опыт работы "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Людмила Ивановна Сафронова

способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР через театрализованную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_l.i.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего   вида   №1 «Лесная сказка»












                 

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР  в театрализованной деятельности

                   

                                                                     

                                                                     Подготовила воспитатель:  

                                                                                                  Сафронова Л.И.                              
                                                     

                                         

Саров

2015


СЛАЙД 1

Театр – это волшебный край,

в котором ребёнок радуется

играя, а в  игре он познаёт мир!

                          С.И.Мерзлякова.

СЛАЙД 2      

 Проблема социально-коммуникативного развития детей является  достаточно актуальной на современном этапе.

       Недаром она находит свое отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность учреждений образования.                     Например, Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

СЛАЙД 3        

А ФГОС ДО выделяет данное направление работы в отдельную образовательную область, реализация которой направлена на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

     

СЛАЙД 4

Формирование социально-коммуникативных навыков - это процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений и форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

  1. Коммуникативные навыки:
  • вербальные (умение начать, поддержать,   завершить   диалог,   беседу;   умение   выслушать   другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы);
  • невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику;    умение    использовать    при    разговоре    жесты,    мимику, регулировать громкость и тембр голоса, умение понимать эмоциональное состояние собеседника).
  1. Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и незнакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации, соблюдать элементарные правила поведения, проявлять инициативу в оказании помощи, проявлять заботу.

       Работа по развитию социально-коммуникативных навыков особенно необходима для детей с тяжелыми нарушениями речи в связи с особенностями их психофизического, интеллектуального и речевого развития. У детей с ТНР наблюдается несформированность навыков коммуникации и взаимодействия, что влияет на развитие умения эффективно общаться со сверстниками. А ведь детям необходимо общество сверстников, так как через игры с друзьями они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем и, самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их взаимоотношения со сверстниками. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира и преодолению коммуникативной дезадаптации.

     

СЛАЙД 5

Исследования  отечественных психологов (Леонтьева А.Н, Эльконина Д.Б и др.) доказали, что развитие ребенка происходит в разных видах деятельности. Одной из наиболее любимых детьми является театрализованная деятельность

   В. А. Петровский и Л. П. Стрелкова считают, что театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.

    Доронова Т.Н, Буренина А.И, Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г., Чурилова Э.Г., Маханева  М.Д. отмечают, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи и является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям и обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

     

СЛАЙД 6

Моя личная концепция заключается в том, что театрализованная деятельность имеет большое и разностороннее влияние на личность ребенка, позволяет использовать её как сильное, но не навязчивое педагогическое средство  для развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста с ТНР.

     Начала заниматься данной проблемой в 2012-2013 учебном году с детьми 2 младшей группы. Проведенный на начало учебного года мониторинг подтвердил необходимость целенаправленной работы, так как выявил следующие особенности социально-коммуникативного развития воспитанников:  81% детей были недостаточно инициативны в общении, не могли обратиться за помощью в проблемной ситуации; 63% не умели делиться; 54% не были готовы к соблюдению правил поведения в коллективе; 72%  слабо проявляли свою доброжелательность и откликались на эмоциональное состояние близких людей, 55% проявляли слабый интерес к играм-драматизациям и  не владели адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.

     

СЛАЙД 7

В связи с этим была сформулирована цель проводимой работы: способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР через театрализованную деятельность.

     В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:

  1. Создать условия для социально-коммуникативного развития и творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Приобщать ребёнка к социальному миру посредствам театрализованной деятельности.
  3. Развивать коммуникативные навыки детей: умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации; соблюдать элементарные правила поведения; желание выступать вместе с коллективом сверстников и взрослых, способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
  4. Формировать выразительность речи, вызывать желание произносить небольшие диалоги и монологи в театрализованной деятельности.

     

СЛАЙД 8

Начала свою работу с пересмотра и обновления театрализованного центра в группе. Созданный в группе уголок обустроен таким образом, что дети имеют доступ к любой игрушке и возможность выбирать материал для своих замыслов.

     Поскольку предметно-пространствееная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, кулачковый, варежковый, настольный, театр кукол, петрушек, би-ба-бо, магнитный,  а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей.

      Параллельно было составлено перспективное планирование совместной театрализованной деятельности в Комнате сказок. Основой его явилось методическое пособие «Театрализованные занятия в детском саду»  под редакцией М.Д. Маханёвой, так как подходы этого автора мне наиболее близки.

     Перспективное планирование включает следующие разделы: темы совместной деятельности на месяц, задачи по развитию социально-коммуникативных навыков, методические приемы, словарная и предварительна работа.

   

СЛАЙД 9

Непосредственная работа с детьми проводилась в течение 2 лет.      Со второй младшей группы обучала детей приемам кукловождения настольных кукол. Начинаем эту работу со знакомства детей с разными куклами-игрушками: резиновыми, мягкими, дымковскими, конусными. Куклы помогают объединить детей.  Вместе с детьми  придумываем небольшие истории, происходящие с куклами. Как бы примитивны не были истории, сочиненные малышами, мы обязательно радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Это помогает создать атмосферу доброжелательности и взаимного доверия. Воспитываем у детей уважительное отношение друг к другу. Мы считаем, что ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.

