Проект "Проворные пальчики"
проект по окружающему миру

Ардашева Галина Николаевна

Материал по развитию мелкой моторики рук у детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_provornye_palchiki.docx47.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме «Проворные пальчики» для детей средней группы

Подготовила воспитатель:

Ардашева Галина Николаевна

г. Озерск Челябинской области

Пояснительная записка

Актуальность проекта: с введением ФГОС образование в ДОУ рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» и представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

В ФГОС ДО говорится о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры». Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. 

Цель проекта: развитие мелкой моторики рук у дошкольников 4-5 лет.

Задачи проекта:

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Развивать отчетливость и координацию движений посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений.

Упражнять в умении точно и ловко выполнять движения пальцев и кистей рук.

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.

Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Привлекать  к сбору материала для проекта.

Развивать социально-профессиональную компетентность и личный потенциал.

Тип, вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.

Продолжительность: в течение учебного года.

Состав участников: воспитанники, родители, воспитатель средней группы  (4-5 лет).

Продукт проекта: презентация проекта.

Проблемная ситуация: у детей недостаточно развита мелкая моторика рук.

Предполагаемый результат:

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Хорошо развита отчётливость и координация движений.

Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие.

Развитие интереса к теме проекта.

Повышение грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

Повышение уровня знаний и умений детей по развитию мелкой моторики рук.

Развивающая предметно-пространственная среда:

В группе организован центр «Проворные пальчики», куда вошли картотеки:

«Пальчиковая гимнастика» (по темам недели), «Пальчиковые игры-упражнения», «Штриховка», «Соедини по точкам», «Дорисуй картинку», «Скопируй узор», «Лабиринты».

Дидактические игры, пособия: «Пальчиковые шаги», «Пазлы», «Шнуровки»,  «Ниткопись»,  «Чудесные резиночки», «Коврики», «Удивительный пинцет», «Веселые прищепки», «Собери бусы», «Волшебные палочки», «Веселые клубочки», «Сухой бассейн».

Для самостоятельной деятельности детям доступны различные виды мозаики, конструкторов; различные застежки: крючки, пуговицы, шнурки, молнии; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов.

Центр искусства: пластилин, трафареты, бумага, карандаши, фломастеры, мелки, раскраски, ножницы.

Центр строительства: различные конструкторы, конструирование из бумаги и природного материала.

Музыкально-театрализованный центр: разные виды театров.

Используемая литература:

Методическая литература:

  1. О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬, 2007.‬‬
  2. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000.
  3. ‬‬Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб: Издательский Дом Литера, 2005.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬
  4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры: учеб, пособие /О. И. Крупенчук - СПб: Издательский Дом Литера, 2008.

Информационные ресурсы:

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

1 этап поисковый

Анализ резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений.

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах развития мелкой моторики дошкольников.

Принятие задач проекта

2 этап аналитический

Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта.

Пополнение развивающей предметной среды в группе  по развитию мелкой моторики рук.

Привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок.

Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.

Подбор бросового материала для изготовления игр по развитию мелкой моторики рук

3 этап практический

Проектирование работы по проекту «Проворные пальчики» (см. раздел «Перспективный план по проекту «Проворные пальчики» для детей средней  группы «Непоседы»)

4 этап презентационный-рефлексивный

Анализ достижений целей и полученных результатов.

Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе.

Презентация проекта.

Использование дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений в самостоятельной и совместной деятельности

Перспективный план по проекту «Проворные пальчики» для детей средней  группы:

Совместная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная)  взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности,

все помещения группы)

Взаимодействие

с родителями/

социальными партнёрами

Коммуникативная деятельность: Пальчиковые игры и упражнения: в течение всей продолжительности проекта по лексическим темам (см. Приложение 2)

Игровая/двигательная деятельность.

