Конспект занятия по экологии на тему "Пищевые цепочки в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Съедина Светлана Владимировна

Конспект содержит материалы по закреплению материалов о взаимодействии растений, насекомых, птиц и животных в экосистеме "Лес". Здесь находятся задания по определению пищевых цепочек в лесу, физкультурная минутка на заданную тему, а также упоминание произведения Б. Заходера ""Обо всех на свете".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии

ТЕМА: Пищевые цепочки в лесу.

Цели: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы.

Задачи:

- формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.    

 - развивать умение выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.

- воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.                  

Материал: Карточки с изображением животных, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу, игра «Пищевые цепочки», пособие «Напоминающие знаки», модели неживой природы (солнце, воздух, вода).  

Предварительная работа: Чтение В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». Л. Толстой «На что нужны мыши?», Б. Заходер «Обо всех на свете». Проведение бесед по теме «Некоторые сведения из жизни животных» (материалы из книги Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»).

       

Ход занятия:

  Педагог говорит о том, что как раз сегодня Лесовичок собрался принимать гостей. Обращает внимание детей на «лесную полянку». Там Лесовичок ждет гостей,  разложены разные картинки.

Педагог предлагает детям посмотреть на  картинки с изображениями растений, животных, птиц, насекомых, живущих в лесу. Дает первое задание: «Выбрать все карточки с изображением растений и поместить их на доску» (растения должны быть изображены с плодами и семенами).                                                                                                                   Проверив правильность выполнения задания, педагог  дает второе задание: «Найти животных, которые питаются этими растениями, и поместить их ниже на доске» (к этой группе относятся гусеницы, жуки, пчелы, бабочки, травоядные животные - мыши, зайцы, олени, лоси, кабаны и т. д.                                                                                       Третье задание: «Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на доске ниже растений». Здесь: насекомоядные птицы, ежи, лисы, другие мелкие хищники.                                                                                                                                   Четвертое задание. «Поместить на доску изображения животных-хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц». Это: волки, рыси, медведи, хищные птицы.

Педагог делает вывод: растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же накормит растения? Дети вспоминают, что нужно для роста и развития растениям. Помещают на доске модели солнца, воды, воздуха.

Педагог говорит о том, что можно составить маленькие «цепочки питания» для отдельных животных. (показывает образец).

Цветок- бабочка- синица- сова;

Дуб, желуди- мыши- лисица.

 Физкультминутка:

Дети по лесу гуляли,                                                                                                                      За природой наблюдали.                                                                                                         Вверх на солнце посмотрели,                                                                                               На пенечке посидели.                                                                                                         Всюду бабочки летали,                                                                                                             Птички крыльями махали.                                                                                                 Дружно мы похлопаем,                                                                                                   Ножками потопаем.                                                                                                                              Мы природу любим? Да!                                                                                                                 С ней мы вместе навсегда!

 Игра «Пищевые цепочки в лесу»:

Педагог предлагает каждому ребенку составить свою «цепочку». После выполнения задания он вместе с детьми проверяет правильность выполнения, дети объясняют пищевую зависимость животных друг от друга.

Вопросы детям:

- Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?

- Если исчезнут деревья?

- Если пропадут цветы?

Дети объясняют к чему приведет нарушение «цепочек».

Педагог предлагает детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки» человека. Дети выдвигают свои версии.

Затем педагог говорит о том, что человек- самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

 

Закрепление.

- Как может человек использовать растения леса?

- А что он будет делать, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не мусор в лесу.)

- А как человек может использовать животных леса?

Педагог. Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают. Давайте найдем напоминающие знаки, которые подсказывают нам правила общения с животными.

 

Итог занятия:

Далее педагог обращается к детям, спрашивая, поняли ли они, что в лесу все живут по правилам и правила эти никто не нарушает; что в лесу все друг другу нужны, все полезны. Педагог предлагает детям вспомнить стихотворение Б. Заходера, которое называется «Про Всех На Свете».

Все-все, все на свете                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 На свете нужны,                                                                                                                                                     И мошки не меньше нужны,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Чем слоны.                                                                                                                                                Нужны все на свете!                                                                                                             Нужны все подряд -                                                                                                                 Кто делает мёд,                                                                                                                                И кто делает яд.                                                                                                                      

Нельзя обойтись                                                                                                                          Без чудищ нелепых                                                                                                                        И даже без хищников -                                                                                                                    Злых и свирепых.  

Плохие дела                                                                                                                                     У кошки без мышки,                                                                                                                      У мышки без кошки                                                                                                                     Не лучше делишки.                                                                                                                        

Да если мы с кем-то                                                                                                                    Не очень дружны,                                                                                                                          Мы всё-таки ОЧЕНЬ                                                                                                                   Друг другу нужны.                                                                                                          

А если нам кто-нибудь                                                                                             Лишним покажется,                                                                                                                       То это, конечно,                                                                                                                  Ошибкой окажется…                                                                                                            

Все-все, все на свете,                                                                                                                      На свете нужны,                                                                                                                             И это все дети                                                                                                                              Запомнить должны!

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "В гостях у леса" во второй младшей группе

Программное содержание:Расширить первоначальные представления о лесе, его обитателях. Учить различать их особенности внешнего вида, имитировать повадки животных. Дать понятие о нормах поведения в лесу...

Конспект занятия по экологии "Приключения Домовека в лесу" подготовительная группа

Конспект занятия по экологии "Приключения Домовенка в лесу" подготовительная группа...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Цепочка в лесу".

Формирование у детей представления о взаймосвязи обитателей леса - животных и растений, их пищевых зависимости друг от друга.Датть знания о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые н...

Конспект занятия по экологии №18 в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Животные леса"

Экологическое воспитание старших дошкольников...

Конспект занятия по экологии "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу" в старшей группе

Конспект занятия по экологии "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу" в старшей группе...