Опыт работы «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
материал по окружающему миру
Опыт работы по теме: «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме: «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Воспитатель: Суханова Е.Н
Наблюдая за детьми 4-5 лет, их особенностями и проявлениями, заметила, что дети на прогулке увлеченно играют в песок, подбирают различные камушки, а различные – травинки, цветы часто обрывают, отщипывают листочки.
Природный материал непроизвольно пытаются обследовать элементарными способами: действуют с ними в игре, ощупывают, раскладывают или разбрасывают, собирают опавшие листья. Дети от природы очень любопытны, они задают много вопросов.
Наблюдение и беседы позволили сделать вывод о том, что у детей появляется интерес к природе, но в то же время отсутствует бережно и созидательное отношение к ней, понимание, что природу надо беречь и охранять.
Исходя из актуальности, решила целенаправленно работать в направлении экологического образования дошкольников.
Организуя наблюдения и дидактические игры на прогулках, осмысливая свой опыт работы, заметила эти противоречия, из которых вывела проблему: как выстроить систему работы по экологическому образованию детей, отвечающую их потребностям в развитии, интересу к живой и неживой природе, направленную на оказание посильной действительной помощи природе?
Для решения данной проблемы сформулировала цели задачи.
Наиболее эффективными технологиями в образовательном процессе в работе со старшими дошкольниками считаю технологии:
- проектная деятельность;
- наглядное моделирование (по Л. А. Венгеру);
- Лэпбук.
Об использовании образовательные технологий пойдет речь в представлении моего опыта работы по экологическому развитию дошкольников.
Стандарт ориентирует педагога на использование проектной деятельности, которая позволяет включать детей в активную познавательную деятельность
На 1 этапе провела первичную диагностику, в которой использовала в основном метод наблюдения, беседы, анкетирование родителей.
На основе результатов диагностики, изучение специальной литературы, интернет-источников составила перспективный план работы, в который включила деятельность с детьми, с родителями, социальными партнерами.
2 этап перехода к непосредственно проектной деятельности разрабатывала исходя из того, что это деятельности в дошкольном детстве имеет свою специфику и отличается от проектной деятельности взрослых. Ее результаты значимы для самих детей.
Мною вместе с детьми и родителями разработан и реализован ряд проектов, в том числе одним из самых актуальных и значимых стал проект «Наша Красная книга» о растениях и животных России и Красноярского края.
Совместно с родителями собирали информацию об исчезающих видах растений и животных нашей планеты из разных источников: энциклопедии и познавательная литература, интерне, просмотр телепередач, беседы со взрослыми.
Дети учились на практике применять знания из раздела «Развитие экологических представлений», полученные в ходе освоения образовательной программы, строили наглядные модели из карточек с условными обозначениями факторов значимых для роста и развития растений (свет, температура, влажность), строения растений, в том числе особенностей корневой системы, листьев, учились классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Одна из самых интересных моделей, которые научили строить дети - это модель экологических систем, где все факторы, влияющие на жизнь растений, находятся во взаимозависимости. Эти экосистемы лес, луг, водоем, город.
Дети пришли к выводу, что деятельность человека может пагубно влиять на природу при потребительском отношении к ресурсам (вырубка лесов, беспорядочной массовый сбор растений, загрязнение атмосферы заводами, автомобилями).
Самый сложный аспект в работе - не пугать детей, не вызывать чувство собственного бессилия, а помочь прийти к выводу - что дети могут сделать для охраны природы, в каких конкретных делах и событиях это выражается.
В реализации проекта неоценимым ресурсам стало сетевое взаимодействие.
Особо интересным и значимым стало сотрудничество с детской библиотекой микрорайона. Дети посещали различные мероприятия: экскурсии, развлечения с просмотром видеосюжетов, участвовали в викторинах, рассматривали книги в читальном зале и брали их в группу, записалась в библиотеку. На основе полученных материалов подобрали иллюстрации и описания объектов природы, работали в малых группах, изготавливали «Красную книгу».
Интересным и необычным стало применение технологии ЛЭПБУК на подготовительном этапе изготовления «Красной книги».
Темой первого оформления детьми ЛЭПБУКА стала «Экологическая система «Луг»». Дети собрали много разнообразного материала о луговых растениях и насекомых, в том числе редких и охраняемых, классифицировали его и распредели по тематическими кармашкам. Один из кармашков так и называется «Красная книга».
Основной идей и темой проектной деятельности детей стала охрана природы. Через участие в проектах и экологических акциях, дети пришли к выводу, что они тоже могут принимать деятельное участие в охране природы и сбережении ресурсов.
Дошкольники совместно с родителями стали участниками акции на уровне города и края «Подари пернатым дом», «Живи, елочка», «Зимняя планета детства». Инициировали проведения акции в детском саду «Наш чистый двор», «Дерево дружбы».
Основной упор в своей работе делала на формирование системы экологических представлений через ознакомление с природой родного Красноярского края. Для формирования экологических представлений использовала непосредственный контакт ребенка с объектом природы, живое общение с растениями, наблюдения и практическую деятельность по уходу за ними.
Дети принимали совместно с родителями и воспитателями на участие в субботниках по благоустройству и озеленению своего участка; посадили елочку, березку, цветы.
Замечательная идея была посадка дерева дружбы в средней группе.
В самостоятельной и совместной деятельности дети проводили исследования в мини - лаборатории, в уголке природы. В группе дошкольники регулярно ухаживали за растениями, высаживали цветочную рассаду, огород на подоконнике. У детей не только появилось бережное отношение к объектам природы, но и ответственность к выполнению своих обязанностей.
Создала предметно пространственную развивающую среду в группе.
Проектная деятельность позволяет включать родители в жизнь ребенка, расширять границы общения, обеспечивает сотрудничество детского сада и семьи. На родительском собрании было проведено анкетирование она показала что 100% родителей положительно относятся к участию в проектной деятельности, считают направление важным и готовы оказывать помощь в реализации.
Дети совместно с мамами и папами подготовили интересные исследования. Детские исследовательские работы «Вода ее свойства» , «Зачем жирафу пятна» были представлены на детской научно – практической конференции в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/08/picture-1053440-1536425816.jpg)
Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101475-1547371795.jpg)
"Духовно – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/29/picture-1223469-1582960708.jpg)
Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-948860-1505673938.jpg)
Педагогический опыт: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Данный опыт может быть использован в виде дополнительного образования в ДОУ, представлять интерес для воспитателей, увлечённых истоками нравственно - патриотического воспитания, русской, мордовской на...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/11/picture-1212745-1583904819.jpg)
Презентация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуальн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-878963-1485306119.jpg)
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "Юные экологи-краеведы"
Актуальность. В современных условиях актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Именно в период дошкольного детства происходит ст...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/19/picture-1241877-1587289762.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность»
В данном сообщении автор делится опытом своей работы по созданию проекта "Зимующие птицы"...