Дидактические игры: 

-«Чудесные резиночки»,

-«Коврики»,

-«Удивительный пинцет»,

-«Веселые прищепки»,

-«Разноцветные пуговицы»,

-«Собери бусы»,

-«Волшебные палочки»,

-«Веселые клубочки»,

-«Сухой бассейн»,

-игры с природным и бросовым материалом (см. Приложение 1)

Продуктивная деятельность исование, аппликация, лепка) в течение всей продолжительности проекта по лексическим темам (см. Приложение 2)

Центр искусства: внести пластилин, трафареты, раскраски, обводки, бумагу, карандаши, фломастеры, мелки, ножницы.

Центр строительства: внести разные виды конструктора: деревянный, плоскостной, магнитный, малый мягкий модульный, геометрический, с разными соединениями, «ЛЕГО», «Ежик», «ТИКО»; схемы; игрушки для обыгрывания: мелкие игрушки, машинки, деревья и др.

Музыкально-театрализованный центр: внести разные виды театров.

Центр «Проворные пальчики»: внести игры «Пазлы», «Шнуровки»,

«Ниткопись», «Чудесные резиночки», «Коврики»,

«Удивительный пинцет»,

«Веселые прищепки»,

«Собери бусы», «Волшебные палочки»,

«Веселые клубочки».

Центр науки и естествознания: внести природный и бросовый материал, разные емкости, пинцеты,  коллекции семян, растений, тканей.

Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» (см. Приложение 3).

Консультации: (см. Приложение 4)

-«Развитие мелкой моторики»;

-«Как научить ребенка вырезать ножницами»;

-«Игры и задания для развития мелкой моторики»;

-«Ум на кончиках пальцев»;

-«Игры для развития мелкой моторики своими руками»;

-«Детский игровой массаж»;

-«Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с ребенком дома»;

-«Пальчиковые игры по теме Зима».

Памятки, буклеты:

-«Развитие мелкой моторики»;

-«Развитие мелкой моторики в домашних условиях»;

-«Выполнение фигурок из пальцев»;

-«Тренируем пальчики – развиваем речь»;

-«Упражнения для развития мелкой моторики»;

-«100 идей для развития мелкой моторики»;

-«Пальчиковые игры»;

-«Пальчиковые игры 2»;

-«Пальчиковые игры 3». 

Мониторинг, педагогическая диагностика:

В ходе диагностики применялись задания, предложенные Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревичем (см. Приложение 5).

Результаты, полученные в ходе диагностики уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития мелкой моторики в начале проекта

Уровни

Сентябрь 2018г.

Высокий

4 (16%)

Средний

17 (68%)

Низкий

4 (16%)

Количество детей

25

Анализ результатов показывает, что у 16% детей выявлен низкий уровень развития мелкой моторики. У таких детей движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, не умеют их держать правильно; сгибать лист пополам. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Их движения раскоординированы.

Семнадцать детей показали средний уровень развития мелкой моторики. У них мелкая моторика развита недостаточно. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальцев, при вырезании, конструировании из бумаги.

У 16% детей выявлен высокий уровень развития мелкой моторики. У них хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Результаты повторной диагностики развития мелкой моторики у детей отражает таблица 2.

Таблица 2

Уровень развития мелкой моторики детей в конце проекта

Уровни

Май 2019г.

Высокий

7 (28%)

Средний

17 (68%)

Низкий

1 (4%)

Количество детей

25

Анализ результатов повторного обследования показывает, что у семи детей (28%) выявился высокий уровень развития мелкой моторики.

Семнадцать воспитанников (68%) представили средний уровень развития мелкой моторики. Еще недостаточно развита мелкая моторика, координация движений.

У одного ребенка (4%) наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Он затрудняется в выполнении подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Его движения еще раскоординированы.

Таким образом, результаты повторной диагностики показывают преобладание среднего и высокого уровней развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, количество детей с низким уровнем развития мелкой моторики значительно уменьшилось.

Как показал сравнительный анализ результатов, после проведенной работы, у детей значительно повысился уровень развития мелкой моторики.

Диаграмма 1

Таким образом, организация совместной деятельности взрослого с  детьми по развитию мелкой моторики рук посредством игр и сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...