Прогулки "Сова-совушка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сабирова Гулия Ниязовна

Прогулки в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki_nablyudenie_za_sovoy.doc562.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка № 1

Наблюдение за совой

Цель:  расширять знания и представления об особенностях и внешнем виде совы, дать понятие взаимосвязи птиц и человека.

Художественное слово:

Сова на дереве сидела,

И во все глаза глядела.

Может быть,упала шишка,

Или пробежала мышка.

Не мешало бы опять

Мышку на обед поймать.

Наблюдение

Самой крупной совой в нашей стране является филин. Длина его тела достигает 60-70 сантиметров, а крылья в полете распростерты почти на два метра. В народе его прозвали «пугачом» за жуткое уханье, которое он издает в ночном лесу. Желтовато-рыжее оперение со множеством темных пятен помогает филину хорошо маскироваться на деревьях. Глаза у филина огромные и желтые. На голове по бокам торчат перья, своеобразные «ушки», которые поднимаются торчком в минуты повышенного внимания. Филин умеет поворачивать голову на очень большие углы, оставляя при этом тело совершенно неподвижным. Охотится филин по ночам, вспугивая спящих птиц и хватая их на лету. Добычей его становятся и наземные животные. Огромные размеры филина позволяют ему хватать даже зайцев. Гнезда филины не строят. Будучи грозными хозяевами леса, они способы выгнать любую птицу из ее жилища. А если поблизости удобных гнезд нет, филины спокойно обходятся небольшой ямкой на земле, устилая ее своими перьями. Как и у многих птиц, высиживанием птенцов занимается самка, а корм добывает глава семейства. А когда птенцы подрастают настолько, что корма, приносимого отцом, не хватаем, к добыче пропитания присоединяется и мать. Птенцам филина присущ определенный эгоизм – недоеденные куски добычи они прячут на ночь под себя.В обычных ситуациях филин только ухает, но, встретив соперника, он издает звуки, похожие на трагический хохот и взвизгивания. Именно эти звуки и пугают запоздалых путников в ночном лесу.

Трудовая деятельность                                                                                                                                               Помощь детям, подметание дорожек на их участке.                                                                                                                                    Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.                                                                   Предложить альбомы, карандаши, чтобы рисовать птиц                                                                                         

Подвижные игры:  «Совушка»

Цель: Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.                                                                     Выбирают водящего - "совушку", остальные дети изображают птичек.Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями."Совушка" сидит в дупле (обозначенное на площадке место).Когда вожатый произнесет слово "Ночь", совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками.Птички по сигналу "Ночь" должны остановится на месте и не двигаться.Кто пошевелится, того "совушка" уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку.Когда вожатый скажет "День", "совушка" прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать.Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек.Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: обучать прыжкам в высоту с бокового разбега; закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.

Прогулка № 2

Тема: Наблюдение за совой

Цель: Закреплять представление о совах, учить видеть их главные признаки, развивать умение сравнивать, выделять общие и частные признаки.

Художественное слово:

       В лесах живут совы —
Глазасты, большеголовы,
Остры когти, клюв крючком,
Видят ночью, как и днем.
Каждый шорох совы слышат
И охотятся на мышек.
Нет какой-нибудь полевки —
Так лягушку схватят ловко.

Наблюдение:

Ушастая сова, согласно своему названию, имеет на голове два пучка перьев. Окрас оперения – серо-бурый, с пестрыми пятнами. Селится она, в основном, в хвойных лесах, отыскивая брошенные другими птицами гнезда. Питается полевыми мышами, но во время ухода за потомством может охотиться и на птиц. Характер у этой птицы спокойный, других обитателей леса она особо не тревожит, предпочитая надежно скрываться в своем гнезде.

Совы на зиму остаются жить в лесу. В особо трудные времена они начинают в поисках пищи вылетать на открытые пространства и могут даже залетать в городские парки и рощи, где их с удивлением и любопытством рассматривают местные жители.

Трудовая деятельность: Лепим сову из пластилина

Подвижные игры: «Птички и кошка»

Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.

Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу.

Птицы слетают с деревьев (спрыгивают, летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм, летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.

Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

Прогулка № 3

Тема: Наблюдение за совой

Цель: Продолжить углублять знания о совах. Рассмотреть особенности внешнего вида совы. Обогащать словарный запас описательными терминами.

