Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Свойства воды, льда и пара"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вошегунокова Светлана Асфаровна

Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода.

Программные задачи:

образовательные:

- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов;

- о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.

развивающие:

- развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами;

- развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды.

воспитательные:

-  воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_pid_svoystva_vody_lda_i_para.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Познание. Познавательно – исследовательская деятельность

Старшая группа

Конспект НОД «Свойства воды, льда и пара»

             

Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода.

Программные задачи:

образовательные:

- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов;

- о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.

развивающие:

- развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами;

- развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды.

воспитательные:

-  воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:

- лаборатория

- круговорот воды в природе

- жидкость

- пар

Материалы и оборудование: чайник с горячей водой, зеркало.

Раздаточный материал на каждого ребенка: 3 пластиковых стакана, тарелочка со льдом, бусинка, ложечка, вода, молоко, сахар, салфетки.

Методические приёмы: Опыты воспитателя, детей, релаксация.

Предварительная работа: Беседы о свойствах воды, разгадывание загадок, чтение стихов о воде, работа с календарем природы.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей). А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.

Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Игра на общение.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит? (вода)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кому нужна вода?

Дети: Людям, животным, растениям.

Воспитатель: Для чего нужна вода человеку?

Дети: Для того, чтобы готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар.

Воспитатель: Для чего нужна вода животным?

Дети: Для того чтобы пить, умываться, для жизни.

Воспитатель: Для чего нужна вода растениям?

Дети: Для жизни, для роста.

Воспитатель: Где можно увидеть воду?

Дети: Воду можно увидеть в реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране.

Воспитатель: На Земле существует целое водное царство - океаны и моря, реки и озера, полярные ледники и снежные шапки горных вершин. Даже обыкновенные ручейки и лужицы - это тоже маленькие частицы большого царства воды.

        Сегодня мы с вами поговорим о воде как настоящие ученые - исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: Правильно. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

Шагают по кругу, затем идут до столов.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. Итак, начнем наши опыты.

ОПЫТ №1. Текучесть.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и медленно перелейте воду в пустой стакан. Что происходит с водой?

Дети: Она льется, течет.

Воспитатель: Правильно, если бы это было не так, она не смогла бы течь в реках, озерах и кранах.

Вывод: Вода - это жидкость, она течет.

ОПЫТ №2 . Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? Как мы можем узнать об этом?

Дети: Понюхать (берут стакан и нюхают).

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт №3. Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? У воды есть вкус?

Дети: Вода безвкусная

Воспитатель: А теперь в воду положите кусочек сахара, помешайте ложечкой. Попробуйте, какая стала вода?

Дети: Сладкая

Воспитатель: А если мы в воду насыплем соль, как вы думаете, какая станет вода?

Дети: Соленая.

Вывод: Вода безвкусная, она приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворим.

Опыт№4. Вода не имеет цвета.

Воспитатель: У вас на столе стоит стакан с молоком, положите в него бусинку. Вы ее видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Молоко белого цвета.

Воспитатель: Положите в стакан с водой бусинку посмотрите, что вы видите там?

Дети: Видно бусинку.

Воспитатель: О чем это говорит?

Дети: Вода бесцветная и прозрачная.

Вывод: Вода бесцветная и прозрачная

Общий вывод: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Опыт №5 «Вода имеет твёрдое свойство».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у вас на тарелочках?

Дети: Лед.

Воспитатель: Возьмите его в руку, какой он?

Дети: Лёд холодный.

Воспитатель: А теперь попробуйте согнуть кусочек льда, постучать по нему. Что еще можно сказать про лёд? Какой он?

Дети: Лёд твердый.

Воспитатель: Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной дорожке? Дети: Можно поскользнуться и упасть.

Воспитатель: Почему?

Дети: Лёд скользкий.

Воспитатель: Проведите пальчиком, скользит. Почему наши ладошки стали мокрыми? Дети: Лёд растаял в тепле.

