женский образ в литературе (рассматривание иллюстраций, чтение стихов о маме, бабушке, сестре) Рассказы детей о любимой маминой (семейной) книге.

8

Апрель

«Мы — писатели»

День детской книги; выставка, презентация книг, созданных самостоятельно детьми, совместно с родителями, воспитателями.

9

Май

«Отгадай-ка» литературная викторина.

Интерактивная викторина по страницам произведений, с которыми знакомились в течение года (поисковые задания, творческие, игровые ситуации); награждение лучших читателей библиотеки

    

   Посещая библиотеку, дети приобретают богатый социальный опыт, знакомясь с новыми профессиями, обогащают умение общаться с взрослыми и сверстниками, узнают, как найти нужной информации, развивают монологическую и диалогическую речь и т. п. Мероприятия проходят с участием родителей и предварительной подготовкой (чтение произведений, как в детском саду, так и дома, посещение музеев и памятных мест Санкт — Петербурга).

    Такое взаимодействие позволяет получить положительные результаты для всех участников образовательно-воспитательного процесса:

    Для детей:

- Расширился интерес детей в выборе литературных произведений, что доказывает особую значимость отечественной литературы высокого уровня (дети знают авторов и содержание произведений: А.Толстого, Н.Успенского, К.Чуковского, С.Михалкова, А.Волкова и др.).

- Развились коммуникативные навыки, обогатился словарный запас.

- Дети стали шире использовать литературные тексты в самостоятельной игровой деятельности.

- В предшкольном возрасте проявился осознанный читательский интерес, что значимо для успешной адаптации и дальнейшей учебы в школе.

     Для родителей:

- Литературный опыт родителей стал богаче и разнообразнее.

- Появился осознанный и мотивированный интерес к чтению книг и ознакомлению детей с литературными произведениями в условиях семейного воспитания.

- Родители стали более компетентны в чтении с детьми (им стало легче заинтересовать ребенка новой книгой, используя разные методы для интереса к чтению: вопросы, интонация, беседа, игра).

     Для педагогов и работников библиотеки:

- Расширился читательский кругозор педагогов.

- Вырос интерес работы в команде.

- Методический и иллюстрационный материал стал более разнообразным.

- Возросла возможность поиска новой информации.

- Возрос интерес и отклик родителей на совместные мероприятия с библиотекой.

- Для библиотеки стал более доступным и понятным запрос читателей, темы, интересующие детей, родителей, педагогов.

- Увеличился контингент читателей библиотеки.

- В работе библиотеки появились новые формы взаимодействия с детьми и семьями будущих читателей.

     Примерный план мероприятия с участием воспитанников детского сада и сотрудников библиотеки.

    Игровое занятие «Рассказ нимфы Летнего Сада».

    Цель: Познакомить с достопримечательностью Санкт-Петербурга — Летним Садом, его историей, с фонтанами.

   Дать представление о людях, которые жили и творили в нашем городе.       Раскрыть жанр литературного произведения — «басня».

   Воспитывать у людей чувство гордости, от того что они являются частью удивительного петербургского сообщества.  

     Программа игрового занятия:

1. Отгадывание достопримечательности нашего города, куда приглашены   дети (просмотр иллюстраций или видеоряда): Летний дворец Петра I, Порфировая ваза, Карпиев пруд, Главная аллея - дети приглашены нимфой в Летний Сад.

2. Загадки нимфы: - Название, какого сада связанно со временем года? (лето). 

-Кто основатель парка? (Петр I). - «Это произведение искусства называли восьмым чудом света и предлагали купить за большие деньги или обменять на паровоз» - гласит легенда Летнего Сада, о какой достопримечательности парка идет речь? (Решетка летнего Сада).

3. Дети разгадывают ребус (зашифрованное слово - фонтан).

4. Рассказ нимфы о некоторых фонтанах Летнего Сада. Просмотр презентации «Фонтаны Летнего Сада» с музыкальным сопровождением (П. И. Чайковский «Времена Года»).

- «Царицын фонтан» - здесь императрица Екатерина встречала гостей, которые спешили в Летний Сад.

- «Коронный» — это многоструйный фонтан, издалека его можно принять за корону.

- «Пирамида» — сила струй этого фонтана настроена так, что получается водяная пирамида. Сейчас восстановлено восемь фонтанов. Их можно увидеть в саду, который даже зимой называется Летним.

5. В скором времени в Летнем Саду могут появиться зверинец и птичник, как во времена Петра I. Хотя в одном уголке Сада, звери и птицы никогда не покидают своего хозяина.

 - рассматривание фотографий памятника И. А. Крылова (общий вид и детали); - рассказ о И. А. Крылове. Родился в г. Москва. Жил и работал в Санкт-Петербурге. Он был известным поэтом, переводчиком и сотрудником библиотеки.

6. И. А. Крылов написал более 200 басен. Басня — это стихотворный рассказ, в котором звери наделены человеческими характерами. Рассматривание книг с иллюстрациями басен различных художников. Чтение взрослым одной из басен (на выбор).

7. Словесная игра «Продолжи фразу» -          глуп как…(осёл) -          хитрая как …(лиса), гримасничает как…, труслив как…, упрям как…

8.Выбор библиотечной книги с произведениями И. А. Крылова для чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста

В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...

Родительское собрание в форме родительского вечера "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Цель родительского собрания: Организовать эффективное взаимодействие  детского сада и семьи по вопросу развития музыкальных способностей детей....

Практикум для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ...

Реализация регионального компонента в культурно-образовательном процессе современного детского сада

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, ка...

Взаимодействие детского сада и библиотеки , как средство формирования читательской грамотности у воспитанников доо

В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к книге. Её место занимает телевидение и другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение и...