Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Маликова Ольга Николаевна

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx522.22 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу рамки по окружаюющему миру

Познавательно - исследовательский проект

для детей старшей группы

«Мир вокруг нас»

(Опытно-экспериментальная деятельность)

                                                           

                                                           

                                 

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители старшей группы.

Цель проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода - переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость;

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

проверку и делать адекватные выводы.

Сроки реализации:

с декабрь по апрель учебного года.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, ноутбук.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. Детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Прохорова Л.Н., БалакшинаТ. А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

4.Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

5. РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

6.Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.

8. Интернет ресурсы.

Этапы реализации проекта:

Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

Разработка перспективного плана работы с детьми.

Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

Оформление консультативного материала для родителей.

Перспективный план работы с детьми.

Декабрь 

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие № 3«Зачем нужна вода»

Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Объяснять, что жизнь зародилась в воде.

Беседы с показом опытов «Солёная вода»

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)

Изготовление цветного льда.

3 неделя

Занятие № 4«Свойства воды»

Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация.

«Где применяется вода»

На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

Просмотр видео «Свойства воды»

Январь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

2 неделя

Занятие № 5

«Круговорот воды в природе»

Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность.

 

 

В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе.

4 неделя

Занятие № 6«Свойства снега и льда»

Цель: Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.

 

Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»

Цель: Учить сравнивать снег и лёд.

Рисуем снежные постройки

Февраль

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие № 7 «Огонь наш друг и враг»

Цель: Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др). Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним. Воспитывать безопасность при проведении опытов. Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём.

Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.

Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»

Оформить альбом «Его величество огонь», «Кто такой Прометей»

2 неделя

Занятие № 8 «Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?»

Цель:

Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое). Показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала

Показ презентации о солнечной системе.

Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей»

«Что такое загар»

 Март

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие № 9«Свет и тень»

Цель:Расширять Знания детей об окружающем мире. Формировать представления о свойствах света и тени.

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

3 неделя

Занятие № 10«Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер).

На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный)

 Просмотр презентации «Свойства воздуха"

 Апрель

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие № 11 «Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Беседа «Горы»

Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении.

Закреплять знания о пройденном материале.

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

3 неделя

Занятие № 12«Магнит. Как достать скрепку?»

Цель: Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.

Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

- Перспективный план работы с родителями.

- Беседы.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение

Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Приложение

«Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Познавательно-исследовательская».

Тема: «Бумага и её свойства»

Возрастная группа: старшая.

Цель: Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.

Задачи:

Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.

Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.

Ход мероприятия: Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок-Лесовичок: Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает? (Книга)

Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга? (Из бумаги)

Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино? (Из полена, дерева)

Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками? Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага? (Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная) Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.

ОПЫТ № 1Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное. А теперь вместо стекламы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.

Это первоесвойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага? Вывод: Бумага не прозрачная.

ОПЫТ № 2. Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку), а в другой – бумажный (салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь. - Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

-Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага? Вывод: Бумага промокает.

ОПЫТ № 3. У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. (Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся).

- Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага легко рвётся.

Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете свойства бумаги? (Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная)

- А сейчас Старичок-Лесовичок предлагает вам немного отдохнуть:

 Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Воспитатель: В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу. (Сопровождается показом картинок). В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили. В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняетспециальная машина для производства бумаги.

Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой- нибудь предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих картинках найдите предмет, сделанный из того же материала.

Стакан – стеклянный;

Ложка – металлическая;

Салфетка – бумажная;

Дощечка – деревянная.

Подведение итогов: - О чем мы сегодня с вами говорили? - Какими свойствами обладает бумага? (Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная,).

 Воспитатель отмечает работу детей, раздаёт им призы. Старичок-Лесовичок угощает всех детей сладкими подарками и прощается с детьми.

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Направление деятельности: « Познавательно-исследовательская»

Тема: «Волшебные свойства магнита».

Возрастная группа: старшая.

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи: Познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита.

Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Материал: рукавица с магнитом внутри, бумага, демонстрационный магнит,

металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами, стаканы с водой.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите в глаза друг другу. А теперь посмотрите в мои глаза, а я посмотрю в ваши. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями. (Стук в дверь).

- Ребята, посмотрите, что это? - Посылка. - Давайте узнаем от кого она. (Воспитатель крутит посылку, читает) - Посылка от дедушки Зная. А дедушка Знай у нас такой выдумщик. На посылке загадка. Чтобы открыть посылку, нужно отгадать загадку:

Хватаю в крепкие объятья

 Металлических я братьев. (Магнит).

Воспитатель открывает посылку.

- Ребята, тут для нас письмо: «Здравствуйте, ребята!

Посылаю вам из своей лаборатории различные предметы и рукавицу, но она не простая, а волшебная. А в чем ее волшебство, вы должны определить сами».

 - А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей).

Опыт №1«Волшебная рукавица»

 - Попробуем с вами сейчас надеть рукавицу и будем доставать предметы из посылки. - Что происходит с предметами? (металлические предметы при разжимании не падают, другие падают. Рукавица перестает быть волшебной). - Почему так происходит? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам) - Что может находиться в рукавице? (Дать детям рассмотреть рукавицу, в ней находится магнит). - Да, в нашей рукавице действительно находится магнит. Дедушка Знай не зря загадал нам загадку про магнит. А еще он прислал для вас магниты. (Дети садятся за столы, где будут экспериментировать с магнитами).

  - Возьмите в руки магнит. Пощупайте его, постучите магнитом. Какой магнит на ощупь? (Магнит твёрдый, тяжёлый, холодный). У меня в руке магнит, много секретов в себе он хранит.

Важное дело эксперимент в нём интересен каждый момент. Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями. А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов). И мы сегодня будем экспериментировать, и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны. Как это сделать? (выслушать предположения детей) - Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит?

Опыт:Дети по очереди подносить магнит к предметам.

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

Опыт №2 «Полюса магнита» - Посмотрите какой разноцветный магнит прислал нам дедушка Знай. (Воспитатель достает из посылки магнит, окрашенный двумя цветами: синим и красным).  Как окрашен магнит?  Что обозначают цвета? (обозначают полюса магнита: синий - северный, красный - южный). - Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами. Что происходит с ними? (Магниты отталкиваются).

- А теперь приложите красным и синим концами. Что происходит? (Магниты

притягиваются). (Воспитатель подводит детей к выводу, что разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные отталкиваются). - Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы и кнопки – все перемешалось в шкатулке.  Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов).

Опыт №3 Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детали, а пластмассовые останется. Показывают, как это надо сделать.

Опыт №4. Раздается звонок телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы» Видео звонок: - Здравствуйте, дорогие ребята! У меня беда! Любимый пруд, в котором я живу, уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много мусора. Помогите мне очистить пруд. Только одно условие. Нельзя вылавливать рыбок. - Ну, что – поможем черепахе Тортиллеи обитателям пруда? Как мы можем ей помочь, чтобы нам не потревожить жителей пруда и достать весь мусор? (выслушать предположения детей) -

Только удочки у нас не простые, вместо крючков магниты. По очереди дети очищают водоем от мусора. Из аквариума дети при помощи удочек с магнитом на концевылавливают различный металлический мусор. - Какой мусор мы доставали? А почемутолько металлический? - Потому что магнит притягивает только металлический предмет. Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

Опыт №5 Ребята, магнит не только замечательный помощник, он еще и чудесный художник. Вы согласны? - Он умеет «рисовать»! - Как вы думаете, как? - Ребята, посмотрите, какой формы у меня магнит? (круглый) - Сколько кругов? Какие круги? – Что можно из них построить? (дети собирают неваляшку).

Опыт: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на построенную неваляшку.

ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.

- А что же еще умеет делать магнит?

Опыт №6- Посмотрите, что лежит у нас на столе? (скрепки) - Из чего сделаны скрепки? Давайте проверим, притягиваются они или не притягиваются? - Я беру магнит, а вы  будете подносить к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подносите вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась.

ВЫВОД: Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. Но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. - Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят стаканы с водой, на дне скрепка. - Как

достать скрепку, не замочив рук?

Опыт № 7:Поднести магнит к стакану. - Что произошло?

ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.

- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.

 Итог. - Ребята, вам понравились быть учёными и проводить опыты? - Что нового вы узнали о свойствах магнита? - Кому бы вы хотели рассказать о работе с магнитом?

 - Ребята, дедушка Знай оставляет вам в подарок эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнавать, какие предметы может притягивать магнит. Спасибо!

Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Познавательно-исследовательская».

Тема: «Этот удивительный воздух»

Возрастная группа: старшая.

Цель: Обобщить знания детей о свойствах воздуха.

Задачи: Расширять представления детей о понятии воздух, о способах его обнаружения.

Задачи:

Формировать представление о роли воздуха. Систематизировать знания детей о свойствах воздуха. Развивать способность детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать.

Побуждать желание детей узнать больше о воздухе, вызвать интерес в проведении опытов. Дать представление об источниках загрязнения воздуха. Формировать желание заботиться о его чистоте.

Словарная работа: Фильтр.

Предварительная работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Знакомство с некоторыми свойствами воздуха в экспериментальной деятельности. Наблюдение на прогулке за выходом из заводских труб, частных домов, из выхлопных труб автомобилей, при сжигании мусора, проведение опытов с воздухом дома с родителями.

Оборудование:Весы (аптечные), воздушные шары, стеклянная кастрюля с водой, стакан, кусочек сахара, три свечи, банки (0,5; 1л), мыльные пузыри, альбомный лист, цветной мыльный раствор, фломастеры, палочки для рисования, блюдце, салфетки, чашка с водой.

Ход мероприятия: Дети входят в группу. В руках у детей фигурки человечков (девочка, мальчик)

Воспитатель: Представьте, что мы в лаборатории. Кто работает в лаборатории?

Дети: Ученые.

Воспитатель: Представьте себе, что вы тоже «ученые». Подумайте, что вы будете делать в лаборатории?

Дети: Прикрепляют фигурку на фланелеграф и говорят, что они будут делать, (проводить опыты, делать выводы, наблюдать, думать, рассуждать, слушать ответы товарищей и т. д.)

Воспитатель: Как, вы, думаете, чем мы будем заниматься в лаборатории?

 Дети: В лаборатории будем проводить опыты, узнаем что-то новое. Воспитатель: А вот, что мы будем исследовать сегодня, попробуйте догадаться, послушав загадку:

 Он прозрачный - невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ктомне покажет воздух? Я его не вижу. А вы его видите? Ты видишь, а ты видишь? Ответы детей.

Вывод: воздух невидимый.

 Воспитатель: давайте возьмем воздух в руки. Как это сделать?

Дети: Он везде, он невидим, и взять его в руки нельзя.

Воспитатель: Зачем нужен воздух?

 Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Как вы это делаете? Закройте плотно рот, а нос зажать пальцами.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Без воздуха можно задохнуться.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети: Всем кто живет на планете.

Дети проходят к столам.

Работа по карточкам. Д/и « Кому нужен воздух?»Задание: Возьмите фломастер, на карточках обведите кружком объекты живой природы. Проверка задания: дети обмениваются карточками.

Воспитатель: Мы не смогли поймать руками воздух, а как вы думаете, воздух имеет вес? На обе чаши весов положили сдутые шары. Затем один из шаров надули и положили на весы. Чаша с надутым шариком перевешивает. Дети делают вывод: воздух имеет вес.

Воспитатель: Как вы думаете, если шар с воздухом мы положим на воду, что произойдет с шаром?

Дети: Шар будет плавать.

Воспитатель: Я предлагаю провести еще опыт со стеклянными пузырьками. Возьмите два пузырька. Как вы думаете, что в пузырьках?

 Дети: Воздух.

Воспитатель: Один из пузырьков закройте пробкой и оба

пузырька опустите в баночку с водой. Что произошло?

 Дети: Из открытого пузырька вышел воздух, а в закрытом пузырьке воздух остался, и он плавает на поверхности воды.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Воздух легче воды.

Воспитатель: Где можно использовать это свойство?

Дети: В резиновых лодках, спасательных кругах, кораблях.

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать одну историю. Петя с Сережей пили чай.

- Можешь ли ты опустить кусочек сахара на дно кастрюли наполненной водой так, чтобы он остался сухим? Спросил Петя. Сережа задумался. - Ты задал очень трудную задачу. По-моему, ее нельзя решить.

Воспитатель: Как вы думаете можно решить эту задачу?

Воспитатель: На небольшую крышечку кладу кусочек сахара и опускаю крышку на поверхность воды. Крышка плавает. Беру стакан и накрываю им крышку с сахаром.Медленно опускаю стакан до дна кастрюли. Так же медленно поднимаю стакан. Смотрим,сахар остался сухой. Воспитатель: Почему перевернутый стакан не наполнился водой, и сахар не намочился? Дети делают вывод: воздух выталкивает воду из стакана

Воспитатель: А сейчас я зажгу свечи. Одну свечку накроем стаканом, другую – банкой, а третью оставим открытой. Свеча, накрытая стаканом, потухает первой, затем свеча, накрытая банкой, а открытая свеча продолжает гореть. Вывод: Для горения нужен воздух.

Воспитатель: Вы хотели бы поиграть? Берите пузырьки с мыльным раствором и будем пускать мыльные пузыри.

 Воспитатель: Как вы думаете, что нам помогло играть с мыльными пузырями?

Дети: Воздух.

Практическая работа.

 Воспитатель: Я предлагаю вам с помощью воздуха и мыльных пузырей порисовать. На что похожи рисунки?

Дети: на праздничный фейерверк, воздушные шары, цветочную поляну. Воспитатель: Ребята посмотрите, а у меня рисунок получился не радостный. Как вы думаете, что произошло с воздухом?