Воспитатель: Значит, когда лед мы нагреваем, то водичку получаем. А как из воды сделать лед?

Дети: Поставить в холодильник.

Воспитатель: Значит, что такое лёд?

Дети: Это застывшая вода.

Вывод: Вода может быть в твердом состоянии.

Воспитатель: Кладем лед на тарелочки, вытираем руки салфеткой. Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.

Физкультминутка

Чтобы голова не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево – вправо)

Наклоняемся легко, Достаем руками пол. (Наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садятся)

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

Опыт №6 «Парообразная вода - пар».

Воспитатель: Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром. Возьмем чайник с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит?

Дети: Выходит пар.

Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите?

Дети: Пар превращается в капельки воды.

Вывод: Пар - это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.

Воспитатель: И так, напомните мне, чем может быть вода?

Дети: Паром, льдом, просто водой.

Игра «Лед – пар - вода».

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.

- Лед растает, и тогда будет из него… (вода) - дети «плавают».

- Если сильный-сильный жар, из водички будет… (пар) - дети изображают пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф).

- Если пар вдруг охладится, превратится пар в …(водицу)- дети «плавают».

- Если холод вдруг придет из водицы будет… (лед) - дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: А как вы думаете, вода путешествует?

        Я прочитаю волшебное заклинание, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки и представьте, что вы капелька.

Ну-ка, лейка, лей, лей!

Для ребяток не жалей!

В капельки пусть превратятся,

От души повеселятся!

Повертелись, покружились,

В капелек все превратились.

        Рассаживайтесь, капельки, кто куда: на землю, на травку, на листочки, лепестки цветка. Дождь кончился, а капельки лежат и не высыхают, ведь уже наступила ночь, солнышка нет. Капельки так устали, что закрыли глазки и заснули. Спят капельки, и снится им весёлый ручеёк, бурлящая река, большое тёплое море и огромный океан. Все они там собрались, им весело вместе. Но вот появился первый лучик солнца. Капельки открыли глазки и проснулись. Утром холодно: "Брр-р". Капельки потянулись, зевнули, замёрзли и задрожали от холода. Подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку, с цветка на травку. Но вот наконец-то земля! Выглянуло долгожданное солнышко. Капельки протянули к нему свои ручки, погрелись. Подставили один бочок, потом второй, потом личико. Солнце греет всё сильнее, совсем стало жарко! Капельки стали понемногу испаряться и собрались в небе в большое, белое, пушистое облако. Как интересно смотреть сверху вниз. Но вот подул сильный ветер, набежали тучи, пошёл сильный дождик. Давайте побегаем под дождём, подразним его:

Дождик, дождик, пуще…

Дождик, дождик, гуще…

Закончился дождик. Ой, что это осталось на земле после дождя?

Лужи. Из луж капельки собрались в весёлый, озорной ручеёк. Побежали, побежали… "Буль, буль… " - поёт ручеёк. Бежит между камешками, деревьями. Руки не расцепляйте, а то ручеёк оборвётся. Прибежал ручеёк в детский сад и капельки снова в детей превратились. Садитесь на свои стульчики.

Воспитатель: Понравилось вам путешествие капельки?

Дети: Очень понравилось.

Воспитатель: Так происходит круговорот воды в природе и вода в водоёмах никогда не кончается, вода переходит из одного состояния в другое.

Итог НОД

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях. В каких?

Дети: В жидком, твёрдом, парообразном.

Воспитатель: Она обладает многими свойствами. Какими?

Дети: Прозрачная, нет запаха, нет вкуса.

Воспитатель: Правильно. Вода находится в постоянном движении. Для жизни человека вода имеет очень важное  значение. Вода даёт нам жизнь. 

Рефлексия

Юные ученые посмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то – выберите грустную капельку.

Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Свойства воды, льда и пара"

Программные задачи:образовательные:- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов;- о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три ...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода, бумага, дерево»

Углублять знания о свойствах бумаги, заинтересовать детей работой с бумагой; совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую моторику кистей рук; продолжить воспи...