Конкурс методических и проектных разработок по финансовой грамотности в рамках региональной образовательной акции «Финансы в нашей жизни» Номинация: «Методическая разработка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чаплыгина Ольга Юрьевна

Обучение детей финансовой грамотности - это новое направление в дошкольном воспитании. Наши дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 5 – 7 лет дети имеют карманные деньги. Но при этом, большинство родителей озабочены тем, что дети не умеют ценить деньги, требуют дорогих подарков и не берегут новые игрушки.

В современной жизни, в условиях рыночной экономики, человеку, чтобы быть успешным, надо быть финансово грамотным. Поэтому работу, по ознакомлению детей с финансовой грамотностью, необходимо проводить уже с детского сада, потому что, дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире, когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях посредством игры. Именно в этот период у детей формируется позитивное отношение к миру и к окружающим его людям. Грамотное отношение к деньгам в детском возрасте, определяет финансовое благополучие детей, когда они станут взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_fin._gram.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА» КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Россия, Курская область, Курский район, п. Маршала Жукова, квартал 5-й, дом 9

Конкурс методических и проектных разработок по финансовой грамотности в рамках региональной образовательной акции

«Финансы в нашей жизни»

Номинация: «Методическая разработка»

авторы:

Угримова Валентина Алексеевна - воспитатель;

                                             Чаплыгина Ольга Юрьевна - воспитатель.

Введение.

Актуальность методической разработки.

Обучение детей финансовой грамотности -  это новое направление в дошкольном воспитании. Наши  дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 5 – 7 лет дети имеют карманные деньги. Но при этом, большинство родителей озабочены тем, что дети не умеют ценить  деньги, требуют  дорогих  подарков и не берегут  новые игрушки.                                              

В современной  жизни,  в условиях рыночной экономики, человеку, чтобы быть успешным, надо быть финансово грамотным. Поэтому  работу, по  ознакомлению  детей с  финансовой грамотностью,  необходимо  проводить  уже  с  детского  сада, потому что, дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире, когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях посредством игры. Именно в этот период у детей формируется позитивное отношение к миру  и к окружающим его людям. Грамотное отношение к  деньгам в детском  возрасте, определяет  финансовое  благополучие  детей, когда они станут взрослыми.

Дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и  родителями, путешествуя по этому   миру, приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающем его  мире. Экономическая культура личности ребёнка  дошкольного возраста  - это наличие первых представлений об экономических понятиях: бережливость, расточительность, трудолюбие, уметь  планировать дела, осуждать  жадность и расточительность. Чем раньше дети начнут понимать,  какую  роль   деньги  играют в семейной, частной и общественной жизни, тем раньше будут у них сформированы полезные  привычки по финансовой грамотности.

 Экономическое  воспитание дошкольников  состоит в обогащении различных  видах  детской  деятельности по финансовой грамотности, а  не в организации специального обучения экономике. Насыщение жизни дошкольников элементарными сведениями об экономике, способствует развитию предпосылок формирования экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Занятие  по познавательному развитию «Путешествие в прошлое денег» было разработано с целью ознакомления  детей с историей возникновения денег и их предназначением.

Задачи:

- образовательные: познакомить детей с историей возникновения денег, с  понятиями «деньги», «обмен», «товар», учить  понимать назначение денег, вызвать интерес к прошлому предмета.

- развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи,  формированию коммуникативных отношений.

- воспитательные:воспитывать у детей стремление к познанию нового.

Материал: видео подборка слайдов, картинки с изображением предметов для игры, деревянные палочки, монеты из плотной фольги, шапочки китайские, большой кошелёк, маленькие кошельки на всех детей, «машина времени», кисточки, чёрная краска, салфетки, стаканчики для воды.

Технические средства обучения: телевизор, ноутбук.

Методические приёмы: игровые, наглядные, словесные.

Ход занятия.

Ребята заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, а что это такое (показывает  на  сумку).

Дети  высказывают предположение, что это.

Воспитатель: Это кошелёк. Такой  большой! Скажите, ребята, а для чего нужен кошелёк? Как кошелёк можно  использовать?

Дети: В кошельке находятся  деньги, люди ходят в магазин с кошельком.

Воспитатель:  Да, ребята, правильно, кошелёк используют для  денег, молодцы. Сейчас мы откроем кошелёк и посмотрим, что в нём (воспитатель открывает кошелёк и в это время и появляется Копейка).

Копейка: Здравствуйте, ребята!  Зовут меня Копейкой (плачет)  Обижают все меня, говорят, что  маленькая я и обойтись можно без меня. Я такая несчастная. Неужели правда, ребята, что  на 1 копейку   ничего не купишь? Мне очень хочется узнать, как я появилась на свет и можно ли обойтись без меня?

