Исследовательское занятие в старшей группе "Любящий камень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Клепикова Светлана Ивановна

Опытным путем исследование свойств магнитов для детей старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               МКДОУ Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

             План-конспект

    совместной деятельности

                                         в старшей группе

        «Любящий камень»

                                              Воспитатель: Клепикова С. И.

                                р.п. Новохоперский 2019г.


Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

• познакомить детей с понятием «магнит»;

• сформировать представления о свойствах магнита;

• формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Материалы и оборудование: магниты, предметы из железа (скрепки, копейки), дерева, пластмассы, бумаги, ткани, по количеству детей. Прозрачные стаканы, ложечки, ёмкости для воды, индивидуальные салфетки по количеству детей, солнышко с лучиками, тучки, изображение аквариума, рыбки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,  социально-коммуникативное развитие.
Планируемые результаты развития интегративных качеств ребенка: Различает и называет различные предметы определяет их материал, из которого они сделаны, знает что такое магнит и его свойства.
Предварительная работа: наблюдения за магнитами, игры с магнитами.


Ход совместной деятельности

Воспитатель  предлагает поздороваться с гостями.

Воспитатель. А  теперь мы поприветствуем друг друга. , что наши руки лучики солнышка, соединим их все вместе. Почувствовали тепло ваших рук?А теперь, мы подарим друг другу хорошее настроение, мы улыбнемся.

У всех хорошее настроение?

Дети.Да!

Воспитатель. Тогда, отгадайте загадку:

Чёрный, маленький кусочек, он лежит в моей руке.

Им картинки прикрепляют и играют на доске.

Он к себе предметы тянет и потом не отпускает,

А предметы не простые – из железа, лишь такие!

Дети. Магнит.

Воспитатель. Действительно, это магнит. Между магнитом и железными предметами издавна существует какая-то непонятная привязанность. Некоторые люди до сих пор называют его «любящий камень».

Послушайте, какую старинную легенду я вам расскажу.

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление и много вопросов. И сегодня я предлагаю поближе познакомимся с магнитом и узнать его свойства.
Дети садятся за столы, на которых приготовлено всё необходимое оборудование для экспериментирования.

Эксперимент № 1 – всё ли притягивает магнит?

Воспитатель. Ребята, какие предметы вы видите перед собой на тарелочках на столе?

Дети. Пластмассовые киндер игрушки, деревянные кубики, железные скрепка и монетка, бумажная салфетка, картон, ткань.

Воспитатель. Какие предметы притягивает к себе магнит?

Дети. Железные.

Воспитатель. Предлагаю это проверить с помощью эксперимента – всё ли притягивает магнит.

Дети самостоятельно берут по одному предмету, называют предмет и материал из которого он сделан, подносят к нему магнит. В процессе эксперимента убеждаются в том, что магнит притягивает только железные предметы.

Воспитатель. Ребята, какой вывод можно сделать?

Дети. Магнит притягивает к себе только железные предметы: скрепку и копейку.
Эксперимент № 2 – действует ли магнит через другие материалы?

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, а сможет ли магнит притянуть к себе железный предмет (скрепку), если мы её накроем каким-нибудь материалом (предметом)?

Дети. Мнения детей разделились.

Воспитатель. Предлагаю это проверить с помощью эксперимента – действует ли магнит на скрепку через другие предметы.

Дети самостоятельно берут скрепку, кладут её перед собой. Накрывают бумажной салфеткой. Подносят магнит и видят, что магнит скрепку притянул. Так же проверяют действия магнита на скрепку через картон, пластмассовый кружок, ткань. В процессе эксперимента дети выясняют, что никакие из предложенных предметов не мешают магниту притянуть скрепку.

Воспитатель. Какой вывод можно сделать?

Дети. Магнит может притянуть к себе скрепку через бумажную салфетку, картон, пластмассу, ткань.

Воспитатель. Верно, эти предметы не мешают магниту притянуть к себе железный предмет.
Эксперимент № 3 – как достать скрепку из стакана с водой, не замочив при этом рук?

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что произойдёт со скрепкой, если мы её опустим в стакан с водой?

Дети. Она утонет.

Дети опускают скрепку в стакан с водой.

Воспитатель. Сможете ли вы её теперь достать из стакана, не замочив при этом рук?

Дети выдвигают свои гипотезы: скрепку можно достать из стакана ложечкой; можно вылить воду из стакана в другую ёмкость и достать скрепку; скрепку можно достать из стакана с помощью магнита.

Далее дети самостоятельно экспериментируют и убеждаются в правильности своих гипотез: скрепку достают из стакана с водой с помощью ложки; перелив воду из стакана в другую ёмкость; с помощью магнита (на уровне скрепки к стенке стакана прислоняют магнит. После того, как скрепка приблизилась к магниту, дети медленно двигают магнит по стенке стакана вверх. Скрепка следует за магнитом и поднимается вверх).

Воспитатель. Какой вывод можно сделать?

Дети. Скрепку из стакана можно достать и не замочить рук с помощью ложечки, вылив воду в другую ёмкость и с помощью магнита.

Воспитатель. Ребята, а скажите, помешали ли магниту притянуть к себе скрепку стенка стакана и вода?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит, какой вывод можно сделать ещё?

Дети. Стенка стакана и вода не мешают магниту притянуть к себе скрепку.

Воспитатель. Правильно. Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на нашем занятии по экспериментированию с магнитами?

Дети. Магнит притягивает к себе только железные предметы. Ему не мешают бумажная салфетка, картон, пластмасса, ткань, стенка стакана и вода.
Воспитатель. Ребята, скажите, а зачем нам нужны магниты? Где мы их используем?

Дети. Крепим картинки на доске, фотографии на холодильник, конструкторы и игры с магнитами, крючки на магнитах и т.д.

(Воспитатель показывает презентацию об использовании магнитов)

Воспитатель. Хорошо, магниты можно использовать везде. А вот у меня есть мечта, я хочу иметь дома аквариум и ухаживать за рыбками, но у меня нет на это время. А рассматривать и наблюдать за рыбками я люблю. Что же мне делать?

Дети. Можно сделать своими руками.

Воспитатель. Давайте попробуем.

(Вместе с детьми берем приготовленных рыбок, скрепки, магнитики и картон «Аквариум», крепим к рыбкам скрепки., с обратной стороны размещаем магниты, так, чтобы рыбки примагнителись.)

Вот и поплыли наши рыбки в аквариуме. (Двигаем с обратной стороны магниты и рыбки плывут)

Воспитатель. Верно. А теперь я предлагаю вам поиграть.
Игра «Весёлые магнитики».

(Дети «превращаются» в магниты. «Притягиваются» - обнимаются в случае, если назван железный предмет, если не железный – «отталкиваются» – отворачиваются).

Воспитатель. Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали, а было ли вам интересно? Вам понравилось? А давайте сделаем так, вот у нас есть солнышко, если вам понравилось, то вы крепите лучики солнышку магнитиками, а если нет – тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Росинки» спешат на помощь»

         Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Росинки» спешат на помощь»...

Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Светлячок» спешат на помощь»

Развивать речь и фантазию детей, Учить самостоятельно и с небольшой помощью решать проблемы, проявляя инициативность и находчивость....

Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Росинки» спешат на помощь»

Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Росинки» спешат на помощь»...

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»...

Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Росинки» спешат на помощь»

Цель:Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Развивать инициативность, находчивость, целеустремлённость.Задачи:Актуализировать знания детей о приметах осени;Обобщить знания о поведении зве...

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»...