НОД по ознакомлению с окружающем миром . Тема "Путешествие по России"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Шашкова Зоя Леонидовна

Цель: Создать условия для развития детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению

с окружающим миром в подготовительной группе

Тема: «Путешествие по России»

Цель: Создать условия для развития детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Обучающие:

  • обобщить и систематизировать знания детей о России;
  • закрепить знания о названиях городов
  • закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн;
  • закреплять знания о природных богатствах
  • закрепить названия народных промыслов.

Развивающие:

  • формировать уважительное отношение к государственным символам;
  • развивать память, мышление;
  • развивать познавательный интерес у детей;
  • расширять словарный объём детей по теме.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к Родине;
  • воспитывать гражданско – патриотические чувства;
  • воспитывать у детей чувство гордости за свою страну;
  • воспитывать любознательность, наблюдательность.

Оборудование: 

Макет с изображением путешествия, наглядно-дидактические пособия «Народное творчество», запись гимна России, запись музыки «Паровоз». Презентация о России.

Предварительная работа: 

Беседы о российской символике; чтение рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов, рек, беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Методические приёмы:

  • игровой (использование игры путешествия, дидактических игр);
  • наглядный (использование слайдов);
  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).


Ход занятия:

Дети входят в зал, встают, образуя круг.

Воспитатель:

Ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга.

Приветствие «Чуткие руки»

  • Что за чудо чудеса? Раз рука и два рука( поднимают по очереди руки вперед)
  • Вот ладошка левая, вот ладошка правая
  • И сказу вам не тая, ребята всем нужны друзья! (разводят руки в стороны)
  • Сильные руки не бросятся в драку (руки в стороны сгибают в локтях)
  • Добрые руки погладят собаку( гладят свои руки)
  • Умные руки умеют лечить (гладят сои щеки)
  • Чуткие руки умеют дружить (берутся за руки)

Ребята, почувствуйте тепло рук соседа. Улыбнитесь друг другу и скажите «Ребята давайте жить дружно»

Воспитатель:

Ребята, сегодня нас ждёт большое путешествие, вы хотите отправиться вместе? Для начала вы хотите узнать куда мы отправимся? Тогда закончите предложение в рифму.

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы

Страну свою ... (Россию).

Основная часть

Воспитатель:

На планете много разных стран, но самая большая какая страна? Как она называется? (ответы детей)

Правильно, Россия. А какая она наша Россия?  (великая, могучая, непобедимая, прекрасная,огромная)(ответы детей)

Как мы ещё можем сказать про Россию, что она для нас?  (Родина)(ответы детей)

Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина?» (там где мы родились) (ответы детей) 

Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. (Слайд 1)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь

И даже улицу родной

Мы не найдём на карте той

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну наш общий дом

(Слайд2)

Воспитатель:

А теперь посмотрите на карту (2 слайд – карта). Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе, машине, поезде и т.д.)

Воспитатель:

Я предлагаю вам выбрать транспорт на котором мы будем  путешествовать.  Сейчас мы на станциии отправления детский сад «Огонёк» Отправляемся.

 Дети садятся на стулья. (Звучит звук выбранного транспорта).

Вот мы и приехали Первая остановка называется «Государственная»(Слайд 3,4)

 Ребята мы с вами живём в России ка мы будем называться(россияне)

Назовите столицу России? (ответы детей)  (Слайд 5)

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя

Воспитатель: 

 Назовите государственные символы России. (ответы детей) Слайд 6

Ребята, подойдем к экрану.

Воспитатель:    ( слайд 7)

Ребята посмотрите, что это?

– Найдите герб нашей страны. (дети выбирают из предложенных герб России.

(Слайд8)

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель:(Слайд9)

Ребята здесь  представлены флаги разных стран, среди них Российский, найдите его.( Дети выбирают из предложенных флаг России.)

(Слайд 10)

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска – 
Солнечный рассвет

Воспитатель:

Ребята какой символ еще нашего государства мы не назвали(Гимн) (Слайд 11)

 А что же такое гимн? (Ответы детей)  Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. Как его нужно слушать? Почему стоя? (Ответы детей) .  (Прослушивание отрывка гимна).

Воспитатель: Ребята а кто же управляет нашей страной?

