Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вишнякова Наталья Сергеевна

Конспект заняти в старшей группе

Цель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.

Задачи:

-расширить  представления детей о многообразии животного мира;

- способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру;

- содействовать воспитанию гуманного и ответственного отношения ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krasnaya_kniga.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

 План-конспект занятия по познавательному развитию  

«Листая страницы Красной книги»

Цель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.

Задачи:

-расширить  представления детей о многообразии животного мира;

- способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру;

- содействовать воспитанию гуманного и ответственного отношения ко всему живому.

Средства:

Макет Красной книги; презентация «По страницам Красной книги», картинка с изображением Лесовичка

Способы:

Предварительная работа:

-беседы о жизни животных, птиц;

-рассматривание иллюстраций животных, растений, птиц;

-наблюдения за растениями в природе;

-чтение стихотворений о природе;

- развивающие, интерактивные и дидактические игры по экологии.

Ход занятия

Дети входят в группу и встают в круг держась за руки.

Воспитатель: Мы в кружок все соберемся,

Дружно всем мы улыбнемся.

 И пожелаем друг-другу, друзья,

 Хорошего, светлого дня.

 Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите природу? И все живое вокруг?  (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Что же такое природа?

 (Предполагаемые ответы детей - лес, небо, поля, животные, растения, земля, птицы, насекомое, воздух, моря и реки, горы, пустыни)

Воспитатель: Сегодня, рано утром по дороге в детский сад, я встретила Старичка Лесовичка. Он просил передать вам послание:

(Чтение послания сопровождается демонстрацией картинки с изображением Старичка Лесовичка): - «Внимание, Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Что же нам делать, друзья? Наверное, о Красной книге пора вспомнить »

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой беде говорит Лесовичок?

Предполагаемые ответы детей (исчезнут животные и растения)

Воспитатель: правильно, а почему это может произойти?

Предполагаемые ответы (Человек бывает жесток к природе. Люди ломают деревья, просто так срывают цветы и растения, убивают животных из-за ценного меха или мяса, а иногда из-за того, что дикий зверь может быть просто опасен. Вот поэтому растений, животных становится все меньше и меньше).

Воспитатель: Замечательно, молодцы! Как вы думаете, если все это погибнет, то нам хорошо будет жить на этой планете?

Предполагаемые ответы (нет, мы не услышим пение птиц, не будет красивых деревьев и цветов. А если не будет деревьев, то людям нечем будет дышать. Ведь именно они обогащают нашу планету кислородом).

 Воспитатель: Правильно! ( Обращает внимание детей на появившуюся в книжном уголке Красную книгу) Ребята, а не об этой ли книге в послании говорил Лесовичок?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, о ком эта книга? Почему вы считаете, что она о животных?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Как вы считаете, почему обложка этой книги красного цвета?  Что может обозначать красный цвет?

Предполагаемые ответы детей (красный цвет может обозначать опасность, предупреждает нас).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с этой книгой. Красная книга – это сигнал SOS, который подают нам растений и животные.( Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией презентации «По страницам Красной книги»). Красная книга очень большая, потому что в ней записаны все исчезающие растения, животные, птицы нашей страны.  Страницы книги разноцветные, но сделано это не для красоты. По цвету  страниц можно сказать в каком положении находятся те или иные виды растений и животных.

Воспитатель: Какие животные и птицы изображены на черных страницах? (Ответы детей)

Как вы считаете, почему эти страницы черного цвета? 

Воспитатель: Черный цвет означает, что эти растения и животные уже вымерли и мы их никогда не увидим.

Воспитатель: Эти страницы красного цвета. Почему? (предполагаемые ответы детей). Красный цвет - редкие и исчезающие животные и растения.

Воспитатель: Эти-желтые. Почему? (Ответы). Желтые страницы, это животные и растения, количество которых быстро снижается.

Воспитатель: Эти страницы белые. Почему? (Ответы). Белые страницы- те животные и растения, численность которых всегда была невелика.

Воспитатель: Страницы серого цвета нужны зачем? (Ответы). На серых страницах те животные и растения, которые мало изучены, места их обитания труднодоступны.

Воспитатель: В книге остались еще зеленые страницы. Как вы думаете какие животные и растения изображены на них? (Ответы). На зеленых страницах те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Воспитатель:  А теперь давайте проверим, как вы запомнили животных, которые занесены в Красную книгу с помощью загадок.

Он красивый, как огонь,

С черными полосками,

Очень грозные клыки,

Лапы, когти – велеки! (Тигр)

Среди льдин рыбешку ищет

А пловец- каких не сыщешь!

До чего же зверь хорош

Гладкий сильный этот…(Морж)

Вновь играя и шаля

Перед носом корабля

Над водой мелькают спины

Мчатся шустрые…(Дельфины)

Погоняемый кнутом,

Мчится в упряжи, потом

Травку щиплет целый день

Стройный северный…(Олень)

Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки, любит мед

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь).

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, немного устали? Давайте немного разомнемся

Физ.минутка

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг. (ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг!

(Потягивание руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо и налево (Наклонится и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот- правой ступни левой рукой).

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

(Потягивания –руки вверх)

Отдохнуть вы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся) 

Воспитатель: Дети! Мы с вами выяснили, для чего нужна Красная книга и что эта за книга. Чтобы Красная книга не пополнялась, люди должны охранять и беречь природу. Я хочу вам предложить  поиграть в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которой мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».

• В лесу шуметь (запрещается)

• Оставлять мусор в лесу (запрещается)

• Беречь лес от пожара (разрешается)

• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)

• Рвать букеты цветов (запрещается)

• Ходить только по тропинкам (разрешается)

• Ломать деревья и ветки (запрещается)

• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)

• Разжигать костры в лесу (запрещается)

• Сажать деревья (разрешается)

• Беречь лес от пожара (разрешается)

• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)

• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)

• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)

• Разорять муравейники (запрещается)

• Разрушать грибницы (запрещается)

Воспитатель: Молодцы! А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?

Предполагаемые ответы детей.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Скажите, о какой очень важной книге мы сегодня говорили и для чего она нужна?  Важно ли то, о чем мы сегодня говорили? Для чего это нам пригодится в жизни? Что вы расскажите родителям о красной книге?

Литература

Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для старшей группы «По страницам Красной книги»

Экологический проект для  старшей группы«По страницам Красной книги»  Цель: формирование экологический культуры – совокупности экологического сознания,  экологических чувств,...

Примерный конспект организации совместной деятельности «Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области».

«Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области»Цель: создание условий для понимания самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе в процессе знакомства с К...

Экологический проект для старшей группы «По страницам Красной книги»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям....

Экологический проект для старшей группы «По страницам Красной книги»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям....

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Красная книга»

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общи...