Организация познавательной деятельности детей через знакомство с историей русского народа.
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Кошкова Марина Геннадьевна

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находят сосредоточение и воплощение жизнь народного духа.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорил Д.С. Лихачев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 499 комбинированного вида «Гнездышко» города Новосибирска

Организация

познавательной деятельности детей

через знакомство

с историей русского народа

Выполнил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Марина Геннадьевна Кошкова

Новосибирск

2020

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находят сосредоточение и воплощение жизнь народного духа.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорил Д.С. Лихачев.

Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Так как русский народ свою жизнь строил по временам года, то и я свою работу по знакомству детей с русской культурой планировала по временам года, с учетом закономерностей каждого времени года.

Знакомство с осенью я начала со знакомства детей со старинными названиям месяцев. Оказалось, что сентябрь в старину называли: «руен» – за желтый цвет, «ревун» – за ветреную погоду, а «хмурнем» – за ненастные дни; октябрь – это «хлебник», потому что убраны хлеба, «грязник» – от того, что на улицах грязь, а «свадебник» – потому, что в октябре часто справляли свадьбы. Ноябрь называли «листогной» – потому что листья сгнивали под дождем, «полузимник» – с утра было холодно, как зимой, а днем становилось тепло. И оказалось, что раньше люди не просто давали названия тому или другому месяцу, а умели отмечать его отличительную особенность. Затем мы знакомились с приметами осени, а на прогулках и дома дети могли соотнести увиденное в природе со знакомыми им приметами. В народе существует такая примета: «Много рябины уродилось – осень будет дождливая», а во дворе сада растет рябина. На рябине созрело много ягод и в календаре ребята насчитали много дождливых дней. Кроме того было проведено занятие «Петр и Павел – рябинники». На занятии дети узнали о том, что издавна рябина считалась деревом – оберегом, поэтому ее сажали возле дома, ветки рябины вешали на сарай, а для детей делали бусы – обереги. На занятии дети пели частушки, водили хороводы, пробовали рябиновое варенье, делали из рябины бусы.

Выставка «Дары осени» была приурочена к большому празднику – Покров. В старину в этот день открывались веселые покровские ярмарки. Для проведения ярмарки мы с ребятами разучили веселые заклички, потешки, частушки, дразнилки. На ярмарке дети были одеты в народные костюмы, играли на народных инструментах. Они приготовили свои поделки для ярмарки, и каждый расхваливал свой товар. А так как ребята проявляют уже большой интерес ко всему, что связано со свадьбой, то на ярмарке они продемонстрировали игру «Сидит Ваня», а затем свадебную песню «Лебедь бела». Кульминацией занятия стало появление народной игрушки – Петрушки – героя всех веселых историй. А какая же ярмарка без покупок? Вот и на нашей ярмарке старик продавал свою корову – ребята инсценировали стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал».

О многих народных праздниках, обычаях и традициях узнавали ребята на занятиях, при чтении сказок, на прогулках.

В ноябре отмечался еще один праздник – «Кузьма – Демьян рукомесленники, бессеребренники». В этот день к ребятам в группу пришли Кузьма и Демьян – кузнецы, которые рассказали о работе кузнецов. На вопрос детей «Почему их называют «бессеребренниками»? Кузьма и Демьян показали старинные монеты, которые делали из серебра, а так как они работали не за деньги, а чтобы помогать людям, то их прозвали «бессеребренниками». С тех пор людей щедрых и отзывчивых называли «бессеребренниками». Ребята познакомили кузнецов с приметами, пословицами и поговорками о ноябре. На ужин в этот день ребята получили курник, потому что в день Кузьмы и Демьяна готовили разнообразные блюда из курицы.

Старинные названия месяцев зимы дети пробовали объяснить сами: декабрь – «студень», «лютень»; январь – «просинец», «сечень», февраль – «ветродуй», «вьюговей».

На Рождество ребята разучили колядки, колядовые песни и пляски и ходили по группам, исполняя их. Все колядки имели шуточный, веселый характер.

Зимние обряды заканчивались Масленицей – праздником, который широко праздновался на Руси. Специально для этого праздника, который отмечался на улице, мы с ребятами сделали чучело Масленицы, разучили обрядовые песни, частушки, припевки. На улице проводились различные эстафеты, дети играли в народные игры.

Все эти занятия, праздники, игры позволяют приобщать детей к истории русского народа, знакомить их с праздниками и традициями в очень интересной форме, что позволяет поддерживать у детей интерес к данной теме.

Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа.

Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа....

Приобщение детей к культуре и истории русского народа.

v          Приобщение детей к истории и культуре русского народа  «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрыв...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка» во второй младшей группе.

Открытое занятие было проведено как интегрированное .Занятие было интересным и увлекательным для детей и пришедших гостей. Занятие было показано на район....

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.

Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа

Опыт работы в подготовительной группе. Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа.Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные т...