Проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Барцайкина Тамара Даниловна

Разработка содержит этапы работы с детьми и родителями по реализации проекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okoshke.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике».

В.А.Сухомлинский говорил: «Школа под голубым небом учила меня, как открывать перед детьми окно в окружающий мир, и эту науку жизни и познания я стремился донести до всех учителей. Я советовал им: не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете исследования все, что вы знаете, - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз вернуться к тому, что он узнал».

Постановка проблемы

         Весной в сельской местности люди готовятся к посевным работам, выращивают на подоконниках первую зелень, рассаду. Наши дети наблюдают за родителями, но не  всем детям мамы позволяют участвовать в этом процессе, тем более провести опыты и эксперименты, добиться конкретного результата и обобщить свой опыт, сделать выводы и умозаключения. Данный вид деятельности даёт воспитателю возможность приобщить детей к труду, обогатить экологическими знаниями, провести ряд опытов и экспериментов. Детям нравиться быть равноправными участниками деятельности, опытным путём приобретать новые знания о законах природы.

Вид проекта: среднесрочный,  практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: апрель-май.

Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастной старшей группы, родители, музыкальный руководитель.

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса  к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию зелени и рассады овощных культур и цветов в комнатных условиях, развитие  экологической культуры, воспитание  у детей  любви к природе.

Задачи проекта:

- Через  экспериментальную и исследовательскую деятельность формировать представления об оптимальных условиях для проращивания семян,  росте и развитии растений, необходимых для этого условиях (вода, почва, свет, тепло).

- Учить создавать оптимальные условия для проращивания семян, роста растений.

- Учить фиксировать результаты опытов и экспериментов на бумаге в виде схем и рисунков.

- Продолжить знакомство с особенностями  выращивания овощных культур

- Развивать практические навыки подготовки семян к посадке, посадки семян и ухода за растениями.

- Развивать наблюдательность.

- Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам.

- Воспитывать уважительное отношение к труду людей, к результатам деятельности.

Предмет исследования – условия роста растений.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты опытной и исследовательской деятельности помогут детям найти оптимальные условия выращивать растений,  помогут в дальнейшем самостоятельно выращивать некоторые виды растений.

Формы работы: опыты, исследование, наблюдение, фиксация результатов опытов и исследований,  уход за растениями.

Ожидаемые результаты

Для детей

1. Сформированность представлений об оптимальных условиях прорастания семян, роста растений.

2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

3. Сформированность умений и навыков ухода за растениями.

4. Развитие умения фиксировать результаты наблюдений.

5. Развитие познавательного интереса к природе, наблюдательности.

6.Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

8. Формирование бережного отношения к природе.

Для родителей

1. Создание дома условий для участия ребёнка в посадке семян, выращивании рассады, ухода за комнатными растениями и рассадой.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение профессионального уровня педагогов.

2. Изучение и внедрение инновационных технологий.

Данный проект проходил в три этапа.

Подготовительный: 1 неделя

  1. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Составление плана работы над проектом.
  4. Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме.
  5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта, изготовление табличек с иллюстрациями растений.
  6. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.
  7. Информирование родителей о реализации проекта, его цели и задачах: беседа, консультация «Организация деятельности детей при посадке и уходе за культурными растениями».

     Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) 2-7 неделя.

№пп

Мероприятие

1.

Рассматривание книг, просмотр презентаций, наблюдения за растениями в группе и на улице.

2.

Разучивание пословиц, поговорок, загадок об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы:

-  отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни;

-  сказка «Репка»;

-  сказка «Вершки и корешки»;

- заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук»;

- Бехлерова Е. «Капустный лист».

- заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик. »;

- чтение белорусской сказки «Пых»;

-  чтение украинской сказки «Колосок;

- Носов «Репка»;

- Ю.Тувим «Овощи».

3.

Игровая деятельность:

- сюжетно-ролевая игра «Огород»;

- «Овощной магазин»,

- драматизация сказки «Репка»;

настольно-печатные  игры

-  «Вершки и корешки»;
- «Четвертый лишний»;

- «Чудесный мешочек»;

- игры из наборов «Овощи» и «Фрукты»;


лото

- «Что растет на огороде»;

- «Ягоды, фрукты»;

подвижные игры

-  «Огород у нас в порядке»;

- эстафета «Разгрузи машину»;

- эстафета «Сбор  урожая»;

- «Съедобно - не съедобно»;

- «Сортируем овощи»;

- «Я знаю пять названий…»;

- «Огуречик».

