Конспект занятия "Путешествие на Северный Полюс"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тугуши Наталья Викторовна

Конспект занятия для старших дошкольников по ознакомлению с Северным Полюсом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_na_severnyy_polyus.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие на Северный Полюс»

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция: Речевое развитие.

Цель: Создание условий для формирования целостного представления о Северном Полюсе.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей об особенностях природных условий крайнего Севера; формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Развивающие: развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Воспитательные: воспитывать уважительное и бережное отношение к природе; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Средства: ноутбук, проектор, экран, презентация с фильмом; географическая карта (глобус); иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» (девочка Женя на Северном полюсе); картинки к игре: морж, белый медведь, тюлень, сев.олень, песец, пингвин, вперемешку с животными жарких стран; для опыта тазик с водой на каждого ребенка, крем.

Ход ООД

(Дети проходят в группу и садятся на стульчики)

Воспитатель:  Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели бы суровую тундру, на другом – пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя... И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, сколько лиц у нашей планеты!
(рассматривание картинок разных природных зон).
Воспитатель:  Эти разные лица появились у Земли, потому  что условия для
жизни организмов на ней очень разнообразны и в разных уголках планеты
сложились совсем разные природные зоны. Вспомните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик»
(показываю уцветик-семицветик). 

Воспитатель: Одно из желаний девочки Жени, было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой.  Почему?  

Дети:  Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.
Воспитатель: Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие и узнаем, что же это такое - Северный Полюс. А для этого нам нужно оторвать лепесток нашего цветика-семицветика. Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток.
Дети: Белого.
Воспитатель: Правильно белого, потому что белый цвет больше всего
подходит к этой части земли.

(Дети подходят к столу, на котором лежит большая карта мира или глобус).

Воспитатель: Посмотрите, где находится Северный Полюс?
(дети показывают его на карте-глобусе).
Воспитатель: Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? (ответы детей)

Воспитатель: Потому что Северный Полюс - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Я предлагаю присесть на стульчики и внимательно послушать рассказ про эту ледяную пустыню.

(Дети садятся на стулья, расставленные полукругом перед экраном мультимедии, карта вешается на
доску перед ними).
Ребенок читает стихотворение «Северный Ледовитый океан»

Ребенок: Океан покрылся льдом,
               Волны не бушуют в нем.
                  Он от края и до края
               Как пустыня ледяная-
               Царство холода и тьмы,
               Царство матушки-зимы.
(далее идет рассказ воспитателя с одновременным показом фильма про Северный Полюс)

Воспитатель: Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы.
(показ фильма со звуковым сопровождением звуков вьюги, ветра)
В это время солнце долго не показывается над линией горизонта.
Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда
полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.
        Вот как описывает полярное сияние один путешественник «Небо
пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные,
четкие складки украшали его. Волны то красного, то зелёного света,
чередуясь, проносились по нему с одного края до –  другого.
Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели».
(показ видеофрагмента с северным сиянием)
 Воспитатель: На смену длинной ночи, приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко. Его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом.

        Только у берегов, сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой  и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.
 Воспитатель: Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его
островов, здесь обитают многие животные. Некоторых с вами мы уже знаем.
Я предлагаю вам поиграть в игру, нужно правильно выбрать из картинок животных, только Северного Полюса.
(4-5  детей выходят к столу и из представленных картинок,  выбирают
правильные, а остальные, проверяют, справились ли они с заданием)

 Воспитатель: Молодцы, правильно выполнили задание.

Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.
(Дети еще раз рассматривают картинки с изображением этих
животных, называют их).
 Воспитатель: А чем же питаются моржи и тюлени?
Дети: Рыбой, которой много в тех местах.
Воспитатель: А кто еще любит рыбу?

Дети: Птицы.

(продолжается показ фильма, дети сидят на стульях)

Воспитатель: На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.  В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.

Воспитатель: А как вы думаете, кто главный житель северных просторов? Дети: это белый медведь.

Воспитатель: Правильно. Это самый крупный хищный зверь.  Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов.

Воспитатель:  Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.

Дети: рыбой.

Воспитатель: Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами, даже моржи могут стать его добычей.

Воспитатель: Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивает с себя воду. И от него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? (предположения, рассуждения детей)

Воспитатель: Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

(Дети подходят к столам, на которых емкости с водой, на каждого)

Воспитатель: В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы  сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

Воспитатель: Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

(Рассуждения детей)

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно поняли. Шерсть медведя покрыта жиром, который не дает воде проникнуть сквозь него, и шерсть не замерзает от сильного мороза.

Воспитатель: На этом предлагаю закончить наше маленькое путешествие по Северному Полюсу. Где мы с вами сегодня побывали? Покажите на карте,

где находится северный полюс. Какова природа севера? Чем климат Севера,  

похож на русскую зиму? Что такое северное сияние? Что такое полярная ночь, день? Какие животные живут на северном полюсе? Что больше всего вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике, старшая группа. "Экспедиция на северный полюс" воспитатель Суздальцева Е.Л. 2014год.

Программное содержание:1.  Упражнять детей в обратном счёте от 8 до 02.  Закрепить знания детей о геометрических фигурах (прямоугольник, ...

Конспект ИНОД "Экскурсия на Северный полюс"

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по образовательным областям «коммуникация», «познание»,  с элементами экспериментирования, с использованием ИКТ и ТСО....

конспект ООД "В гости на Северный полюс"

конспект ООД "В гости на Северный полюс" (социально-коммуникативное и речевое развитие), средняя общеразвивающая группа...

Конспект ООД для детей средней группы «Путешествие на Северный полюс к северным животным»

Конспект ООД для детей средней группы«Путешествие на Северный полюс к северным животным»Задачи:• образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять з...

Конструкт – конспект «Путешествие к Северному полюсу».

Интегрированная образовательная  деятельность с элементами детского экспериментирования....

Конспект занятия "На Северном Полюсе"

Задачи: Систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера;Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой ...