Конспект НОД в старшей группе "Превращение капельки".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сапунова Наталья Анатольевна

Познакомить детей  с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_prevrashchenie_kapelki.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект занятия

   по познавательной    

   деятельности

   в старшей группе.

 

Тема: « Превращение  

              капельки».

Составила воспитатель высшей категории

Сапунова Н.А. МБДОУ детский сад № 76 «Непоседы».

                       г. Златоуст  2019г.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
  • Учить пользоваться представленным оборудованием.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать выводы.
  • Учить во время опытов соблюдать правила безопасности.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, любознательность,    

мыслительную деятельность.

  • Развивать логическое мышление, память, речь.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание расширять свой кругозор,

получать  новые знания.

  • Воспитывать взаимопомощь, умение слушать

ответы  товарищей.

  • Воспитывать аккуратность, учить наводить порядок

на рабочем месте.

 Словарная работа:      

Обогащение: водопроводный кран, ледник, паринка,

                         доказать, неугомонный.

Активизация: жидкая, прозрачная, течёт.

                                                                                                1                                                                                                  

Предварительная работа:

  • Чтение энциклопедии «Окружающий мир».
  • «Сказка о необыкновенных превращениях Капельки».
  • « В мире воды»
  • Беседа «Что мы знаем о воде, зачем она нужна людям». (из личного опыта детей.)

Оборудование:

  1. Прозрачные стаканчики( 2 шт.), на каждого ребёнка.
  2. Полоски цветной бумаги.
  3. Камушки, ракушки на каждого ребёнка.
  4. Лоток с лабораторной посудой.
  5. Формочки для песка.
  6. Термос с кусочками льда.
  7. Термос с кипятком.
  8. Кусочки оргстекла на каждого ребёнка.
  9. Пинцеты на каждого ребёнка.

10. Миска.

11. Тарелочки для льда и снега на каждого ребёнка.

12.прозрачная пластиковая бутылка с водой, с дырочкой около дна.

13. Фонарик.

14.Фонтан.

15. Письмо.

16.Водяная Капелька.

17. Карандаши на каждого ребёнка.

18.Колба с белой жидкостью.

                                                                                                2                                                                                        

Ход занятия:

В лаборатории на полке стоит фонтан. Дети входят в лабораторию в белых халатах.

Вос-ль: Доброе утро! Занимайте свои места. Мы начинаем очередное заседание клуба    

               « Почемучка».

              - Ребята, а вы слыхали о воде?  (чтение стихотворения)

                 Говорят она везде!

                 В луже, в море, в океане

                 И в водопроводном кране.

                 Как сосулька замерзает,

                 В лес туманом уползает,

                 Ледником в горах зовётся.

                 Мы привыкли, что вода

                 Наша спутница всегда!

- Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Я вам его прочитаю.

   « Здравствуйте, уважаемые Почемучки!

      Пишут вам  сестрички  Капельки. Мы жили дружно и никогда не ссорились.

      Но однажды солнышко пригрело так сильно, что одна из нас превратилась в пар, стала

       Паринкой. 

         А потом  ударил сильный мороз. Вторая в эту минуту расчёсывала косу да так и застыла, превратившись в красивую Снежинку.

        А я успела спрятаться  и осталась Капелькой. Снежинка  очень заважничала и не захотела признавать в Паринке и Капельке  своих родных сестрёнок.

     Ребята, помогите нам помириться! Докажите, что Снежинка, Паринка и Капелька -  родные сёстры.

                                                                            Водяная Капелька.»

     

-  Поможем помириться Капельке, Паринке и Снежинке?

Дети: Поможем.

Вос-ль:  Мы должны доказать, что Капелька, Паринка и Снежинка  родные сёстры.

               Для этого проведём опыты. У нас на столе есть всё необходимое для этого

               оборудование.

ОПЫТ 1.    «Вода жидкая, может течь».

                  Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. Предложить

                   перелить воду из одного стакана в другой.

Вопрос: Что делает вода?

Ответ: Льётся.

Вопрос: Почему?

Ответ: Потому что она жидкая.

Вывод: вода жидкая, поэтому она льётся.

                                                                                                3

ОПЫТ 2. « Вода не имеет формы».

                  Положить в разные ёмкости, стоящие перед детьми карандаш.

                  Отметить, что форма карандаша не меняется, в какую бы

                  ёмкость мы его ни положили.

Вопрос: Почему?

Ответ: Потому что он твёрдый.

                      А теперь нальём в наши ёмкости воду.

Вопрос: Что происходит с водой? Что можно сказать о форме воды?

Ответ: Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает

              форму этой посуды.

Вывод: вода не имеет формы.

ОПЫТ 3. «Вода прозрачная».

                - Интересно, а какого цвета вода?