Дидактические игры

-  «Формы овощей»;

-  «Что сажают в огороде»;

- «Овощи - фрукты»;

- «Что где растет?»;

-  «Цветочный магазин»;

- «Узнай на ощупь»;                                                                                     -  «Узнай по вкусу»;                                                                                     - «Вершки - корешки» ;                                                                                 - «Отгадай по описанию»;                                                                                                     - «Чудесный мешочек»;                                                                                            - «Четвертый лишний»;

пальчиковые игры

-  «Мы капусту рубим»;

-  «В огороде много грядок»;

-  «У Лариски 2 редиски»;

- «Бабушка кисель варила»;

- «Садовод»;

- «Анютины глазки»;

физкультминутки:

- «Фрукты»;

- «Варим мы компот»;

- «В сад идём мы погулять».

4.

Беседы:

- «Где растут овощи» ;

- «Что растёт на огороде»;

- «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;

- «Где живут витамины»;

- «Для чего растениям нужны семена»;

- «Где найти витамины зимой»;

- «Что нужно растениям для роста»;

- «Кто и как ухаживает за растениями»;

- «Что готовят из овощей».

5.

Рассматривание семян разных растений.

6.

Исследование «Условия прорастания семян огурцов» (в почве – посадка сухих семян, замачивание семян). Исследование «Нужна ли вода растениям».

7.

НОД «Высаживание семян укропа, огурцов, лука, овса».

8.

Опыт-наблюдение за ростом лука и овса с фиксацией результатов опыта (средняя группа)

9.

Исследование «Условия роста лука». Наблюдения за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях, сравнение результатов наблюдения, формулирование выводов (подготовительная к школе, старшая группа).

10.

Труд в уголке природы: уход за растениями (рыхление, полив)

11.

«Посадка семян цветочных культур» (подготовительная к школе, старшая группа)

12.

Сбор урожая зелени, наблюдение за приготовлением блюд.

13.

Высадка рассады на постоянное место в цветники и грядки.

Заключительный: подведение итогов проекта, презентация проекта на родительском собрании и педагогическом совете, итоговое мероприятие с детьми  оформление книжки-малышки «Огород на окошке»  - 8-я неделя.


Приложение

Загадки об овощах

Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Сто одежек - все без застежек. (Капуста)

Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль)

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Растут на грядке зеленые ветки, а на них - красные детки. (Помидоры)

Круглая, да не мяч, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостиком, да не мышь. (Репа)

Этот овощ тыкве брат, тоже с виду толстоват. Лег под листик на бочок между грядок... (Кабачок)

Эти крепкие ребятки в листьях прячутся на грядке. Лежебоки-близнецы зеленеют... (Огурцы)

Лезут по веревочке братья с грядки-горочки. Эти братья — близнецы, а зовут их... (Огурцы)

Летом, не боясь жары, зрели красные шары .Вызрели как на подбор. Что за овощ? (Помидор)

У красавца-толстяка ярко-красные бока. В шляпе с хвостиком синьор -круглый спелый... (Помидор)

Желтый мячик в землю врос, сверху лишь зеленый хвост. Держится за грядку крепко круглый овощ. Это... (Репка)

Под землею подрастала, круглой и бордовой стала Под дождем на грядке мокла и попала в борщ к нам... (Свекла)

И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом (Картошка, картофель)

Листья собраны в кочан в огороде у сельчан. Без нее во щах не густо. Как зовут ее? (Капуста)

Под землей живут семейки, поливаем их из лейки. И Полину, и Антошку позовем копать... (Картошку)

Ох, наплачемся мы с ним, коль почистить захотим. Но зато от ста недуг нас излечит горький... (Лук)

Голова, а сверху ус. Нет, не сладок он на вкус. Прибежали со всех ног мы к обеду рвать... (Чеснок)

На арбуз похожая — тоже толстокожая. К платью желтому привыкла, греется на солнце... (Тыква)

Раскололся старый дом: было мало места в нем. Все жильцы встревожены. Кто они? (Гороши )


