Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Прогулка в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мигунова Нина Васильевна

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Прогулка в зимний лес»  для детей  второй младшей группы.                                                                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1sdali.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности.     Тема: «Прогулка в зимний лес»  для                                                                              детей  второй младшей группы «Непоседы».                                                                                                                                              

Цель образовательной деятельности: создание условий для  формирования элементарных математических представлений у  детей в разнообразных видах детской деятельности и через интеграцию образовательных областей. Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»            Интеграция образовательных областей:  «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».                                                                                                                  Задачи:  - закреплять умения различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник («Познавательное развитие»)

- закреплять понятие о ширине, длине, высоте и умение сравнивать два предмета по длине, ширине, путем наложения друг на друга  («Познавательное развитие»)  

- закреплять умение сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и неравенство (без счета) по количеству входящих в группу предметов. («Познавательное развитие»)  

- развивать внимание, логическое мышление.  («Познавательное развитие»)  

-  развивать  общую и ручную моторику, что стимулирует активность клеток головного мозга и его отделов и оказывает положительное влияние на речевые зоны и на сенсорное восприятие. («Физическое развитие»)

- развивать координацию движений, двигательную активность. («Физическое развитие»)

- формировать умение работать самостоятельно, воспитывать доброжелательность. («Социально-коммуникативное развитие»)

- развивать связную диалогическую и монологическую речь, умение отвечать на вопросы осмысленно,  активизировать речевую активность («Речевое развитие»)

- обогащать словарный запас: «широкий», «узкий», «длинный»,  «короткий», «высокий», «низкий».  («Речевое  развитие»)

- развивать интерес к художественному слову: стихам,  загадкам.  («Художественно - эстетическое развитие»)                                                                              Методы и приемы                                                                                                             Игровые: сюрпризный момент, игра «Найди пару»,  игра «Зайка, зайка, поиграй–ка», внесение игрушек.                                                     Практические: выкладывание и сравнение двух групп предметов;                                                                              физкультминутка; релаксация; сравнение предметов по высоте, ширине, длине.                                                                                                                                                                                                                           Наглядные: рассматривание «варежек», разноцветных дорожек, отличающихся по длине, ширине;  рассматривание карточек с изображением белочек, елочек разной высоты; игрушек (зайца, белки, лисы).                                                                                                                                                                     Словесные: объяснение, напоминание, загадывание загадок, вопросы, проговаривание текста физкультминутки и релаксации.                                                                                                                                                Материалы и оборудование:  аудиозапись  «Скрип снега».                                                                                                        Раздаточный материал:   цветные варежки на каждого ребенка,  карточки с изображением белочек;                                                                                                                                  Демонстрационный материал:  дорожки  (длинная, короткая, широкая, узкая); елочки разной высоты;  поднос с орешками; варежка большого размера; игрушки (заяц, белка, лиса).                                                                                                                                                

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная (на развитие физических качеств, общую моторику)

Физкультминутка «Зайка, зайка, поиграй-ка».   Релаксация «Одеваемся на прогулку» (поглаживания, эмоциональный настрой).                         

Игровая

Дидактическая  игра «Найди пару» (с геометрическими фигурами) Сюрпризный момент с варежкой.

Познавательно-исследовательская

Опыты и эксперименты в сравнении путем приема наложения; зрительный анализ  карточек с изображенными белочками и сравнение их с орехами на тарелке; обследование и выбор одинаковых варежек; нахождение равенства и неравенства.

Коммуникативная

 Отгадывание загадок. Беседа  по вопросам воспитателя (сравнение полосок,  елочек, предметов,  их сходство и отличие)

Музыкально-художественная

Слушание звуков  «Скрип снега»                                          

Чтение художественной литературы (восприятие)

Загадки о зайце, медведе, белке, лисе.                                                              

                                            Технологическая карта

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

1.      Постановка проблемы

  Активизирует интерес детей, создает проблемную ситуацию   (находит  большую варежку, зовет к себе детей  и достает из нее мелкие варежки  по одной на каждого ребенка с изображенными геометрическими фигурами)

 Сформирован интерес к предстоящей деятельности и  эмоциональный положительный  отклик (радость, удивление)   Осознает создавшуюся ситуацию и противоречие.