Художественное слово:

Тишину вокруг пугая,
Разместилась у окон,
Словно туча, птичья стая
Перламутровых ворон.                                                                                                                                         Разом все они кричали,
А о чём – не разобрать.
Все ребята их считали,
Только их – не сосчитать.                                                                                                                                                        Ими двор уже запружен –
На снегу черным-черно.
Пригнала во двор их стужа,
Но и здесь им не тепло                                                                                                                                            
Наблюдение                                                                                                                                                                           Сова — птица хищная, которая ведет преимущественно ночной образ жизни. Вести ночную охоту ей помогает специальное устройство крыльев, которое делает ее полет совершенно бесшумным. Охотится сова не только ночью, иногда она делает это в ранние утренние часы или сразу после заката. Также полезно для охоты и то, что голова у совы способна поворачиваться на 270 градусов, то есть делать практически полный круг. А вот глаза у сов абсолютно неподвижны.  Ушки совы расположены неровно для того, чтобы она могла лучше ориентироваться в темноте по звукам.                                                                             Трудовая деятельность

          

Для работы понадобятся жёлуди, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка.

Подвижные игры: «Сова и наседка»

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

В игре участвуют несколько детей. Один из играющих выбирается совой, другой - наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди - за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок - гнездо совы. По сигналу взрослого «Сова!» ребенок-сова вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, распустив крылья (вытянув руки в стороны), защищает своих цыплят, не дает сове схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями совы и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать сове поймать последнего. Пойманного цыпленка сова отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 - 3 цыплят, на роли совы и наседки выбираются другие дети. Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами. Правила игры: наседка не должна хватать сову руками, она может только преграждать ему путь; сова вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка сова не должна хватать наседку за руки.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Прогулка № 4

Тема: Наблюдение за совой

Цель: Закреплять знания об особенностях внешнего вида совы, их цвете, воспитывать любовь к природе.

Художественное слово:

На суку сидит мохнатая сова
И бормочет непонятные слова.
Три часа она баюкает совят,
А они глаза открыли и не спят.

Наблюдение Сова - ночная хищная птица. Величина тела сов различна: от 40 до 180 см и от 50 г до 3,5 кг. Глаза большие, неподвижные, зато шея очень подвижна, совы могут поворачивать голову на 270 °. Клюв крепкий, с острым изогнутым крючком на конце. Крылья широкие, когти длинные и острые. Хвост обычно короткий. Окраска оперения в основном серого и бурого цвета. Чаще всего самки крупнее самцов. Летают совы бесшумно. Днем совы обычно ведут неподвижный образ жизни, поэтому многие считают, что они днем ничего не видят и спят. Но это не так. Сова и днем, И ночью видит одинаково, хотя цвет различает слабо. Есть у ее зрения еще один недостаток - совы дальнозорки. Рядом с собой сова почти ничего не видит. Зато слух у нее очень тонкий. Весной и летом совы часто кричат по ночам. Голоса их монотонны, похожи на отрывистые («ух-ху») или протяжные («сплю-ю-ю-ю») стоны.
Распространены совы широко, их нет только в Антарктиде. Могут обитать как в лесах, так и в садах и парках. Иногда они селились и в старых усадьбах, поместьях замках, наводя своим криком ужас на обитателей этих мест. Питание сов разнообразно, крупные совы охотятся за грызунами, мелкие кормятся насекомыми, некоторые - рыбой.

Трудовая деятельность: Раскраски «Совы»                                                                                                                                                                        Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев

                            

Подвижная игра «День, ночь»

Цель: развитие интереса к подвижным играм.

Ход игры:

  Вначале игры выбирается ведущий, он будет совой и он берет бубен. Обручи раскладываются на земле – это гнездышки. Остальные дети – птички. Птичек должно быть больше, чем гнездышек. Пока бубен звенит – это день и птички летают вокруг гнездышек. Когда бубен замолкает, значит наступает ночь и птички занимают гнездышки (1 птичка в одно гнездышко). Кому не хватило гнездышка, тот выходит из игры. Далее убирается один обруч и т.д. пока не останется 1 победитель (самый ловкий, быстрый, внимательный).

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).