     С помощью кукол обыгрывали доступные детям небольшие литературные произведения. Например, стихи А.Л.Барто. А также сказки, которые позволили приобщить детей  к социальному миру, познакомить  с бытом и традициями русского народа. Например,  сказка «Теремок» учит быть не только гостеприимными, трудолюбивыми, дружелюбными, но и заботиться о своей безопасности (опасно пускать в дом незнакомых людей). А «Красная шапочка» - проявлять заботливое отношение к старшим, но при этом быть осторожным при встрече с незнакомым. Сказки подбирала в соответствии с возрастом и интересами детей. Главными критериями в отборе сказок стали: соцально-коммуникативная и духовно-нравстенная направленность. Герои сказок, на мой взгляд, должны учить детей доброжелательному общению, умению проявлять личное отношение к поступкам других, проявлять инициативу, заботу, бережное отношение,  противостоять трудностям.

  

СЛАЙД 10

Затем учила детей подмечать характерные особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др.) и имитационным движениям. Детям предлагалось изобразить «уставшего медведя», который несёт Машеньку в корзине, «весёлого поросёнка», «злого волка», «хитрую лису» и др.

     Фрагменты из сказок использую как упражнения. Например, предлагаю детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь, после чего обязательно спрашиваю, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.

        Следующий этап подготовки к театрализованному представлению – работа над этюдами, которую провожу постоянно. Этюды – своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Этюды использую разнообразные: на развитие памяти, выразительности жеста, на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми, а также  преодолевать тревожное состояние и контролировать свои эмоции.

В многообразных заданиях-этюдах один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).

СЛАЙД 11

      Особое внимание уделяю развитию выразительных движений.  Через игры-драматизации дети осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

    Сначала мы учили детей передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна), затем дети освоили способы выражения в движениях эмоций и особенностей характера (грустный – веселый, добрый – злой и др.).

     Итогом нашей работы стали театрализованные представления, где дети были главными артистами. Инсценирование сказки «Репка» позволило детям  усвоить понятия о дружбе, взаимовыручке и отзывчивости. В сказке «Волк и семеро козлят» подводила детей к пониманию соблюдений элементарных правил послушания, формировала ответственность за свои поступки. С такими нравственными  качествами, как честность, смелость и отзывчивость познакомились через поступки героев «Заюшкиной избушки».

     Для того, что бы дети почувствовали себя настоящими актерами, выступающими на сцене, активно использую Комнату сказок нашего детского сада, где зрителями могут быть более младшие дети, сотрудники, родители.

СЛАЙД 12

     Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй.

     Поэтому в  работу по театрализованной деятельности активно вовлекала родителей  наших воспитанников.  Для повышения компетентности родителей провела несколько консультаций:

  • «Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребенка»;
  • «Организация домашнего театра»;
  • «Театр и дети».

     В ходе индивидуальных консультаций поднимались вопросы о необходимости иметь дома театрализованные игры, об успехах каждого ребенка в этом виде деятельности.

На родительском собрании в форме семинара-практикума на тему  «Театрализованная деятельность в коррекционно-развивающих целях» познакомила родителей с особенностями проведения театрализованных игр в детском саду, дала рекомендации по организации этого вида деятельности  в домашних условиях. А родители Славы и Миланы поделились опытом семейного воспитания по формированию социально-коммуникативных навыков, показали поделки из разных материалов,  детские рисунки  своих детей; рассказали о важности посещения театра, музея, библиотеки и других социально-культурных объектов.

Стало хорошей традицией участие родителей в театральных инсценировках на детских праздниках, а также в выставках поделок, рисунков и семейного рукоделия, пополнении развивающей среды по театрализованной деятельности. В течение учебного года у нас проходит несколько выставок: «Что нам осень принесла?», «Мастерская Деда Мороза», «Мастерим вместе с папой, «А у мамочки моей руки золотые».

А выставка «Книжка-малышка для ребят» действует у нас в группе постоянно. Здесь дети художники-иллюстраторы, авторы – сочинители. Они с удовольствием пополняют  и обновляют выставку, рассматривают эти книги, рассказывают,  как они создавались, с чьим участием, как называются,   что нарисовано на каждой страничке.

Мне очень приятно, что  родители понимают важность этой работы. Они активно поддерживают и  включаются в мероприятия по данному направлению. Помогают нам организовать посещение театрализованных представлений в театрах нашего города.

СЛАЙД 13

Проведенная работа дала положительные результаты. Мы отмечаем, что у ребят улучшилось общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, они стали более эмоционально отзывчивы, почти научились самостоятельно разрешать конфликтные ситуации и регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации; соблюдают элементарные правила поведения; принимают участие в совместных театрализованных представлениях, многие способны свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

СЛАЙД 14

    Из этих результатов можно сделать вывод, что театрализованная деятельность при правильной организации способствует развитию социально-коммуникативных навыков у детей с ТНР.

СЛАЙД 15 НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

СЛАЙД 16 ТРАНСЛИРОВАНИЕ ОПЫТА

СЛАЙЛ 17 ЛИТЕРАТУРА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности...

Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"

Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам  театрализованной деятельности"...

Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути....

Проект по теме: «В гостях у сказки». Развитие эмпатии у детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных    открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказк...

Буклет на тему: «В гостях у сказки». Развитие эмпатии у детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

laquo;Необходимо научить ребенка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопер...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...