Воспитатель: Не плачь, Копеечка. Есть такая пословица « Рубль  копейка бережёт!». Из таких  копеек, как ты, состоит  рубль.  Когда соберёшь  много  копеек, то можно много всего  купить.

Копейка: Как хорошо, ребята! Я очень  рада и  побегу скорее к  копеечкам – подружкам, обрадую их.

Воспитатель: Копеечка, ещё успеешь это сделать.  Сейчас мы попытаемся узнать, как ты появилась на свет. Ребята, как это можно сделать?

 Ответы детей.

 Воспитатель: Я предлагаю отправиться  в прошлое время ( это время,  когда люди жили много – много лет назад) и узнать, как  появились деньги и наша Копейка. Подумайте и скажите: как  можно отправиться в прошлое время?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю отправиться на машине времени. Давайте и Копейку возьмём с собой. Проходите в машину времени. Пристегнитесь, закройте глаза и отправляемся (звучит космическая музыка).

Воспитатель: Стоп машина! Открываем глаза, отстёгиваем ремни безопасности. Ребята, мы  в древнем мире! (слайд 2). Много, много лет назад, люди не знали, что такое деньги. Как же они обходились без денег? Люди производили обмен вещами (слайд 3). Ракушки, шкуры животных, камешки, бусы,  продукты труда  заменяли деньги. Что бы получить необходимую вещь, люди меняли  предметы, которые изготовляли сами. Но, ребята, обмениваться было неудобно, надо было товар  носить с собой.   А если этот товар занимал много места,  был тяжелым? Конечно, это доставляло большие неудобства. Давайте и мы сейчас  попробуем, как когда -  то, люди обходились  без денег, производили  обмен  одного  товара на другой, обменяться товаром.

Игра «Обменяем  товар».

Ребята, я раздаю вам картинки, где  нарисован  товар, какой  есть у вас, и вам надо обменяться  и  приобрести тот товар, который вам нужен. Начинаем обмен.

Воспитатель:  Расскажите, получилось  у вас обменять товар  и приобрели вы товар, который вам был нужен?

Дети: ответы.

 Воспитатель: Хорошо, справились с заданием, подобрали себе  нужный товар  и  обменяли его на тот товар, который был у вас.

 Ребята, наша машина времени готова отправиться дальше. Пристегнитесь, закройте глаза и отправляемся (звучит космическая музыка). Стоп машина! (слайд 4)  Открываем глаза, отстёгиваем ремни безопасности. Машина времени перенесла нас в  Древний  Египет. Ведь это  в Древнем Египте   появились  самые  первые  деньги в мире. И это были  каменные деньги (слайд 5).Их изготовляли из камней.  Эти первые деньги  были  разной формы, размера, они  были  квадратными, круглыми.  Деньги можно было носить на шее в виде бус, класть в кошелёк или небольшой мешочек для денег. Ещё  деньги делали из – золота, серебра, бронзы и  украшали  различными рисунками. Но  потом  люди  начали деньги чеканить  из металла. Вот  так и  появились металлические деньги (слайд 6). Когда в России  стали чеканить деньги, то на монетах  не  были указаны цифры, а выдавлены   точки - одна, две три, пять точек. Люди были неграмотными, они не умели ни читать, ни писать, не знали цифр,  они бы не смогли назвать стоимость монеты.  

Работа  сидя  за столами «Монетный двор».

Воспитатель: Ребята, мы сейчас будем мастерами – изготавливать  монеты. Возьмите деревянные  палочки, монетку и лёгким нажатием  выдавите  рисунок. Мы будем делать точки. Я сейчас скажу, кто сколько будет делать точек. Работу выполняйте аккуратно, не торопитесь (работа детей).

Воспитатель: Вот мы с вами и изготовили монеты. Отправляемся дальше. Пристегнитесь, закройте глаза и отправляемся (звучит космическая музыка).  Стоп машина! Открываем глаза, отстёгиваем ремни безопасности(слайд 7).Мы с  вами в древнем Китае (дети надевают шапочки китайские).    Деньги из металла были очень  тяжёлыми  и занимали  много места. И люди задумались, из чего ещё можно изготавливать деньги (слайд 8). Думали люди, думали и придумали делать деньги из бумаги. Так появились деньги «бумажные». Первые бумажные деньги изготовили  в Китае. Деньги были  большого размера, вот как этот лист. На деньги наносились  китайские буквы  - иероглифы. Почему же именно в Китае стали изготавливать бумажные деньги?:  В Китае очень мало было   железа, серебра, золота, что бы делать деньги. И для изготовления денег стали  использовать  бумагу,  которую делали из коры тутового дерева (слайд 9).

