ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «РОДНОЙ СМОЛЕНСК - ЛЮБЛЮ И ЗНАЮ!»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ефременкова Ольга Владимировна

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города. Но есть ещё и историческая память поколений. Наша задача передать её детям, наполнить их сердца знанием традиций и истории своего города, в котором всегда были достойные примеры самоотверженного труда, преданности, самопожертвования и героизма во благо процветания Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 37 «МАЛЬВИНКА» г. Смоленска

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«РОДНОЙ СМОЛЕНСК - ЛЮБЛЮ И ЗНАЮ!»

   

Подготовили: воспитатель

высшей квалификационной категории

ЕФРЕМЕНКОВА О.В.

СМОЛЕНСК

2018 г.

Мой город любимый,

Тебя россияне

Ключом называют не зря.

Здесь птицею вещей

Из пепла восстанет

Святая Россия моя!!!                               

                                 Смоленская крепость    

                                 автор: Евгений Гордеев

Тип: внутригрупповой, исследовательский.

Участники: педагоги, воспитанники старшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель. 

Этапы организации работы:

I этап проекта.

Целеполагание.

  В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизма.

  Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, и быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города. Но есть ещё и историческая память поколений. Наша задача передать её детям, наполнить их сердца знанием традиций и истории своего города, в котором всегда были достойные примеры самоотверженного труда, преданности, самопожертвования и героизма во благо процветания Родины.

     

 

Сейчас происходит смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, которое не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Задачи духовно – нравственного воспитания традиционно решались в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать её более содержательной. Я считаю, что недостаточно внимания в детских садах уделяется любви к природе и культуре родного города. Мы, воспитатели, даём детям знания, но не учим с помощью художественного слова, классики чувствовать красоту природы, самобытность культуры, а не научившись этому ребёнок не сможет в полной мере полюбить свою малую родину.

  В настоящее время в детских садах много делается для приобщения детей к культуре своего народа. Мы должны научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую какая она есть, а для этого нужно сохранить многовековую историю и культуру. Я пришла к выводу, что на эту проблему нам нужно обратить особое внимание. С этой целью был разработан данный проект.

Цель:

Развивать начала духовно – нравственного воспитания через приобщение к истории и культуре родного города. Формировать любовь к родному городу.

Задачи: 

1.Расширить и углубить знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях;

2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

3. Воспитывать любовь к родному городу, уметь видеть прекрасное и гордиться им;

4. Познакомить с культурой и традициями Смоленской области;

5. Развивать духовно – нравственные качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитать уважение к труду людей, создающих красивый город;

6. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного города.

II этап проекта.

Разработка проекта.

1. Донести до участников проекта возможность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для театрализованной деятельности.

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

5. Составить перспективный план мероприятий.

Мероприятия:

  • Экскурсии по улицам города;
  • Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять   с родителями;
  • С целью выявления знаний детей о городе провести дидактическую игру «Знаешь ли ты свой город?»;
  • Вместе с детьми приняли решение об осуществлении проекта «РОДНОЙ СМОЛЕНСК - ЛЮБЛЮ И ЗНАЮ!»
  • Сбор информации о городе
  • Подбор иллюстративного материала;
  • Отбор художественной литературы, художественного материала.

III этап проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта. 

  • Повышение нравственного уровня воспитанников.
  • Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области.
  • Появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают.
  • Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.  
  • Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности.
  • Преобразование предметно-игровой старшей группы.
  • Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
  • Сплочение детей и родителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематическое планирование

Сентябрь-ноябрь «Наш город Смоленск»

Познавательное развитие

  1. Беседа с детьми «Город и горожане».
  2. Занятие «Знакомство с историей города и его символикой, с картой Смоленской области».
  3. Беседа: «Флаг смоленской области».
  4. Рассматривание буклетов, фотографий о городе, картин смоленских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Смоленску».
  5. Чтение книг о родном городе, стихов смоленских поэтов.
  6. Прослушивание музыкальных произведений: гимн Смоленска, музыкальные произведения М. Глинки и на стихи Исаковского.
  7. Рассказ воспитателя об истории развития города.
  8.  «Старый и новый город».
  9. Просмотр слайдов и видеоматериалов.
  10. Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».
  11. Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
  12. Детская художественно-продуктивная деятельность:
  • Конкурс рисунков «Мой любимый город».
  • Занятие по изодеятельности «Течет река Днепр».
  • Рисунки к рассказам на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
  • Коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители», «Мы- пешеходы».
  • Конструирование «Смоленская деревня».
  • Выставка детских работ «Мой любимый город».

