Конспект НОД "Тайна чайного пакетика"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Черненко Татьяна Ивановна

Технологическая карта НОД  с использованием методики А. И. Савенкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_chay.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,

ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26, E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru

ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшей  группы

                                                                                             Тема: «Тайна чайного пакетика»

                                                            (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

                                                                           «Социально – коммуникативное       развитие»)                                                    

                                                                                                                                                                   Автор:

                                                                                                                                                                              воспитатель первой категории

                                                                                                                                                 Черненко Татьяна Ивановна

                                                                                        

                                             

                                                                                                  г. Надым, 2020 г.

Образовательная область

Познавательное развитие (исследовательская деятельность)

Возраст детей, группа

Старшая группа.

Тип НОД

Усвоение нового знания

Тема НОД

Тренировочное занятие на тему «Чай»

Цель

учить детей организации и проведению самостоятельной

исследовательской деятельности.

Задачи

- продолжать развивать навыки исследовательской деятельности по этапам.

- упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать

самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть

в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»).

- упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со

сверстниками и в составлении повествовательного монолога с элементами

описания.

- проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать

самостоятельные умозаключения.

Материал

Картинка с темой исследования – чайный куст; карточки с символическим

изображением «методов исследования»

- подумать самостоятельно,

- посмотреть в книге,

- понаблюдать,

- задать вопрос взрослому,

- посмотреть в интернете,

- провести эксперимент.

Подносы, пинцеты, емкости   с чаем, цветные карандаши, листочки размером 7 см, клей – карандаш, колбочки с крышками, лупы, пластиковые ложки , чайник с горячей водой, самодельные бумажные пакетики, степлер,  загадки о чае, ноутбук, детские энциклопедии, презентация «Как растет чай».

Предполагаемый результат

Дети закрепили и расширили понятия и знания об облаках.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель:

- Ребята, хотите провести новое исследование.

Тему нашего исследования вы узнаете, если отгадаете загадку.

ЗАЛИВАЕМ КИПЯТКОМ,

ПЬЕМ С ЛИМОНОМ, САХАРКОМ!

МАМА ИСПЕКЛА ПЕЧЕНЬЕ,

ПОДАЛА НА СТОЛ ВАРЕНЬЕ.

БЫСТРЕЙ ВОДИЧКА ЗАКИПАЙ,

ЧТО ЖЕ ПИТЬ МЫ БУДЕМ ?....(Чай)

(Карточка с изображением пачки чая вывешивается на доску)

Беседа с детьми.

Художественное слово,

Ответы детей на вопросы воспитателя.

Формирование личностного (мотивационного) компонента

Этапные задачи: актуализировать знания детей об облаках, мотивировать их на включение в игровую деятельность, способствовать развитию культуры взаимоотношений

II.Актуализация знаний

Выдвижение гипотезы

- Вы, наверное, много знаете о чае? Что такое чай? (напиток)

 - Каким по цвету  бывает чай?

(черный, зеленый, фруктовый).  Мы покупаем чай россыпью и в одноразовых пакетиках

- Какой температуры? (Чай можно пить и горячим, и холодным)

- Что мы в него обычно добавляем? (лимон, сахар)

- Как он к нам попадает в дом? А в магазин?

- Вы даете разные ответы на мой вопрос - это ваши предположения. Ученые

называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить.

Гипотезы:

Возможно, чай – это просто порошок.

Предположим, что чай – это растение.

А может быть, чай это просто подкрашенная вода.

В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и интересного,

чего мы еще не знали!

  Я записала все ваши предположения. (Воспитатель  предлагает одному ребенку подойти и выбрать один из вопросов)

«Чай – это растение?»

III. Определение средств осуществления деятельности

Выбор методов исследования

- Вспомните и назовите методы, с помощью которых можно проверить ваши

гипотезы.

 Расположите первый метод, а затем последующие («подумать

самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в

книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» - это все методы

исследования )

(В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы

исследования.

Карточки с символическим изображением выбранных методов

исследования выкладываются на доску одним ребёнком, а остальные их называют. 

 Планирование деятельности

Составление плана исследования.

- Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем

использовать методы исследования, и у нас получился план нашей

исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать. 

Словесный метод - беседа, индивидуальная работа с детьми, показ карточек-символов

Ответы детей

Обращение к опыту детей, развитие познавательного интереса

Активность участия воспитанников

Составление плана-схемы

Этапные задачи:

III.Затруднение в ситуации

А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть? (Ответы детей)

- Верно, можно на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки,

символы.

1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»

- Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о чае?

(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает об

облаках - свой ответ фиксируют на листочке)

2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

- Какой следующий метод? – «Посмотреть в книгах» (Ответы детей)

- Как называются «умные» книги? («энциклопедии»). Если кто-то не умеет

читать сам, как он сможет добыть информацию из энциклопедии? (ответы

детей)

- Верно, можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками,

Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе,

информацию,  найденную в книгах об облаках. Далее дети делятся информацией,

фиксируют на листе бумаги.

выкладываются на доску одним ребёнком, а остальные их

называют)

3. Третий метод исследования «Посмотреть в Интернете»

- Какой следующий метод мы определили в плане? (ответы детей)

- Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию? 

(Ответы детей)

Воспитатель: Спросим, где растет. как собирают  и сушат  чай?

 - Итак, что нового вы узнали в Интернете? (Получив информацию, дети фиксирует ее на листе бумаги).

4. Четвертый метод исследования «Спросить у другого человека»

- Как еще можно получить информацию? Верно, и следующий метод нашего

исследования – «Спросить у другого человека».

- У кого мы можем спросить?

Воспитатель делится своей информацией, историческими  знаниями и опытом. (В этом году исполняется 115 лет одноразовому  чайному пакетику, Томас Салливал в 1904 году впервые упаковал чай в примитивный самодельный пакетик.)

 

Вопросы детям с постановкой проблемного вопроса

Рассуждения детей с опорой на личный опыт

Принятие задачи детьми

Развитие мыслительных операций

Ключевой вопрос: «Что мы хотим узнать?»

Этапные задачи:

  1. сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины;
  2. тренировать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;
  3. способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группе.

IV.

Открытие нового знания или способа действий.

Проведение эксперимента.

 5. «Эксперимент» «Наблюдение»

- Как нам превратить эти чаинки обратно в листики чайного куста.?

Давайте подойдем к столам. Сегодня я предлагаю вам  работать парами. Вы согласны?

На подносах  у вас стоят емкости с зеленым чаем. Рассмотрите его с помощью луп. Какой формы частички? (разной)

Откройте коробочки, понюхайте содержимое. Что можете сказать о запахе? (пахнет приятно, ароматно)

Возьмите пинцетом несколько чаинок и поместите их в колбочку, а я  налью теплой воды.  Закройте их крышкой, чтобы вода не вылилась и взболтайте.

 Посмотрите на цвет жидкости. Она меняет свой  цвет?

Что можно сказать о цвете  чая? (чай зеленый)

Наглядный:

Словесный: наводящие вопросы.

Предположительные ответы детей, обсуждение проблемы

Групповая работа в лаборатории.

Эксперимент.

Способность решать интеллектуальные задачи

Обучение детей контролю за способом выполнения своих действий

Ключевой вопрос: «Мы смогли ответить на главный вопрос?»

Активность детей, включение в деятельность.

Этапные задачи:

1) сформировать представление о плане-карте и умение ориентироваться по нему;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции анализа и синтеза, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

V. Введение новых знаний в систему знаний

Моделирование ситуаций, в которых дети могут использовать новые знания и ранее известные факты. 

Пока идет процесс «разворачивания» чайного листа воспитатель предлагает детям самим упаковать чай в чайные пакетики.

(В каком виде -  в пакетиках или в заварочном чайнике, предпочитают чай  в ваших семьях ?)

Возьмите пинцетом   из колбочки один кусочек. Положите его на поднос. расправьте пинцетом. Что вы увидели? (листок с зубчатым краем).

- Скажите, у чего бывают листья? (у растений)

Вывод: Чай – это растение.

Игровой метод

Наглядный:

план-схема

Дети с опорой на полученную ранее информацию, результаты эксперимента делают выводы (умозаключения).

Овладение средствами общения со сверстниками.

Самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач.

Развитие эмоциональности, активности

Контроль выполнения задания воспитателем и взаимопроверка детьми (работа в парах)

Этапные задачи:

1) закрепить представление о чае, как растении.

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, коммуникативные навыки

VI Осмысление (итог)

VI. Результат

Обобщение полученных данных.

Воспитатель: Что мы узнали о чае?

Воспитатель предлагает одному ребенку рассказать о чае, опираясь на заполненную карту исследователя.

Подтвердилась ли наша гипотеза? Что мы узнали

нового, чего не знали раньше? (Ответы детей)

- Что позволило нам сделать такой вывод?

Словесный метод:

беседа.

Фиксирование детьми достижения «детской цели»

Обучение детей контролю за способом выполнения своих действий

Активность детей в высказываниях. Совпадение взрослой и детской цели.

Этапные задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

 VII. Рефлексия

- Что для вас было самым интересным?

- Где вам это может пригодиться?

- Что понравилось, запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Чайная" Семантическое поле слова ЧАЙ

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью формирования и расширения семантического поля слова ЧАЙ, автоматизации звука "Ч" в слогах, словах, речи....

Конспект ООД. Тема: «Чайная посуда. Чай для куклы Кати»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Цели: расширить представление о посуде, закрепить и уточнить знания детей об основных цветах спектра, уме...

Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...

Презентация мастер класс: " Изготовление елочных украшений , или вторая жизнь оберточных чайных пакетиков"

Мастер  класс  поможет пополнить атрибуты новогоднего оформление новогодней  елки без особых затрат....

Конспект совместной деятельности «Чайная церемония разных народов»

Конспект совместной деятельности «Чайная церемония разных народов»...

Конспект НОД лепка "Чайный сервиз"

Конспект НОД лепка "Чайный сервиз"...

Конспект по лепке "Чайная чашка и блюдце"

Конспект по художественно-эстетическому развитию. Лепка в старшей группе "Чайная чашка и блюдце"...