Физкультминутка. (музыка Китая)

Что за  музыка красивая  звучит  - медленно поворачиваются вокруг себя

Она превращает нас  в  птиц – взмахи руками – крыльями

Деревья качаются  на ветру – руки вверх, покачивание из стороны в стороны

Сакура – вишнёвое дерево, на нём расцветают  цветы – раскрывают ладони

И  белая птица засыпает, складывая  крылья свои – тихо опускаются, складывают руки.

Вода, бегущая в ручье – тихо и спокойно идут

И наш волшебный ручей привёл нас в китайскую мастерскую.

Работа за столами «Мастерская Китая».

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами изготовим бумажные китайские деньги. Я каждому раздаю ранее приготовленную  заготовку бумажных денег. Вы кисточкой закрасите  китайскую букву -  иероглиф, как это делали мастера в Китае. (Работа  детей. Звучит  музыка Китая).

Воспитатель: Ребята, вы очень хорошо справились с работой, молодцы. Каждый иероглиф имеет своё значение (счастье, солнце, достаток и т.д.).

Воспитатель. Когда в Европе  появились  бумажные деньги, то они  стали пользоваться популярностью, потому что использование таких денег было намного удобнее.              

Воспитатель:  Нам пора возвратиться  в нашу машину времени. Интересно, где мы сейчас окажемся? (видят, что в машине появились маленькие кошельки). Что за волшебство? Берите кошельки, садитесь, пристегнитесь, закрывайте глаза и отправляемся (звучит космическая музыка).

Воспитатель. Стоп машина! Открываем глаза, отстёгиваем ремни безопасности! (слайд 10) Где это мы?

 Дети: ответы.

 Воспитатель: Мы вернулись  в настоящее время.  В какой стране мы живём?

Дети: Мы живём в России.

Воспитатель: Ребята, мы знаем, что  любая  страна  имеет  свои виды денег. И название у денег разное.   Какое название денег у нас в стране?

Дети: ответы.

Воспитатель: (слайд 11) Да, деньги нашей страны  называются  рубли. Почему же они имеют такое название?  Название слова «рубль», произошло от слова рубить.  А  сейчас ребята, откройте  кошельки, посмотрим, что в них. Бумажные деньги. В нашей стране такие деньги бумажные называют  купюрой. А  что там ещё есть в кошельке?  Да  это же  копейка! Это деньги металлические. Копейку  так назвали потому, что на денежке  изображён всадник с копьём (слайд 12). Посмотрите, что ещё лежит в кошельке?

Дети: ответы.

Воспитатель: (слайд 13).Да, это пластиковая  карта. А зачем она здесь?

Дети: ответы.

Воспитатель: В нашем мире очень развиты современные технологии. Мы можем хранить деньги на одной маленькой пластиковой карточке и совершать платежи, не выходя из дома через интернет. Такие деньги называются электронными. А теперь скажите мне ребята, зачем же  нам  нужны деньги?

Дети: ответы.

Копейка: Спасибо, ребята. Вы помогли мне,  теперь я знаю,  как  появилась.  И я хочу вас отблагодарить. Загляните  в большой кошелёк.

Сюрпризный момент.

Дети открывают большой кошелёк и достают шоколадные монетки.

Список литературы:

1.Пушкарь А.Е. Дети и деньги. М.: Известие, 2008 320 с.

2.Е.Красавина, Е.Бродникова. Дети и деньги. Растим миллионера. 2003

3. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны

    проблемы [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. 2018 №12.

     С.22-26.

4.  Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005 256 с.

5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015 176 с.

6. П.Кошель. История денег. Рассказы для детей. 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических разработок по финансовой грамотности

Сборник методических разработок по финансовой грамотности...

Методическое пособие педагогических мероприятий по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Новизна данной работы заключается в приведении изучаемого материала в систему, в разработке конспектов педагогических мероприятий, в использовании инновационных технологий, сценариев, которы...

Методическое обеспечение по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет по теме «Семейный бюджет»

В данной методической разработке по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет представлены:Календарно – тематический план.Конспект совместной деятельности педагога и детей.Проект р...

О проведении Республиканского конкурса методических разработок по развитию финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных организаций "В мире финансов"

Республиканский конкурс методических разработок по развитию финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных организаций "В мире финансов"...

Квест-игра по финансовой грамотности в рамках фестиваля по Финансовой грамотности

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.#finfest24.https://vk.com/rcfg24...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...