Конспект по познавательному развитию на тему: «Как прекрасен этот мир!» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колесникова Елена Григорьевна

Цель: формирование уважения и любви к Земле как к своему дому

Задачи Обучающие:

уточнять и расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы;

- расширять представления детей об охране природы;

развивать у детей умение наблюдать, анализировать, развивать связную речь, активизировать словарь.

Развивающие задачи:

- развивать навыки речевого общения, речевого слуха;

- развивать любознательность, коммуникативность, творческое воображение;

- развивать память, внимание.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней;

- воспитывать положительное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа:

1. Рассматривание рисунков Ю. Копейко: «В космос».

2. Рассматривание карты мира.

3. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля».

4. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе.

5. Чтение книги Н. Сладкова «Разноцветная Земля».

Методы и приёмы: рассматривание фотографий о природных объектах Земли, вопросы к детям, словесная, игра, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: проектор, экран.

Демонстрационный материал: фотографии природных объектов Земли: океан, лес, горы, жители морских глубин, планета Земля из космоса и т.д.

Ход занятия

Воспитатель берёт в руки глобус и привлекает внимание детей вопросом:

«Ребята, что я держу в руках?»

Дети. Глобус.

Воспитатель. Правильно, это глобус, макет нашей планеты Земля. Хотите увидеть, как выглядит наша планета из космоса?

Дети. Да!

Воспитатель. Какой формы Земля?

Дети. Похожа на шар.

Воспитатель. Какого цвета больше всего на нашей планете?

Дети. Синего, голубого.

Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает голубой цвет?

Дети. Воду.

Воспитатель. Правильно. Мы можем сделать вывод, что на нашей планете больше всего воды. За это Землю называют голубой планетой.

Воспитатель. Кроме планеты Земля, есть ли ещё планеты?

Дети. Да.

Воспитатель. А на какой планете есть жизнь?

Дети. Жизнь есть только на Земле.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что только на Земле есть вода и воздух.

Воспитатель. Ребята, хотите мы отправимся в путешествие по нашей планете и увидим, какая она большая и красивая.

Дети. Да!

Воспитатель. Вот мы и начнём наше путешествие по планете Земля с воды.

Попробуйте отгадать загадку:

Глубиною глубоко,

Шириною широко.

День и ночь о берег бьется

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна,

И горька, и солона. (моря, океаны)

Воспитатель: Правильно, это океаны, моря, а ещё озёра, реки, пруды, ручейки. Океаны занимают самую большую поверхность Земли. Это Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный океаны. Океаны есть холодные, на поверхности которых плавают огромные глыбы льда, называемые айсбергами, и тёплые.

В океанах водятся рыбы и морские животные: от самых маленьких рыб до огромных китов.

По Земле протекает много рек, на своём пути они встречают обрывы, и, падая с них, образуют водопады.

Миллионы брызг висят в воздухе, переливаясь в лучах солнца, образуя радугу, создавая радостное настроение.

Воспитатель. Переходим на сушу и по тропинке идём сначала среди лугов и полей. Вот как описывает тропинку стихами поэт Вс. Рождественский.

Тропинка

Бежит, бежит тропинка полевая

То под откос, то вновь на бугорок

И, от цветка к цветку перелетая,

Над ней лиловый вьётся мотылёк.

Бежит она в прогретых солнцем травах,

Как змейка вьётся, сердце веселя,

А от неё налево и направо

Раскинулись и рощи, и поля.

Вот наклонились старые берёзы,

Вниз головой отражены в реке,

Стоят над медуницею стрекозы,

Знакомый лес синеет вдалеке.

Июньский зной струится над полями,

И, словно путь указывая нам,

Бежит, бежит тропинка меж цветами

Всё дальше, дальше к солнечным лугам.

Воспитатель. Далее мы углубляемся в лес. Знаете ли вы, что у лесных жителей есть книга жалоб. Послушайте, на что жалуется берёзка.

«Шестьдесят лет прожила я на свете и считала, что я берёза. Но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на боку у меня вырезал: «Ваня». Летом дачник подошёл и вырезал: «Лёня». Осенью грибник присел отдохнуть и вырезал на коре: «Миша». А зимой подкатил лыжник, прочитал на мне все имена, воткнул палки в снег, вытащил огромный ножище и вывел на спине: «Эдуард». Так кто же я наконец: берёза или Эдуард?! И почему все, кому не лень, вырезают у меня куски кожи?» Берёза-инвалид. (Н.Сладков «Лесная книга жалоб»)

Воспитатель: Ребята, справедливы ли жалобы берёзки? Можно ли на стволе дерева вырезать что-либо? (Ответы детей).