Президентом нашей страны является кто? (ответы детей) (Слайд 12,13)

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Вторая остановка называется «Природная» (садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(ответы детей) (Слайд 14)

Воспитатель: 

Россия – самая богатая лесами страна в мире.

Лес – это огромный дом. Ребята какие деревья нашей страны вам знакомы? (ответы детей)

Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.

Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (ответы детей)

Какие ягоды растут в лесах России? (ответы детей) 

А какие  грибы вы знаете? (ответы детей) 

Каких лесных  животных вы знаете? (ответы детей)

Игра кто лишний

Найти лишнее на слайде (Слайд 15,16,17,18)

Воспитатель: Ребята отгадайте ещё одну загадку

Воспитатель: Послушайте!

Я теку издалека,
Омываю берега,
Широка и глубока,
Называюсь я ……РЕКА.(
Слайд 19

Воспитатель: правильно, а какая река протекает рядом с нашим посёлком

(Слайд 20)

Воспитатель : А теперь ребята мы немножко разомнёмся и поиграем

Физкультминутка:

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо – влево бег в рассыпную)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.(предлагаю присесть на стульчики)

Воспитатель:  Нам пора двигаться дальше

Третья остановка «Географическая»

Отгадайте загадку -

В нём домов не сосчитать,

Улиц, парков, скверов,

В плитку и асфальт одет,

Он жителями в целом!......(город)

Чем больше город, тем он краше!
В нем много памятников, башен,
Красивых улочек старинных
Домов высоких, домов длинных,

Церквей с золотыми куполами…
Не верите? Смотрите сами!(
 Слайд 21)

Воспитатель: Ребята а как называется Город нашего края

Молодцы.  А какой город находится рядом с нами?(Слайд 22) 

Ребята а что называют малой родиной? Это то место тот посёлок или город в котором мы родились! Как называется наш посёлок(Слайд 23)

Воспитатель Наше путешествие продолжается.

Четвёртая остановка называется «Творческая»(Слайд 24)

Ребята, вам знакомо это слово? Дети от слова творить. А что оно означает? (ответы детей)(Что то лепить рисовать, делать своими руками)

Славилась Россия чудо – мастерами, 
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Давайте вспомним какие промыслы декоративно – прикладного искусства российских мастеров вызнаете? А для этого отгадайте загадки.

 1загадка. 

Все игрушки – непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.) (Слайд 25)

2загадка. 

Эта роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. (Гжель.) (Слайд 26)

Следующая загадка. 

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.) (Слайд 27)

Детям предлагается подойти к столам для игры

задание:У вас на столах лежат картинки декоративного творчества Я вам предлагаю вам взять одну и определить к какому узору она относится ,а затем собраться в круг тем у кого одинаковые узоры. Молодцы !

Воспитатель:
 Двигаемся  дальше

Пятая остановка  «Сказочная»

Ребята назовите сказки, которые вы знаете. Ребята а сказки пишет кто? Как они называются, а какие русские народные сказки вы знаете (ответы детей)

Давайте поговорим о сказках. Какие бывают сказки? (ответы детей)

Назовите русские народные сказки и сказки русских (ответы детей) А сейчас будьте внимательны

 Игра «Исправь ошибку» (Слайд 28)

Я вам буду называть сказки с ошибками, а вы должны их исправить.

«Петушок Ряба»

«Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Кепка»

«Терескок»

Ведущий.

Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.(Слайд 29 )

Глубоки у нас моря, 
Широки у нас поля,
Изобильная, родная, 
Славься, русская земля.

Пришла пора возвращаться в детский сад.

Садимся на стульчики и возвращаемся, вот мы и дома.

Итоговая часть:

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Давай те вспомним на каких остановках мы свами останавливались и о чем на них говорили, что делали, что больше всего понравилось вам в нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Москва - столица России"

закрепить знания о главном городе России, познакомить с ее гербом и гимном;           воспитывать чувство любви и гордости за столицу....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...

Непосредственная образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром по теме: «Россия огромная страна»

Презентация может использоваться на тематическом занятии К дню всенародного единства, а также для ознакомления детей старшей группы с понятиями Россия, Родина, символика государства, памятники культур...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Наша Родина - Россия" старшая группа

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Наша Родина - Россия"...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»

Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...