Сценарий совместной деятельности по решению противоречий «Как человек ночь победил»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зюбина Наталья Ивановна

Сценарий совместной деятельности с родителями и детьми по решению противоречий

«Как человек ночь победил»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий совместной деятельности по решению противоречий

«Как человек ночь победил»

Цель:  Уточнить представления об источниках света, о свете как источнике тепла; развивать воображение и логическое мышление; продолжать учить разрешать противоречия.

Материал и оборудование:  Филя и Степашка (игровые персонажи) ; картина с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки; макет комнаты с различными осветительными приборами; лучина свеча.

Ход деятельности

Педагог. Поздняя осень, холодно, сыро. Приятно вспомнить о лете. Расскажите, кто где отдыхал. (Рассказы детей.) Значит, многие из вас в жаркие летние дни ходили на речку. Отдых у реки это хорошо, потому что….

Дети. Можно купаться и загорать, ловить рыбу; даже в жару прохладно.

Педагог. Но отдых у реки это плохо. Почему?

Дети. Комары кусают; можно обгореть; ночью темно, страшно.

Педагог. В этом убедились и Филя со Степашкой, отправившись на рыбалку. Когда стемнело, им стало страшно и грустно. Как вы думаете: Почему?

Дети: Ночью все спят, поэтому должно быть темно иначе свет будет мешать.

Педагог. В то же время ночью не должно быть темно. Как вы думаете: Почему?

Дети. Чтобы не было грустно и страшно тем, кто спит. Свет дает тепло, так необходимое в ночное время.

Педагог. Что же делать Филе и Степашке?

Дети. Развести костер будет тепло, светло и весело.

Педагог. Филя и Степашка так и сделали. Но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать свое недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошел дождь. Все живое обрадовалось ему, потому что….

Дети. Костер погаснет, Филе и Степашке придется перебраться в палатку, станет тихо и природа опять погрузится в сон.

Педагог. В палатке было холодно. Филя решил разжечь в ней костер, но Степашка стал бурно возражать. Раз идет дождь, рыбалку придется отложить, поэтому можно спать свет

не нужен. А вот тепло необходимо. Как его добыть?

Дети. Нагреть камни, ведро с водой они обогреют палатку. Перенести палатку на то место, где разжигали костер. Поставить печку с трубой.

Педагог. Друзья так и сделали и спокойно проспали до утра. Вернувшись на следующий день  домой, они решили в своей городской квартире поставить печку. Печка должна быть, чтобы было тепло, и ее не должно быть, потому что…

Дети. Некрасиво, если из окна будет выглядывать труба. Дым, копоть, гарь все это неприятно.

Педагог. Чем же заменить печку? Костер разжечь нельзя, ведра с горячей водой дом не обогреют.

Дети. В квартирах есть трубы и батареи, по которым течет горячая вода.

Педагог. А поступает она в дома из теплоэлектростанций. Но вернемся к Филе со Степашкой. Костер, который они разожгли вечером на берегу реки, давал им не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке вечером, то нужен свет. Значит костер в палатке это хорошо?

Дети. Хорошо. Светло; дым отпугивает комаров.

 Педагог.  Но костер в палатке — это и плохо. Почему?

Дети. Может начаться пожар. От дыма глаза слезятся.

Педагог. Значит, источник света должен быть гораздо меньше. Чем же можно осветить палатку?

Дети. Свечу или лучину зажечь.

Педагог, (зажигая свечу и лучину и наблюдая вместе с детьми за тем,  как они горят). Свеча, лучина это хорошо. Почему?

Дети. Огонь меньше чем у костра, света хватает и пожара не будет

Педагог. Свеча, лучина это плохо, потому что…

Дети. Они быстро сгорают. При ветре могут погаснуть.

Педагог. Дома у Фили со Степашкой было светло. Да и вы обходитесь без свечей и лучин, потому что…

Дети. Есть электрические лампочки.

Педагог. Действительно, много лет назад было открыто электричество и изобретена электрическая лампочка. Лампочка это хорошо. Почему?

Дети. Безопасный источник света.

Педагог. Лампочка это плохо, потому что…

Дети. Может перегореть, ослепляет.

Педагог. Лампочка должна гореть ярко, чтобы в помещении было светло, и не должна гореть ярко, чтобы не слепить глаза. Как быть?

Дети. Спрятать ее в плафон.

Педагог. Наступил вечер. Степашка улегся перед телевизором, а Филя улегся спать. Ворочался, ворочался, никак заснуть не может: свет мешает. А Степашка все телевизор смотрит и свет не выключает, чтобы глаза не испортить. Друзья даже чуть не поссорились. И так, свет должен быть и его не должно быть.

Дети. Света должно быть меньше, можно включить торшер или настольную лампу.

Педагог. Степашка так и сделал. И Филя быстро заснул. Посмотрите на их комнату (показывает макет),  сколько у них разных осветительных приборов. Зачем?

Дети. Каждый светильник нужен для своих целей: настольная лампа, чтобы читать; ночник, когда спать ложишься.

Педагог.  Если все светильники разместить рационально, то в помещении будет всегда достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить.

(Дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности Тема: «Встреча с интересным человеком» (шестикратной чемпионкой Европы по летнему биатлону, двукратным серебряным призером первенства мира, мастером спорта).

Деятельность напралена на ознакомление детей с различными видами зимнего спорта, формирование интереса к определенному виду спорта.  Накапливание  и обогащение  эмоционально-чувственног...

Совместная деятельность детей и взрослых "Русский человек здоровьем славится"

Цель:  формирование у детей представления о ценности здорового образа жизни.  Способствуем физическому развитию детей, их красоте,  силе, быстроте, ловкости. У детей Развиваем выдержку,...

Сценарий совместной деятельности педагогов, родителей и детей с использованием технологии синквейна и метода проекта. Тема: «День Победы».

Сценарий совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы  в проведение праздника, посвящённого 9 маю....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Как человек ночь победил"

Цель – уточнить представления детей об источниках света; о свете как источнике тепла....

Сценарий совместного с родителями праздника, посвященного 75-летию Великой Победы. «Поклонимся великим тем годам»

Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войне.Задача: воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа....

Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности название конспекта «Вода в жизни человека»

Цель: закрепление знаний детей о воде и её свойствах.Задачи:1. Совершенствовать представления детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жиз...