Загадки о фруктах

Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты вместе все зовутся... (фрукты)

Кто-то там, в углу садовом в скромном платьице лилово прячется в листве пугливо. Догадались? Это... (слива)

На ветвях они висели, как созрели - посинели. Смотрят сверху вниз пугливо, ждут, когда сорвут их... (сливы)

Этот фрукт в рубашке яркой любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин круглый рыжий... (апельсин)

Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос. Сладок мягкий... (абрикос)

В желтоватой корочке розовые долечки. Этот горько-кислый фрукт называется... (грейпфрут)

Он из стран, где климат жаркий. Ярко-желтый, но не сладкий. Даже спелый кислый он. Как зовется фрукт? (Лимон)

Кто там спрятал под листок свой румяный крепкий бок? Под листы - панамочки прячутся в зной... (яблочки)

Мала, как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мед. (Вишня)

Жарким солнышком согрет, в шкурку, как в броню, одет. Удивит собою нас толстокожий... (ананас)

Фрукт похож на неваляшку, носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, с дерева упала... (груша)

Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон)

Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран высоко растет... (банан)

Сверху — шкурка золотая, в центре — косточка большая. Что за фрукт? Вот вам вопрос. Это сладкий... (абрикос)

Летом в платьице зеленом, а по осени — в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это... (слива)

Надорвали край рубашки. Вниз посыпались стекляшки. Не собрать их все назад. Что за плод такой? (Гранат)

Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

Пословицы и поговорки о фруктах и овощах

Яблоко от яблони недалеко падает.

Лук от семи недуг.

Картофель - хлебу подспорье.

Картошка - хлебу присошка.

Хрен редьки не слаще.

От осины не родятся апельсины...

Всякому овощу свое время.

Одного поля ягоды.

Огород – для семьи доход

Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)

Яблоко на ужин – и врач не нужен.

Фрукты хороши в свое время.

Время придет — и в тени персики созреют.

От яблони – яблоко, а от ели – шишки.

Здоровое яблоко с ветки не падает.

Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.

Без капусты щи не густы.

Языком капусту не шинкуют.

Ты уж, свекла, помолчи, из капусты варят щи.

Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.

Хрен да редька, лук да капуста - лихого не попустят.

Для чего огород городить, коли капусты не садить?

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Лук да баня все поправят.

Всякому овощу свое время.

Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

Чужбина - калина, родина - малина.

У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.

Лук с чесноком – родные братья.

Надоел хуже горькой редьки.

Морковь прибавляет кровь.

Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.

Капуста любит воду да хорошую погоду.

Проще пареной репы (т. е. очень просто) .

Горе луковое (т. е. незадачливый, неуклюжий человек)

Пальчиковые игры

"Капуста"
Мы капусту рубим, рубим, 
(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)


«Огород»

В огороде много гряд: (сжимают и разжимают пальцы в кулак)

Тут и репа, и салат, (по очереди разжимают пальцы из кулака)

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Оставайся на год

Наш зеленый огород. (сжимают и разжимают пальцы).

У Лариски две редиски

У Лариски две редиски. (Сжимают пальцы в кулак, по одному пальцу разжимая)

У Сережки-сорванца два зеленых огурца.

А у Вовки две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

"Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз — (большие пальцы)

Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх.)  

Театр пальчиков и языка

1.    Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.

2.    Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх.

3.    Яблоки кислые. Махнуть рукой "Эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4.    Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5.    Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6.    Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7.    Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8.    Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

 

"Варим мы компот"

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на воображаемую клавиатуру, сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

  

 "В сад  идем мы погулять"

 Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В  сад  идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

 

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».)

 На горушечке,(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки на горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Садовод

Жил один садовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан ,полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите. (Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко! (Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)


Анютины глазки

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

У нас в палисаднике возле терраски

Растут голубые анютины глазки.

Анютины глазки, анютины глазки,

Они распускаются быстро, как в сказке.

Источники информации:

Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост. С.В. Машкова(и др.)

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=788470 - © Библиофонд

https://bugaga.ru/pozdravlenya/stihi/1146755698-palchikovaya-gimnastika-v-stihah-dlya-doshkolnikov.html

https://multiurok.ru/files/poznavatelno-issledovatelskii-proekt-ogorod-na-okn.html

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).

Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....