Воспитатель. Берёзы растут во многих местах земного шара, но считается, что она – один из символов России, и обижать её не стоит.

Воспитатель. По дороге нам встречается муравейник. Давайте послушаем жалобу рыжего лесного муравья.

«Мы такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас всё равно, что для вас самое большое бревно. Из сотен тысяч хвоинок-брёвен сложены наши дома-муравейники. Вам ничего не стоит его ногой пнуть, а нам начинай всё сначала. Для вас забава, для нас беда. Мы и кусаемся и кислотой стреляем, да вам всё нипочём! Уважайте хоть наш труд. Ведь сотни тысяч хвоинок, и каждая как бревно!» Лесные рыжие муравьи. (Н. Сладков «Лесная книга жалоб»)

Воспитатель. Ребята, чем полезны лесные муравьи? (Ответы детей).

Если дети затрудняются в ответах, воспитатель рассказывает им о пользе лесных муравьёв (при строительстве гнёзд муравьи рыхлят почву и облегчают доступ воздуха к корням деревьев, обогащают почву микроэлементами, являются санитарами леса).

Идем по тропинке дальше и выходим на лесную полянку, которая тоже жалуется. И опять мы должны выслушать жалобу «Была я красивая, была я пригожая – стала сама на себя не похожая!

Траву на мне вытоптали, кусты повыломали. Берёзу на дрова срубили, ёлочку на подстилку. Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками. Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой». Бывшая лесная полянка. (Н. Сладков «Лесная книга жалоб»)

Воспитатель: сейчас мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если «плохо», то все вместе кричим «нет»! Готовы, начинаем! (см. приложение)

Воспитатель. Молодцы! Оказывается, вы отлично знаете правила поведения в лесу. Нельзя оставлять после себя мусор в лесу, да и где-либо в другом месте? Во что может превратиться наша планета, если каждый оставит после себя хотя бы по одной бумажке? (Ответы детей).

Воспитатель. Ещё на нашей планете много высоких и низких гор. Это тоже очень красивые места. Низкие горы покрыты лесами, а очень высоко в горах царствуют снег, лёд и холод.

Воспитатель. Ребята, человек всегда хотел узнать, что находится в глубинах океана, в густой чаще леса, на высоких горных вершинах, в космосе. И он удовлетворяет своё любопытство, изучает свою планету. Есть маленький рассказ, который написал итальянский писатель Джанни Родари «Мудрец вносит поправки»

«Человек рождён, чтобы жить на земле», - изрёк мудрец.

Человек бросился в воду и научился плавать. Мудрец почесал затылок и внёс поправку:

«Человек рождён, чтобы жить на земле и в воде».

Человек изобрёл аэроплан и научился летать. Мудрец снова поскрёб затылок и снова внёс поправку:

«Человек рождён, чтобы жить на земле, в воде и в воздухе».

Человек отправился в космос, где нет ни воды, ни воздуха, и начал двигаться в пустоте. Разобиженный мудрец, на изречения которого больше никто не обращал внимания, подал в отставку.

Никогда не нужно ограничивать возможности человека.

С помощью фотоаппарата, видеокамеры человек показывает, какая же красивая, интересная, необыкновенная Планета Земля. Надо приложить все усилия, чтобы она оставалась обитаемой, чистой, чтобы на ней всё время пели птицы, рычали звери, летали бабочки и стрекозы, а человек имел возможность всем этим любоваться. Будущее планеты Земля находится в наших с вами руках, так давайте же беречь её, любоваться и гордиться ею.

В конце нашего занятия я вам раздам модели земного шара, и вы сможете символически держать его в своих руках.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_prekrasen_etot_mir.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию

на тему: «Как прекрасен этот мир!»

старшая  группа

Цель: формирование уважения и любви к Земле как к своему дому

Задачи Обучающие:

уточнять и расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы;

- расширять представления детей об охране природы;

развивать у детей умение наблюдать, анализировать, развивать связную речь, активизировать словарь.