Декабрь-февраль «Жизнь людей в Смоленске»

Познавательное развитие

  1. Рассматривание альбома «Знаменитые люди Смоленщины».
  2. Беседа «Смоленск в творчестве поэтов и художников».
  3. Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений.
  4. Беседа на тему: «Жизнь моей улицы».
  5. Знакомство со сказками смоленского края.
  6.  Инсценировка смоленской сказки «Золотые слова».
  7.  Конкурс чтецов «Стихи смоленских поэтов».
  8.  Разучивание народных игр Смоленщины.
  9.  «Мы – горожане» (правила этикета).
  10.  «Правила безопасности в городе».
  11. Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Работа по карте Смоленской области «Где я живу?».
  12. Рассматривание фотографий «Растительный мир Смоленского края».
  13. Викторина: «Знаешь ли ты Смоленск?».
  14. Рассказ воспитателя «Фольклор Смоленского края».
  15. Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу».
  16. Виртуальная экскурсия «Историко-архитектурный комплекс "Теремок".

Детская художественно-продуктивная деятельность:

  • Рисование «Кем я хочу быть?»
  • Аппликация «Транспорт и светофор»
  • Лепка «Спорт»

Март-май «Смоленск   героический»

 Познавательное развитие

  1. Беседа «Как рубашка в поле выросла».
  2. Беседа «Город-герой Смоленск».
  3. «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками Великой отечественной войны, возложение цветов к памятнику павшим героям).
  4. «Смоленск— город - щит» (О войне 1812г.) Презентация «Детям о войне 1812г.»
  5. Тематическое занятие «Ю. Гагарин».
  6. Просмотр видеофильмов «Защитники отечества».
  7. Экскурсия в музей ВОВ

 Детская художественно-продуктивная деятельность:

  • Рисование «Наша армия родная», «Лети, ракета, к звёздам»
  • Лепка «Пограничник с собакой»
  • Поздравительная открытка «День Победы»

Картинки по запросу фото памятника князь владимир в смоленске

Игровая деятельность:

 Дидактические игры: «Какой наш город», «Сказки в Смоленске», «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Заколдованный город», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Выложи герб из фрагментов», «Где находится памятник?», «Подбери словечко», «Ошибки художника» , Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг».

 Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Музей», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».

Взаимодействие с родителями 

Формы работы:

  • Игра «Интервью», анкетирование «Знаете ли вы свой город?».
  • Издание книги «Город будущего» (совместная деятельность

детей и родителей).

  • Проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…".
  • Составление картотеки стихов и песен о Смоленске.
  • Изготовление альбомов «Безопасная дорога от дома до детского сада».
  • Выпуск газеты «Наш любимый город Смоленск» (периодичность раз в квартал)

1-ый выпуск — «Наш город прежде и сейчас»»;

2-ой выпуск — «Смоленск узорчатый»

3-ий выпуск — «Смоленск героический» - стенд «Мы гордимся! Мы помним!» 

Совместная и самостоятельная деятельность

  1. Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад».
  2. Создание мини музея «Мой город родной».
  3. Альбом «Город Смоленск».
  4. Фотографии «Воскресные зарисовки» (при участии родителей).
  5. Вечер – чаепитие «Встречаем рождество согласно традициям Смоленщины.
  6. Выставка книг о городе;

Результат  

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
  2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
  3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
  4. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
  5. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  6. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
  7. «Смоленск. Краткая энциклопедия». Редакционная коллегия: Д. И. Будаев – гл. редактор, В. В. Ильин, В. Б. Козлов и др.
  8. «История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца 18 века». Г. А. Ластовский.
  9. «Смоляне». Составители Е. Алфимов и А. Мишин.
  10. «Смоляне в искусстве». Автор С. М. Яковлев.
  11.  «Сказки Смоленского края». Составитель А. Мишин.
  12. Введение в народоведение «Родная земля». М. Ю. Новицкая.
  13. «Как помочь дошкольнику найти своё Я». Е. Рылеев.
  14. «С чего начинается Родина?». Автор Г. В. Ражнёв.
  15.  «Народная культура». Т. А. Пигилова.
  16. «Русский детский фольклор». М. Н. Мельников.
  17. «Воспитание маленького гражданина…». Г. А. Ковалёва.
  18. «Дошкольнику – об истории и культуре России». Г. Н. Данилина.
  19. «Народные игры и хороводы Смоленского края».
  20. «Поэты земли Смоленской». В. С. Баевский.
  21. «Край мой Смоленский». А. В. Головкина.
  22. Красная книга Смоленской области.
  23. «Расскажу о городе своём». Н. Е. Махалева.
  24. «Смоленск». М. Д. Лубячов.
  25. «Край мой Смоленский». Г. А. Фалькович, Л. П. Барылкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный, информационный проект "Я на этой улице знаю каждый дом"

Идея проекта возникла в ходе подготовительных мероприятий к празднованию 95-летия города Мурманска. На одном из занятий была создана проблемная ситуация: что мы можем рассказать о своей улице, своём д...

Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Родной свой край - люби и знай»

Проект по направлению: охрана, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия города Северодвинска «Родной свой край - люби и знай» Малая Родина... У каждого человека она своя, н...

Проект Родной свой край люби и знай

Проект разработан для формирования нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Информационно – познавательный детский образовательный проект «Родной свой край люби и знай!»

На главную страницуРодина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников &ndash...