Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников «Путешествие в музей природы (зима)»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Евса Татьяна Александровна

Конспект занятия по экологии "Путешествие в музей природы (зима)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе детского сада «Путешествие в музей природы (зима)»


Цель: обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Задачи:

1. Развивать умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, выражать это в связной речи.

2. Учить концентрировать свое внимание на 1 – 2 предметах (сравнение, рассказ о происходящем явлении).

3. Воспитывать нравственные чувства у дошкольников путем приобщения к природе.

Ход занятия

В. Давайте встанем в круг и вспомним игру (дети встают в круг, берутся за руки)  “В этот день и в этот час все получиться у нас”.

Интересная игра будет сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Собирайся детвора,
Путешествовать пора.

В. Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

О том,куда мы отправимся, вам помогут догадаться загадки.

  • Он сказал – никто не слышал
    Дунул в окна и исчез, 
    А на окнах вырос лес………
    (мороз).

В. Объясни, почему ты так думаешь?

  • В белом бархате деревья -
    И заборы и деревья.
    А как ветер нападет,
    Этот бархат опадет………
    (иней).

В. Почему ты считаешь, что это иней?

  • Он слетает белой стаей
    И сверкает на лету. 
    Он звездой прохладной тает
    На ладони и во рту ………..
    (снег).

В. Объясни, почему это снег?

  • Тройка, тройка прилетела
    Скакуны в той тройке белы,
    А в санях сидит девица,
    Белокоса, белолица
    Как махнула рукавом,
    Все покрылось серебром, 
    Поспешила к нам сама
    Белоснежная………
    .(зима).

Молодцы! Конечно, наш путь лежит в Зимний зал музея природы.

(Дети проходят и садятся на стулья, на экране слайд с зимнем пейзажем).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562198/1.jpg

 Звучит музыка – фортепианная миниатюра “Утро” С. Прокофьева.

В. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу? ( Ветер дует, деревья скрипят, трещат от мороза, птички щебечут, голоса животных, скрип снега.)

В. Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух? ( Холодный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.)

В. Какой бывает зимний ветер? (Сильный, студеный, тихий, жесткий, колючий)

В. Как вы думаете, о чем ведут разговор зимой птицы? ( Холодно, очень ветрено, голодно, скорей бы весна, нужно выводить птенцов.)

Физминутка.

- Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Все встанем и подуем так, как дует сильный студеный ветер (дети надувают щеки и дуют изо всех сил).

- Покажите, как делают люди, когда на них дует такой ветер (дети поеживаются, постукивают ногами).

- А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны такой ветерок называют ласковым словом “Сиверко” (дети показывают, как дует такой ветерок).

В. А сейчас сядем на свои места. Скажите, а как у нас называется сильный ветер со снегом? ( Вьюга, метель, пурга.)

В. А что является самым главным признаком зимы? (Снег)

В. Откуда же берется снег? ( Он подает из тучи, снег - это замерший дождь)

В. А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)

- Сейчас я вас приглашаю в лабораторию музея  (Дети проходят к столамвстают вокруг. На экране слайд со снежинками.)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562198/2.JPG

Опыт “Замерзание жидкости”.

В. Давайте вспомним, какой опыт мы делали сегодня утром? (Заморозили воду, соленую воду и растительное масло)

В. Давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось (дети рассматривают емкости с замороженными жидкостями: вода замерзла, соленая вода замерзла, но не совсем, растительное масло не замёрзло, а лишь загустело)

Вывод: значит, простая вода замерзает быстрее, чем соленая, а для замораживания растительного масла потребуется еще больше времени.

В. У меня есть 3 схемы, они рассказывают нам о том, как заморозить воду, соленую воду и растительное масло. Сейчас посмотрите внимательно, подумайте какая схема подходит к какому виду жидкости (дети читают схемы).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562198/3.gif

(Новый слайд – зимний пейзаж ).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562198/4.jpg

В. Посмотрите на картину, изображающую зиму. Как преобразилась земля!

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужечек –
Всех спрятала зима.

В. Подумайте и скажите, кого и куда спрятала зима в лесу? (Насекомых в кору деревьев,   змей, мышей в норы, медведь в берлоге, зайцы и белки поменяли шубки)

В. Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные (задание на внимание).

(слайд с зашифрованными животными).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562198/6.jpg

В. В лесу спрятались животные, посмотрите внимательно и найдите их.

(белка, лиса, волк, заяц, ласточка, бабочка).

В. Как вы думаете, кого из этих животных можно увидеть зимой в лесу? А кого зимой в лесу нет?

В. Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы. А почему? (Очень холодно, много снега, не хватает корма, образуется наст)

Вывод: значит зимой животным и птицам очень трудно жить.

Сюрпризный момент (звуковое письмо, на экране птица).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562198/5.jpg

В. Посмотрите ребята! У меня для вас письмо. Прочтем? 

“Дорогие ребята! Я прилетела к вам из леса за помощью. Вы же поможете птицам?”

В. Ребята, как можно помочь птицам зимой? ( Повесить кормушки, каждый день кормить птиц, синицам давать сало, снегирям ягоды рябины)

“Спасибо вам за знания и заботу о нас ! Я так рада, что хочется танцевать! И вас я приглашаю на птичий танец”.

Звучит музыка.

Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там,
Все порхают, поют,
Гнезда теплые вьют.

Дети танцуют, по окончанию танца садятся на стулья.

В. Давайте в память об этой экскурсии оставим на кормушке птиц (дети наклеивают на кормушку силуэты птиц - коллективная работа).

В. Что ж, пришла пора оставить в книге отзывов музея природы запись.

Творческая работа. (Звучит инструментальная музыка, на экране слайд “Зимний пейзаж”)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562198/7.jpg

В. Ребята, вам интересно в музее природы? А что нового и интересного вы сегодня узнали? Каждый ли может увидеть богатство этого музея (Это могут сделать только внимательные, чуткие ребята)

Молодцы! Очень постарались. А сейчас наша экскурсия подошла к концу. До новых встреч в музее природы.

Используемая литература.

  1. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко “Окружающий мир” - В.: учитель, 2008 – 138с.
  2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина “Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников” - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презинтация конспекта занятия по формированию основ здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровых зубов"

Представляю вашему вниманию презинтацию и конспект занятия по формированию основ здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровых зубов"....

Конспект занятия по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике».

Конспект занятия  по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике»....

Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

      Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в музей природы. Осень»

Конспект  занятия  по развитию речи  в  старшей группе«Путешествие в музей природы. Осень»...

Методическая разработка конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности.«Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» (воспитанники 6-7 лет)

Конспект  занятия по  формированию основ  финансовой  грамотности.«Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» (воспитанники 6-7 лет)....

Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников "Обитатели морей и океанов"

Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников "Обитатели морей и океанов"...

Конспект интегрированного занятия по формированию основ экологического сознания «Какой гриб лучше?» в старшей группе.

Конспект занятия по экологии «Какой гриб лучше?» с исценированием экологической сказки в старшей группе....