Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Цель ДОО - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше этот замысел реализуется в детской экспериментально-исследовательской деятельности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей

по организации и проведению

 познавательно-исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем окружающего его мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно - исследовательская деятельность должна занимать прочное место в работе дошкольного учреждения. Это интересный и увлекательный процесс как для детей, так и для взрослых.

Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. По мнению Поддьякова, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействовать различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Для детей дошкольного возраста очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-познавательной деятельности, поскольку эта деятельность влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельного мышления благодаря разнообразию связей и зависимостей. Находя и определяя словом причинно-следственную связь, ребенок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Разработать исследовательский проект возможно на основе соответствующей литературы, например: комплексно - целевой программы «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников», разработанной П.И.Прохоровой, И.Р.Климовой, программы по организации поисковой деятельности детей «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В.Дыбиной.

Основная цель проектно-исследовательской деятельности - повысить уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста с ОНР, развивать их познавательный интерес и любознательность.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  1. Обучать детей проектно-исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.
  2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  4. Расширять представления детей о значимости живой и неживой природы в жизни человека. Развивать экологическое сознание.
  5. Развивать умение структурировать текст - последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта, эксперимента.
  6. Развивать связную речь – учить детей выражать свои мысли, чувства, желания.

Существуют принципы проведения проектно-исследовательской деятельности в ДОО:

- системность;

- соответствие возрастным особенностям детей;

- интеграция разных видов детской деятельности;

- преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОО и семьи;

- учет индивидуальных особенностей ребенка.

Проектно-исследовательскую деятельность рекомендуется строить в соответствии с этапами ее развития:

1 этап - изучение личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей; проведение мониторинга знаний детей об экологической культуре;

2 этап – создание предметно-развивающей среды, составление проекта.

3 этап - совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность.

Содержание работы по формированию экологической культуры включает в себя:

  • занятия познавательной направленности;
  • экскурсии в природное окружение;
  • трудовую деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание демонстрационного материала;
  • дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
  • музыкальные и спортивные развлечения;
  • оформление выставки детских работ.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в предоставлении детям реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях  с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать словами, обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные усилия.

Таким образом, цель ДОО - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше этот замысел реализуется в детской экспериментально-исследовательской деятельности.

Литература

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж, 2007.
  2. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников//Дошкольное воспитание.-1998.-№7.-С.36.
  3. Никифорова О.А. Познавательно-исследовательская с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2015. - № 3. С.59
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М., 2000.
  5. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она является эффективным средством формирования...

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Конструкторганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающей технологии "Игровой стретчинг" на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитие и высвобождение скрытых твор...