Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края
статья по окружающему миру (средняя группа)

Рыбина Ирина Геннадьевна

В статье рассказывается о работе с детьми дошкольного возраста, через проектную деятельность. В ней представлен опыт работы по проектно-исследовательской деятельности в работе с воспитанниками и их родителями. Рассказывается о том. Какие формы и методы используются для реализации проектной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края"

Нас в любое время года,
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.

Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду,
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде,
Все по справедливости.
Отражение в воде,
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого,
Не попросит ничего!
У природы круглый год,
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
(В. Орлов)

      Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?

Кому, как не детям дошкольного возраста, близок и понятен мир природы.

Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которые встречаются на их пути. Общению с природой взрослыми уделяется мало внимания, да и само понятие «островок природы» вытесняется машинами и домами.

 Я считаю, что родители и педагоги должны с раннего детства учить детей чуткому отношению к природе, умению восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения природных богатств.

В дошкольном возрасте экологическое воспитание, по моему глубокому убеждению, проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой. Воспитанники очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

      Чтобы достигнуть положительных результатов в работе, я поставила перед собой следующую цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить природу родного края и бережно относиться к ней. Ознакомление с природой родного края я осуществляю через проектную деятельность, так как метод проектов в работе с дошкольниками сегодня достаточно оптимальный, инновационный и перспективный. Использование данного метода способствует активному повышению самооценки ребенка.

Внедрение метода проектов позволяет заключить, что он успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей, основывается на их интересах. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагога, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Метод проектов открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. В процессе детского исследования происходит получение ребенком конкретных познавательных навыков: обучение наблюдению, рассуждению, планированию работы, прогнозированию результатов, сравнению, анализу, обобщению, развитию познавательных способностей. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

       Ничто невозможно без помощи и поддержки семьи. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества c родителями, и в этом мне помогают проекты. Ведь у нас c ними одна цель – воспитать будущих созидателей жизни.  Родители первые помощники в реализации проекта по ознакомлению c природой родного края, кто, как не они, смогут показать все прелести, всю красоту и необыкновенные места своего родного края. Ну, а мне только остается дополнить и закрепить все полученные впечатления.

       В нашем детском саду имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада оформлена экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

        Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям у воспитанников развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

        Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках дети очень любят играть с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

         В организованной образовательной деятельности очень часто я использую художественные произведения о природе, которые глубоко воздействуют на чувства детей. После чтения с детьми провожу беседу и, задавая вопросы по содержанию, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.

        В экологический проект обязательно включаю природоохранительные акции, которые проводятся совместно c детьми при участии родителей.  К ним относятся акции: «Всемирный день защиты животных»; «Зеленая елочка – колкая иголочка»; «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек и ежедневной подкормки птиц), «Берегите воду», «Лучший домик для птиц», «Первоцветы».

Ни один проект, даже экологический, не обходится без праздников и развлечений. Ежегодно провожу экологические праздники: «Именины осени», «День птиц», «День земли», как итоговое мероприятие проекта. В программе праздников конкурсы «Осенние фантазии» (поделки из различного природного материала), букеты из различных растений, рисунки (пейзажи родной природы), «Лесная столовая» (корм для разных птиц, чей корм вкуснее). Воспитанники с помощью родителей принимают участие во всех конкурсах. Дети счастливы, а взрослые довольны своими успехами.

        Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое, a прежде всего природу родного края.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен в работе с детьми. Проект закрепляет навыки дошкольника, помогает им открывать и познавать окружающую действительность.  Воспитатель, родители и дети создают атмосферу сотворчества. Заинтересовав каждого ребенка конкретным делом, можно решить любую проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...

Творческий отчет "Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды педагогической деятельности"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 98-детский сад  Творческий отчет по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды п...

Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края

Статья практического и теоретического характера по проектно-исследовательской работе с детьми  старшего дошкольного возраста с применением местного природного материала....

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края

Статья практического и теоретического характера по проектно-исследовательской работе с детьми  старшего дошкольного возраста с применением местного природного материала....