Дети: Воздух загрязнился.

Воспитатель: Когда воздух загрязняется?

Дети: Когда топятся печи, дымят заводы и выхлопные трубы машин, когда сжигают мусор.

Воспитатель: Посмотрите ребята, как это происходит. Воспитатель поджигает свечу и над пламенем держит блюдце, затем показывает образовавшуюся копоть на блюдце.

Воспитатель: такая же грязь вместе с дымом попадает в воздух, а потом и в наши легкие. Грязный воздух это плохо. Что нужно сделать, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым?

Дети: Надо сажать деревья, не сжигать мусор, устанавливать фильтры. Словарная работа: Фильтр – это очистительное сооружение, которое должно устанавливаться на всех заводах.

 Итог: - Что мы узнали о воздухе? - О каких опытах, вы бы хотели рассказать дома?

 - Кому понравилось работать в нашей лаборатории подойдите к веселому солнышку, а кому не понравилось, подойдите к грустному солнышку.

Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Познавательно-исследовательская».

Тема: «Свет и тень»

Цель:

Расширять Знания детей об окружающем мире.

Формировать представления о свойствах света и тени.

Задачи:

Развивать стремление к поисково-познавательской деятельности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Дать понять о возникновении света и тени.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Воспитывать самостоятельность, активность.

Интеграция образовательных областей:

Оборудование: ширма теневого театра, фигурки теневого театра, настольная лампа, экран, коробка с отверстием, карточки с изображением источников света, фонарик.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

- Скажите, а какое сейчас время суток (утро), а в какое время суток вы уходите домой из детского сада? А что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем?

Воспитатель показывает части суток и просит их назвать.

- Как вы думаете почему день сменяется ночью? (Солнце прячется и наступает ночь)

Показ картинок на проекторе.

Дети видят большую, красивую коробку.

Воспитатель:

- Ой, ребята, посмотрите какая красивая коробка. Она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие. Давайте посмотрим в отверстие. Что лежит в коробке?

Дети смотрят, ничего не видят.

Воспитатель:

- Почему ничего не видно? (потому что в коробке темно)

- А как сделать, чтобы в коробке стало светло? (открыть коробку, тогда в нее попадет свет и осветить все внутри)

- А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней стало светло?

Дети сквозь отверстие рассматривают, что находится в коробке (звездное небо, луна).

Воспитатель

- Почему мы увидели картинку?

Дети:      

- В коробке стало светло.

Воспитатель:

- Ребята, вы хотите еще больше узнать про свет? Я предлагаю отправиться в путешествие к профессору Всезнайке.

- Давайте скажем волшебные слова.

Дети

- Вокруг себя повернемся.

  Крепко за руки возьмемся.

  Громко скажем: «Раз, два, три».

  В гости к профессору мы пришли.

Профессор Всезнайка:

- Добрый день! Меня зовут профессор Всезнайка. Я очень рада видеть вас в моем центре. Предлагаю провести опыты и эксперименты.

- Давайте представим, что настольная лампа это Солнце, а глобус – это наша планета Земля. Сейчас мы с вами посмотрим, как происходит смена дня и ночи. 

Опыт с глобусом

Воспитатель включает лампу и направляет луч света на глобус. Поворачивает глобус разными сторонами в луче света.

Профессор Всезнайка:

- Все время освещается только та часть глобуса, на которую падает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там день, а которая в тени там ночь.

- Что является главным источником света для нас днем? (солнце) А ночью? (луна)

- А что помогает видеть нам вечером? (лампочки, которые вкручиваются в люстры, фонари и т.д.)

- Правильно, значит, свет бывает естественным и искусственным.

- А какие источники света вы знаете? (Солнце, звезды, луна, лампочка, фонарь, свет от костра)

Всезнайка рассказывает про естественный и искусственный свет.    

Игра с карточками «Свет бывает разный»

- А сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:

От кого мои друзья

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами ходит (тень)

- Что такое тень?

- Когда на пути света появляется тень? (на пути света стоит препятствие и образуется тень)

Игра «Угадай животное?»

Воспитатель:

- Ребята! Профессор Всезнайка предлагает нам посмотреть мультфильм про тень.

Мультфильм «Тень»

Всезнайка предлагает детям показать теневой театр сказка «Репка».

Воспитатель:

- Замечательно! Вы настоящие артисты, а артисты благодарят зрителей за то, что они смотрели и слушали их - поклоном.

Артисты кланяются.

Проф. Всезнайка дарит детям подарок.

- Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова и вернемся в детский сад.

- Ребята вам понравилось путешествие? А что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

АктуальностьРебенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная де...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...