Проект по экологии в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа)

Тагирова Дина Алиевна

Дошкольный возраст– самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_v_sredney_gruppe.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологии в средней группе «Эколята — дошколята»

Пояснительная записка

«Побудить в детях живое чувство

природы – значит возбудить одно

из самых благодетельных,

воспитывающих душу влияний».

К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст– самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Паспорт проекта

Название учебного заведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Пензенской области, Городищенского района, г.Городище.

Название проекта: «Эколята-дошколята»

Руководитель проекта: Тагирова Дина Алиевна, воспитатель МБДОУ   Д/С4.            

Дата разработки: ноябрь 2019

Срок реализации: средней длительности (ноябрь 2019- декабрь 2019)

Участники проекта:

- дети средней группы (4 - 5 лет);

- воспитатель – Тагирова Д.А.

- родители воспитанников.

Актуальность:

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Основная идея проекта: «Сохранить природу – значит сохранить Родину».

Цель: содействие становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.

Задачи:

- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы

- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы).

- Развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Краткое описание целевой группы проекта:

Проект «Эколята – дошколята» ориентирован на детей в возрасте от 4 до 5 лет средней группы МБДОУ Д/С 4 г. Городище.

Нормативно-правовая база Проекта:

- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»

- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г.

«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».

- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка».

-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- Конвенция о Правах ребёнка

Ожидаемый результат:

- формирование основ экологической грамотности у детей;

- воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;

- вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;

- развитие у детей коммуникативных навыков;

- развитие творческих способностей.

Этапы реализации проекта

1 Этап – Исследовательский

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

Формулирование задач и цели проекта;

Опрос детей;

Анкетирование родителей;

Беседы с детьми о важности данной темы.

2 Этап – Подготовительный

Сбор информации по теме;

Подбор видео материалов;

Подбор художественной литературы;

Подбор дидактического материала;

Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме;

Оформление консультаций для родителей;

3 Этап – Практический

Формы работы

Работа с детьми:

Экологические занятия.

Наблюдения и экологические экскурсии.

Познавательное чтение.

Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).

Прослушивание музыкальных произведений.

Изобразительная деятельность.

Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.

Работа с родителями:

Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Реализация проекта

Работа с детьми:

Беседы: «Берегите лес», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Что мы знаем об овощах и фруктах?», «Чистый воздух в городе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Почему воду нужно беречь?», «Знакомство с Лекарственными растениями», «Растения помогают человеку жить», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Что такое «Красная книга».

Восприятие: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы»,А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

В. Бианки «Лесной хор».

Загадывание загадок:

О природе.

О диких животных.

О птицах.

О домашних животных.

О деревьях и растениях.

Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «Рассматривание семян различных растений», «И капает дождик опять», «Наблюдение за птицами зимой», «Облака – белогривые лошадки».

Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Песочная страна», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование цветными карандашами и акварелью:

- «Наши друзья деревья»,

- «Братья наши меньшие»,

- «Берегите природу»,

- «Сосновая веточка»

Аппликация/ Конструирование:

- «Горка»,

- «Дикие животные»,

- «Домашние животные»,

- «Кормушки для птиц».

Лепка:

- «Весёлый огород»,

- «Божия коровка»,

- «Цветы».

Дидактические игры:

- «Домашние животные»

- «Времена года»

- «Кто, что ест?»

- «Третий лишний» (птицы)

- «Чудесный мешочек»

- «Что где растет?»

- «Доскажи словечко»

- «Природа и человек»

- «Выбери нужное»

- «Когда это бывает?»

Подвижные и малоподвижные игры:

- «Лиса и зайцы».

- «Эстафета «Собери мусор».

- «Пустое место»

- «Узнай по голосу»

- «Листопад»,

- «Грибники»,

- «Солнышко и дождик»,

- «У медведя во бору.».

Сюжетно - ролевые игры:

- «На даче»,

- «В магазине»,

- «Поливаю огород»,

- «Засолка на зиму».

Музыкальная деятельность:

Ю. Антонов «Не рвите цветы»,

А. Вивальди «Времена года»,

М. Глинка «Жаворонок»,

В. Добрынин «Земля наш дом»,

Л. Коган «Березка».

Просмотр мультфильмов:

Фиксики, серия

«Чему учит экология»,

«Мальчик и Земля»,

Смешарики, серия

«Маленькое, большое море»,

«Мусор».

Пальчиковые игры:

- «Барашки»;

- «Гроза»;

- «Пальчики в лесу».

- «Осенние листья».

- «Паучок».

- «Пчелки»

- «Червячки»

- «Ветер»

Работа с родителями:

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Совместное творчество детей и родителей.

Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги Краснодарского края».

4 Этап – Заключительный этап

Выпуск буклетов «Природа и мы»

Презентация проекта.

Вывод: В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Список используемых источников

1. Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию!» СПб «Детство-Пресс», 2008

2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез», 2017

3. Николаева С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома» Издательство: «Мозаика-Синтез», 2013

Интернет ресурсы:

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозайка – Синтез, 2014.

5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. конспекты занятий. – м. : мозайка – синтез

аннотация к проекту: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования.

по экологии «Эколята – дошколята» или практическая (прикладная) экология для дошкольников. Воспитатель 1 квалификаци


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии в средней группе «Здравствуйте, деревья!»

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологическ...

Проект по экологии в средней группе

Проект "Здравствуй дерево"...

Проект по экологии в средней группе "Вода повсюду"

Экологический проект для дошкольников...

Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»Антуан де Сент-Экзюпери...

Проект по экологии в средней группе " Что за чудесница, водица - волшебница "

Вид проекта: средней длительности (февраль – апрель).Участники проекта: средняя группа детского сада «Огонёк», , воспитатели, родители.Актуальность темы: Когда мы с детьми гуляли осе...

Проект по экологии в средней группе «Секреты воды»

Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает...

Проект по экологии для средней группы.

Познавательно-исследовательский проект по экологии для детей среднего возраста "Кто из нас, из овощей, и полезней, и нужней?"...