                  На столе лежат полоски цветной бумаги, с их помощью мы

                  определим цвет воды.  Приложите полоски к стаканчикам с водой

                 и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

Вопрос: Какого же цвета вода?

Ответ: Она бесцветная, прозрачная.

 Вопрос:  Подумайте, как ещё можно проверить прозрачность воды?

Вос-ль:  У меня    есть колба с белой жидкостью. Я налью её в ваши пустые

                 стаканчики . Опустите в стаканчик с белой жидкостью и в

                  стаканчик с водой камешки, которые лежат на тарелочках.

Вопрос: Что вы видите?         

Ответ: В стаканчиках с водой камешки видно, а стаканчиках с белой

               жидкостью – нет.

Вопрос: Почему?

Ответ: потому что вода прозрачная.

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Физкультминутка:

Приплыли тучи дождевые6

- Лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут, как  живые:

-Пей, земля, пей!

И деревце склоняясь

Пьёт, пьёт, пьёт.

А дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт.

                                                                                                4

ОПЫТ 4. Снег и лёд – твёрдая вода.

Вос-ль: А сейчас нам надо доказать, что Снежинка и Капелька 

          родные сёстры.

          Достаю лёд и снег из термоса. Кладу на тарелочки и на ладони

           Детей.

Вопрос: Что происходит?

Ответ: Лёд и снег тают.

Вопрос: Почему?

Ответ: Потому что тепло.

Вопрос: Во что превращаются лёд и снег?

Ответ: В воду.

Вывод: Значит снег и лёд замёрзшая, твёрдая вода.

Вос-ль: Как вы думаете, мы доказали, что Снежинка и Капелька

              родные  сёстры?

Ответ: Да.

ОПЫТ 5. Пар – тоже вода.

Вос-ль: Теперь нам нужно доказать, что Паринка  родная сестричка

                 Снежинки и Капельки.

                 Беру термос с кипятком, открываю и показываю пар детям.

                 Ставлю над ним стекло, объясняю: Паринки, вылетая из горячего

                  термоса  попадают на прохладное стекло. Они остывают и

                   превращаются… во что?..

Дети: В капельки воды.!

  (Дать детям потрогать стекло, чтобы убедиться, что на нём осели

    капельки  воды).

Затем дети самостоятельно  проводят данный опыт.

Вывод: Паринка и Капелька  родные сёстры.

Вос-ль: Но ведь мы увидели, что Снежинка и Капелька  тоже родные

                сёстры.  Значит….

Дети: Паринка, Снежинка и Капелька – родные сёстры.

Вос-ль: Вот мы и помирили сестрёнок.

                                                                                                5

ОПЫТ 6. Льющийся свет.

Вос-ль: А сейчас я покажу вам и нашей Капельке маленький фокус.

               Оказывается, литься может не только вода, но и свет.

   - В бутылке налита вода, дырка заткнута пластилином.

      Погасить в комнате, убрать пластилин. Струя воды польётся в миску.

      Посветить фонариком с обратной стороны бутылки на струю.

       Если светить фонариком  «в тыл» струе, она светится  очень ярко.

      После фонарика она будет самым ярким пятном в комнате.

     - Это происходит от того, что весь свет движется внутри изогнутой струи

        Воды, льющейся из бутылки. По научному это называется «полное

        внутреннее  отражение».

        Если струя блекнет, это значит, что часть света от фонарика отклонилась

        от неё в сторону.

Итог занятия.

Вос-ль: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали.

              - Что мы делали?

              - Что узнали?

Вос-ль  читает стихотворение:

          В природе путешествует вода,

           Она не исчезает никуда:

            То в снег превратится, то в лёд,

            Растает и снова в поход!

            Вдруг в небо взовьётся,

            Дождём обернётся,

            Вокруг оглянитесь,

            В природу вглядитесь

            Вас окружает везде и всегда

            Эта волшебница – ВОДА!

Как путешествует вода в природе, мы узнаем на следующем занятии.

 - А результаты опытов, после отдыха, мы зарисуем  и передадим

   Капельке, Снежинке и Паринке,  чтобы сестрёнки больше не ссорились.

                                                                                                6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"

Познавательное  игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....

Конспект развлечения по ЗОЖ в старшей группе «Капелька»

Путешествие за бесценным кладом – здоровьем.     Цель: - создание бодрого, радостного, веселого настроения; пропаганда здорового образа жизни.     З...

Конспект прогулки в старшей группе компенсирующей направленности №6 " Капелька " Тема: Здравствуй, осень золотая».

Тема: Здравствуй, осень золотая».Интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Ф...

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие капельки"

Конспект занятия с использованием познавательной экологической сказки....

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие с Капелькой"

Конспект НОД в старшей группе«Путешествие с Капелькой»Цель: Расширять знания детей о природе, о том, где в природе есть вода и в каких формах она встречается нам. Формировать и разви...