 Определяет целевую установку и предлагает найти  себе вторую  варежку с тем же изображением фигур на ней. Дидактическая игра «Найди пару»

  «Присваивает» проблему.  Принимает  программу поиска. Осознает цель поиска, активизирует необходимые знания,  анализирует, обобщает, отвечает на вопросы:   «Когда мы надеваем варежки?», «Какие фигуры изображены на варежке?» Активизирует  речевую активность. Закрепляет знания геометрических фигур.

2. Актуализация знаний

 Определяет целевую установку. Мотивирует к поиску новых знаний. Побуждает отправиться в зимний лес. Релаксация: «Одеваемся на прогулку» (осуществляет двигательную деятельность детей: говорит и поглаживает поочередно руки, ноги, голову, шею, ладоши, туловище). «Надеваем теплую кофту, штанишки, обуваем валенки, одеваем шапку, куртку, завязываем шарф и конечно теплые варежки»

 Участвует в выполнении движений:    повторяет за воспитателем все движения (поглаживают руки, ноги, голову, шею и т. д.)  Осознает  потребность и  в движении, и в расслаблении. Снижается мышечное напряжение. Формируется интерес, внимание.

 Организует слуховое восприятие                 (аудиозапись «Скрип снега») Мотивирует к  поиску новых знаний на прогулке.

Активизируется  слуховое восприятие. Осознает и  удовлетворяет потребность  в смене положения тела и вида деятельности.

3      Выдвижение гипотез-предположений

  Мотивирует к поиску новых знаний и умений  ( сравнение   2 тропинок, которые встретились детям на пути). Вовлекает в процесс познания. Вопросы:                   - «Они одинаковые?                 -    «Чем они отличаются?»  -  «А как проверить?»             -     «Давайте проверим»

 Активизирует необходимые знания, осознает потребность в новых знаниях:  думает, сравнивает  по ширине, длине, цвету, отвечает на вопросы. Проводит поисковую деятельность, и выполняет действие.  Формулирует выводы.  Активизирует речевую и умственную активность. Присваиваются новые знания. Обогащается словарь. Появляется интерес к исследованиям.

Вовлекает в процесс анализа  и мотивирует к поиску новых знаний:  организует приход в «зимний лес» с разными елочками (напольные елочки) Вопросы: «Чем елочки отличаются друг от друга?» «Покажи самую низкую  елочку, а теперь покажите самую высокую»

 Проводит поисковую деятельность: сравнивает по высоте, рассуждает, отвечает на вопросы. Формулирует выводы и присваивает новые знания (понятия о высоте) Активизирован словарь и речевая активность. Применяет полученные знания.

Фиксирует внимание детей  загадкой: «Зимой белый, а летом серый»  Воспитатель достает из-за елочки игрушку зайца. Осуществляет коррекционную помощь в процессе поиска;  Организует двигательную активность. Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять – хотите с зайкой поиграть? Будем прыгать, и скакать! (прыжки на месте) Наклонился правый бок – 1, 2, 3. Наклонился левый бок – 1, 2, 3 (наклоны туловища вправо-влево) А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки (руки вверх) Сядем на дорожку, разомнем мы ножки               (присели на пол) Согнем правую ножку – 1, 2, 3. Согнем левую ножку – 1, 2, 3.(сгибаем ноги в коленях) Ноги высоко подняли и немного подержали (подняли ноги вверх) Головою покачали и все дружно вместе встали. 

  Концентрируется на  отгадывании  загадки.    Эмоционально воспринимает  и реагирует на игрушку. Расширяет представления о жизни зайца в разное время года.

     

  Выполняет движения вместе с воспитателем и игрушкой (прыжки, наклоны,  приседания), вовлекается в двигательную активность.

Осознает потребность  в движении (ходьба, повороты головы и туловища, движения рук и ног, приседания)

Развивает физические качества, ловкость, гибкость, координацию движений, общую моторику.

Вовлекает детей в процесс поиска, побуждает к активизации необходимых знаний:   (встреча с «лисичкой», которая стоит возле двух тропинок и не знает по которой ей пройти) Вопросы: «Чем они отличаются друг от друга?» «Как проверить?» «По какой дойдешь быстрее?»

 Принимает программу поиска и проводит поисковую и исследовательскую деятельность:  сравнивает тропинки по длине, отвечает на вопросы и проводит исследование      (прием наложения) Концентрируется на поиске новых знаний.  Учится сравнивать предметы по длине, делать простейшие выводы и умозаключения.  Концентрируется на исследовании, анализе.  Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает.

4           Проверка решения

 Побуждает к активизации необходимых знаний. Активизирует внимание:    приводит детей на лесную полянку, снимает с елочки снежинку, на которой написана загадка и   загадывает ее: «Шустрый маленький зверек, по деревьям прыг-скок»               (воспитатель достает игрушку белочки с елки)

Проводит поисковую деятельность: находит снежинку на елке, отгадывает загадку про белочку. Активизировано слуховое восприятие.

 Выделяет новые знания, мотивирует к поиску,  организует процесс   угощения белочку орехами и ее друзей. Задание: «На пеньке лежат белочки (карточки с изображением), а на тарелочках лежат орехи. Угостите орехами всех белок. Всем достались орехи? Значит их по сколько? (поровну, одинаково») Воспитатель обобщает ответы детей.

Проводит поисковую деятельность:  рассматривает карточки, отбирает, и раскладывает  всем орехи, объясняет свои действия, отвечает на вопросы, формулирует выводы: (поровну, одинаково).

 Побуждает к  поиску отгадки: «Летом ходит без дороги, между сосен и берез, а зимою спит в берлоге, от мороза пряча нос»

 Концентрируется на  отгадывании загадки. Активизирован  эмоциональный положительный  отклик,   память и мышление. Закрепляет представления о жизни медведя в разное время года.

Помогает выбрать правильное решение: возвратиться с прогулки тихо,  «не разбудив медведя в берлоге»

 Присваивает новые знания и применяет их в конкретной ситуации.

Релаксация: «Снимаем  обувь, варежки, куртки, шапки, штанишки, кофты и садимся на стульчики» (поглаживания)

Снимает  мышечное напряжение.

5.           Введение в систему знаний.

 Побуждает к активизации и осознанию полученных знаний. Рефлексия: «Вам понравилась наша прогулка? Кого мы встречали в лесу? Что вам понравилось и запомнилось

 Присваивает новые знания, формулирует выводы. Участвует в обсуждении, делится своими впечатлениями, рассуждает.      Активизирует связную  монологическую речь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецова А. С. Лучшие развивающие игры для детей 3 – 7 лет.                       2. Новикова В. П. Математика в детском саду во второй младшей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности Тема: «Весна красна»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельностиТема: «Весна красна»Возрастная группа: вторая младшаяОбразовательная область: Художественное- эстетическое развитиеРаздел:...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Непосредственной образовательной деятельности. Тема: "ЛУГ. Растения и насекомые луга".

Методическая разработка технологической карты на тему : "Растения и насекомые луга".Включает в себя интеграцию образовательных областей:Познавательное,речевое,социально-коммуникативное,физич...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности Тема: «Дом для Зайки»

Цель: Формировать и закреплять  знания детей об окружающем мире  через конструирование.ЗадачиОбразовательные:- закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследован...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности Тема: _Путешествие по России

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности          Тема: _Путешествие по РоссииТип:  КомбинированноеВид детской деятельности:...