мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Чистова Галина Николаевна

Повысить упрвень прфессиональной компетенции у педагогов по познавательно - исследовательской деятельности с природными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов на тему: «Опыты и эксперименты с природными материалами»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов  дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности с природным материалом.

Задачи: продемонстрировать некоторые виды экспериментов с природными материалами; развивать познавательный интерес к окружающему, поделиться приобретённым опытом с коллегами.

Ход мастер - класса.

 Сегодня мы поговорим с вами об экспериментально -  исследовательской деятельности с природными материалами.  Для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.    Примечательно, что выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей.

  «В природе нет ничего бесполезного» – писал французский философ Мишель Монтень.

 Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития»

    Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать.

   Что такое природный материал? Природный материал — это то,  что мы находим в природе, окружающей нас. 

Какие вы знаете природные материалы?  (Песок, вода, магнит, глина, уголь и т.д.). Природные материалы можно разделить на две группы: первая растительные и вторая минеральные.   

    Растительные природные материалы: мох, кора, листья, цветы, орехи, шишки, каштаны, грибы, соломка, желуди, тополиный пух и многое другое.

  Минеральные природные материалы: ракушки, камушки, песок, скорлупа, драгоценные камни. Я предлагаю   на практике  убедится  в необычных

свойствах природных материалов, понять  причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 1

 «ШИШКА» 

Цель:  познакомить с изменением формы предметов под воздействием тёплой  воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Материалы: тарелочка, шишки, горячая вода.

Ход эксперимента.

Белка шишку сорвала – а орешки не нашла.

 Лежит шишка под сосной, очень скучно ей одной.

 Возьмите шишку  и потрогайте её. Какая шишка? (дети рассматривают шишку, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую). Почему чешуйки раскрылись? (созрела шишка). Хотите увидеть, какой она была раньше? Почему они не сгибаются? (они высохли и стали твёрдыми). Предложить опустить шишку в горячую воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая), оставить шишку в воде на 15 – 20 мин.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 2. 

 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Цель: познакомить со свойством соли, развивать познавательный интерес, любознательность.

Оборудование: вода, кубики льда, ворсинистая  нить.

Ход эксперимента.

 Наливаем  в таз воды, бросим в него кубик льда, это и будет ваша «золотая рыбка». Поверх ёмкости положим нитку, так чтобы она прикасалась к льдинке. Затем насыпем  на лёд немного соли и подождём 5 минут, загадаем желание.  Теперь потянем за нитку и вытащим  «золотую рыбку» (лёд). Надеюсь, желание обязательно сбудется.

Объяснение. От соли поверхность льдинки немного тает, а вода,  которая образовалась, вскоре примораживает верёвку к кубику льда.

ЭКСПЕРИМЕНТ №3.

«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»  

Цель: доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде.

Материалы: 2 стакана с водой,2 сырых яйца, соль, ложка.

Ход эксперимента.

В один из  стаканов  с  водой опускаем яйцо, что мы видим? (оно утонуло). В  другой стакан с водой  добавляем  соль, мешаем, осторожно опускаем второе яйцо и наблюдаем за волшебством. Посмотрите, что происходит? (яйцо не тонет). Давайте добавим соли в стакан с обычной водой, посмотрите что происходит.  (яйцо начинает всплывать). Постепенно добавляем в солёную воду пресную.

 (яйцо постепенно опускается.)

Вывод:  солёная вода имеет большую плотность, чем пресная вода, именно соль поднимает яйцо на поверхность. Соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 4.  

«ИСЧЕЗАЮЩИЙ МЕЛОК» 

Цель: познакомить со свойством мела.

Материал: небольшой кусочек мела, уксус,  стакан.

Ход эксперимента.

Положить в стакан кусочек мела, налить в стакан уксус. Уксус в стакане начинает бурлить от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела.Постепенно от него отваливаются мелкие кусочки,  в конце концов,  он полностью распадается.
Вывод: мел – это известняк. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но гораздо медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях дождя.

Я  предлагаю вернуться к эксперименту  “ШИШКА” 

Рассматриваем  шишку, она изменила форму.  Шишка закрылась. Почему? (пропиталась водой). А ещё она опустилась на дно. Почему? (стала тяжёлой). Воды в тарелочке  стало меньше. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко (на батарею)  и подождать пока высохнет, она опять откроется.

Вывод: шишка,  погружённая в воду, поглощает воду, становится тяжёлой – закрывается и опускается на дно.

С помощью таких занимательных экспериментов мы  подарим детям массу положительных эмоций, научим наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным.

Рефлексия.

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог.  «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины». Несложно понять суть  притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Опыты и эксперименты с природным материалом"

Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Опыты и эксперименты с природным материалом»

Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в...

Мастер-класс "Ёжик". Изготовление поделки из пластилина и природных материалов.

Мастер-класс можно использовать при изготовлении поделки с детьми  подготовительной группы, а так же с родителями детей....

Мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности...

Мастер класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природным материалом"

Повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально - исследовательской деятельности с природным материалом"...

Презентация к мастер- классу на тему: «Опыты и эксперименты с природными материалами»

Презентация к мастер- классу  на тему:«Опыты и экспериментыс природными материалами»...

«Мамина школа» - мастер-класс для родителей «Дары леса. Игры с природным материалом»

АктуальностьОсень- благодатная пора для организации работы с природным материалом. Тактильное взаимодействие с окружающей средой является важным условием психического развития ребенка. Природный матер...