Развивающие задачи:

- развивать навыки речевого общения, речевого слуха;

- развивать любознательность, коммуникативность, творческое воображение;

- развивать память, внимание.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней;

- воспитывать положительное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа:

1. Рассматривание рисунков Ю. Копейко: «В космос».

2. Рассматривание карты мира.

3. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля».

4. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе.

5. Чтение книги Н. Сладкова «Разноцветная Земля».

Методы и приёмы: рассматривание фотографий о природных объектах Земли, вопросы к детям, словесная, игра, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: проектор, экран.

Демонстрационный материал: фотографии природных объектов Земли: океан, лес, горы, жители морских глубин, планета Земля из космоса и т.д.

Ход занятия

Воспитатель берёт в руки глобус и привлекает внимание детей вопросом:

«Ребята, что я держу в руках?»

Дети. Глобус.

Воспитатель. Правильно, это глобус, макет нашей планеты Земля. Хотите увидеть, как выглядит наша планета из космоса?

Дети. Да!

Воспитатель. Какой формы Земля?

Дети. Похожа на шар.

Воспитатель. Какого цвета больше всего на нашей планете?

Дети. Синего, голубого.

Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает голубой цвет?

Дети. Воду.

Воспитатель. Правильно. Мы можем сделать вывод, что на нашей планете больше всего воды. За это Землю называют голубой планетой.

Воспитатель. Кроме планеты Земля, есть ли ещё планеты?

Дети. Да.

Воспитатель. А на какой планете есть жизнь?

Дети. Жизнь есть только на Земле.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что только на Земле есть вода и воздух.

Воспитатель. Ребята, хотите мы отправимся в путешествие по нашей планете и увидим, какая она большая и красивая.

Дети. Да!

Воспитатель. Вот мы и начнём наше путешествие по планете Земля с воды.

Попробуйте отгадать загадку:

Глубиною глубоко,

Шириною широко.

День и ночь о берег бьется

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна,

И горька, и солона. (моря, океаны)

Воспитатель: Правильно, это океаны, моря, а ещё озёра, реки, пруды, ручейки. Океаны занимают самую большую поверхность Земли. Это Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный океаны. Океаны есть холодные, на поверхности которых плавают огромные глыбы льда, называемые айсбергами, и тёплые.

В океанах водятся рыбы и морские животные: от самых маленьких рыб до огромных китов.

По Земле протекает много рек, на своём пути они встречают обрывы, и, падая с них, образуют водопады.

Миллионы брызг висят в воздухе, переливаясь в лучах солнца, образуя радугу, создавая радостное настроение.

Воспитатель. Переходим на сушу и по тропинке идём сначала среди лугов и полей. Вот как описывает тропинку стихами поэт Вс. Рождественский.

Тропинка

Бежит, бежит тропинка полевая

То под откос, то вновь на бугорок

И, от цветка к цветку перелетая,

Над ней лиловый вьётся мотылёк.

Бежит она в прогретых солнцем травах,

Как змейка вьётся, сердце веселя,

А от неё налево и направо

Раскинулись и рощи, и поля.

Вот наклонились старые берёзы,

Вниз головой отражены в реке,

Стоят над медуницею стрекозы,

Знакомый лес синеет вдалеке.

Июньский зной струится над полями,

И, словно путь указывая нам,

Бежит, бежит тропинка меж цветами

Всё дальше, дальше к солнечным лугам.

Воспитатель. Далее мы углубляемся в лес. Знаете ли вы, что у лесных жителей есть книга жалоб. Послушайте, на что жалуется берёзка.

«Шестьдесят лет прожила я на свете и считала, что я берёза. Но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на боку у меня вырезал: «Ваня». Летом дачник подошёл и вырезал: «Лёня». Осенью грибник присел отдохнуть и вырезал на коре: «Миша». А зимой подкатил лыжник, прочитал на мне все имена, воткнул палки в снег, вытащил огромный ножище и вывел на спине: «Эдуард». Так кто же я наконец: берёза или Эдуард?! И почему все, кому не лень, вырезают у меня куски кожи?» Берёза-инвалид. (Н.Сладков «Лесная книга жалоб»)

Воспитатель: Ребята, справедливы ли жалобы берёзки? Можно ли на стволе дерева вырезать что-либо? (Ответы детей).

Воспитатель. Берёзы растут во многих местах земного шара, но считается, что она – один из символов России, и обижать её не стоит.

Воспитатель. По дороге нам встречается муравейник. Давайте послушаем жалобу рыжего лесного муравья.

«Мы такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас всё равно, что для вас самое большое бревно. Из сотен тысяч хвоинок-брёвен сложены наши дома-муравейники. Вам ничего не стоит его ногой пнуть, а нам начинай всё сначала. Для вас забава, для нас беда. Мы и кусаемся и кислотой стреляем, да вам всё нипочём! Уважайте хоть наш труд. Ведь сотни тысяч хвоинок, и каждая как бревно!» Лесные рыжие муравьи. (Н. Сладков «Лесная книга жалоб»)

Воспитатель. Ребята, чем полезны лесные муравьи? (Ответы детей).

Если дети затрудняются в ответах, воспитатель рассказывает им о пользе лесных муравьёв (при строительстве гнёзд муравьи рыхлят почву и облегчают доступ воздуха к корням деревьев, обогащают почву микроэлементами, являются санитарами леса).

Идем по тропинке дальше и выходим на лесную полянку, которая тоже жалуется. И опять мы должны выслушать жалобу «Была я красивая, была я пригожая – стала сама на себя не похожая!

Траву на мне вытоптали, кусты повыломали. Берёзу на дрова срубили, ёлочку на подстилку. Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками. Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой». Бывшая лесная полянка. (Н. Сладков «Лесная книга жалоб»)

Воспитатель: сейчас мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если «плохо», то все вместе кричим «нет»! Готовы, начинаем! (см. приложение)

Воспитатель. Молодцы! Оказывается, вы отлично знаете правила поведения в лесу. Нельзя оставлять после себя мусор в лесу, да и где-либо в другом месте? Во что может превратиться наша планета, если каждый оставит после себя хотя бы по одной бумажке? (Ответы детей).

Воспитатель. Ещё на нашей планете много высоких и низких гор. Это тоже очень красивые места. Низкие горы покрыты лесами, а очень высоко в горах царствуют снег, лёд и холод.

Воспитатель. Ребята, человек всегда хотел узнать, что находится в глубинах океана, в густой чаще леса, на высоких горных вершинах, в космосе. И он удовлетворяет своё любопытство, изучает свою планету. Есть маленький рассказ, который написал итальянский писатель Джанни Родари «Мудрец вносит поправки»

«Человек рождён, чтобы жить на земле», - изрёк мудрец.

Человек бросился в воду и научился плавать. Мудрец почесал затылок и внёс поправку:

«Человек рождён, чтобы жить на земле и в воде».

Человек изобрёл аэроплан и научился летать. Мудрец снова поскрёб затылок и снова внёс поправку:

«Человек рождён, чтобы жить на земле, в воде и в воздухе».

Человек отправился в космос, где нет ни воды, ни воздуха, и начал двигаться в пустоте. Разобиженный мудрец, на изречения которого больше никто не обращал внимания, подал в отставку.

Никогда не нужно ограничивать возможности человека.

С помощью фотоаппарата, видеокамеры человек показывает, какая же красивая, интересная, необыкновенная Планета Земля. Надо приложить все усилия, чтобы она оставалась обитаемой, чистой, чтобы на ней всё время пели птицы, рычали звери, летали бабочки и стрекозы, а человек имел возможность всем этим любоваться. Будущее планеты Земля находится в наших с вами руках, так давайте же беречь её, любоваться и гордиться ею.

В конце нашего занятия я вам раздам модели земного шара, и вы сможете символически держать его в своих руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

Конспект НОД познавательному развитию на тему "Шофер"

Конспект по познавательному развитию на тему "Шофер", предназначен для первой младшей группы....

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Как прекрасен этот мир».

Конспект занятия для педагогов средней группы...

Конспект занятия «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Новогодняя ярмарка»

Увлекательное занятие для детей среднего возраста по ФЭМП...

конспект НОД (познавательное развитие) на тему "Посуда"

Закрепить знания детей о классификации предметов посуды....

Конспект по познавательному развитию на тему "Новый год», «Наша Елочка" (Группа раннего развития «Звездочки»)

Конспект по познавательному развитию на тему "Новый год», «Наша Елочка"  (Группа раннего развития «Звездочки»)Автор: Фай А.А., воспитатель МБДОУ "Детский са...