Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сергухина Ирина Анатольевна

Конспект занятия по ФЦКМ  в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ

в подготовительной к школе группе

«Здравствуй, Зимушка-Зима»

Задачи:

Образовательная. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Развивающая. Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; три белых коня - декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»); вьюга, пурга, метель, буран; снежинки, сосульки, сугробы; поземка, иней, изморозь; ледяные узоры на стеклах.

Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубы.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ

♦ Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей

♦ Фотоиллюстрации размером примерно 15 х 20 см, разрезанные на фрагменты

ХОД ЗАНЯТИЯ

ЧАСТЬ 1

Введение Игра «Разрезные картинки»

Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На этом столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» желтая, - подойдите к «желтому столу»; и т.д.

Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Картинки могут быть разрезаны по-разному, например:

http://1.bp.blogspot.com/_FhJ1lkMWo50/TRd-nqRsvaI/AAAAAAAABko/xrrHeHoLNfU/s320/%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25BC%25D1%258F%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9.bmp

Количество фрагментов должно быть равным количеству детей, присутствующих на занятии.

ЧАСТЬ 2 Основные приметы зимы

Воспитатель: Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другим столам. Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о зиме, о том времени года, которое наступило совсем недавно. А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?

Дети с помощью воспитателя обобщают основные приметы зимы:

• День становится короче, а ночь - длиннее

• Понижается температура воздуха

• Идет снег

• Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом

ЧАСТЬ 3 Почему наступает зима?

Почему наступает зима? Дети еще не знакомы с понятием полушарий Земли, а также с тем фактом, что земная ось наклонена под определенным углом по отношению к Солнцу.

Именно это вызывает смену времен года: в том полушарии, которое наклонено к Солнцу, стоит лето, а в противоположном - зима. В зависимости от уровня развития детей можно наглядно продемонстрировать им эту модель и объяснить причину смены времен года или предложить им несколько упрощенную трактовку этих фактов: Земля, наша планета, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

ЧАСТЬ 4 Почему зимой идет снег?

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами уже говорили, что одна из основных примет зимы - с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?

Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им послушать рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки», но перед этим превратиться в снежинки и полетать

Физминутка «Снежинки»

«ЛЕТЯТ СНЕЖНЫЕ ПУШИНКИ»  В. Архангельский

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко - высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут еще пригревает солнце, ни па минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени, козы с трудом выкапывают из-под наста мох и листья, острой коркой снега режут ноги. Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу летит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Беседа с детьми о содержании прочитанного рассказа

• О каких же снежных пушинках идет речь в рассказе?

• Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор для описания снежинок? («цветок с шестью лепестками», «звездочка с шестью лучами»)

• Как же образуются снежинки? Откуда они берутся?

• Почему хрустит снег под ногами?

• Почему образуется наст?

• Как образно говорит автор о беге зайца по насту? («бежит, как по паркету», «летит, как в валенках»)

• А кому трудно передвигаться по насту? Почему?

ЧАСТЬ 5 Придумывание сказки

Воспитатель: Ребята, на прогулке вы не раз видели, как падает снег. Снежинки долго кружатся в воздухе, прежде чем упасть на землю. Снежинки танцуют то быстрее, то медленнее. Кажется, что ветер забавляется с ними, играет. Давайте придумаем сказку «Танец снежинок». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная.

Воспитатель помогает детям, задавая вопросы, следя за тем, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии. Лучшие детские сказки воспитатель записывает в специальный альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...

Конспект проведения ОД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "Терем Зимушки - Зимы".

Формировать у детей умение изображать сказочный терем нетрадиционной техникой рисования - граттаж....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жиз...

Беседа в подготовительной к школе группе "Здравствуй, зимушка зима"

Беседа в подготовительной к школе группе "Здравствуй, зимушка зима"...

Открытое занятие по познавательному развитию В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: « ЗИМУШКА – ЗИМА, в гости к нам пришла»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи:   Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложени...