Сценарий образовательной ситуации по математике «Вот фигуры посмотри, нам машины привезли»
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Дзюба Елена Григорьевна

Возрастная группа: первая младшая

Тип образовательной ситуации:  «Открытие нового знания»

Цель: создание условий для формирования  представлений у детей знаний о геометрических фигурах круг и квадрат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznanie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

образовательной ситуации по математике

«Вот фигуры посмотри, нам машины привезли»

Возрастная группа: первая младшая

Тип образовательной ситуации:  «Открытие нового знания»

      Цель: создание условий для формирования  представлений у детей знаний о геометрических фигурах круг и квадрат.

Задачи: 

     Образовательные:

-Учить детей различать и называть круг, квадрат.                                          

-Упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров -пальцем и прослеживания взглядом за движением руки.                                                                               -Закреплять знание цвета и формы.

     Воспитательные:

 -Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

 -Воспитывать любознательность, расширять кругозор, разнообразить сенсорные впечатления.

     Развивающие:

-Развивать наглядно-действенное мышление, память, связную речь.

-Развивать игровой интерес.

Предварительная работа с детьми. Рассматривание картинок с изображением различных видов транспорта, чтение детских стихотворений о транспорте из серии «Книжки - малышки», рассматривание картинок с изображением геометрических фигур.

Разучивание правил игры «Шофер», разучивание пальчиковой гимнастики.

Рассматривание заборов, домов, кроватей различных форм.

 Дидактические игры:

- «Большой и маленький»

- «Цвет и форма»

-«Играем и сравниваем»

Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни. Игра "Найди в группе предмет той же формы". 

Изучение материала в течение года.

Материалы: 

Демонстрационные: круги и квадраты, одинаковые по величине; игрушки машины.

Раздаточные: круги красного цвета, квадраты синего цвета.

Ход образовательной ситуации

     1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

1.Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

2.Актуализировать знания об окружающем мире, развивать речь.

   -Ребята, посмотрите, а что это стоит у нас в углу? (машины)

   -Да, верно, это машины, они приехали к нам в гости.

   -А что есть у машин? (кабина, колеса, кузов).

Если дети называют неправильно части машины, педагог поправляет.

   -Правильно, молодцы!

     2. Актуализация знаний и умений

Дидактические задачи:

1.Развивать внимание, речь, воображение.

2.Создать мотивационную ситуацию

    -Ребята, а что можно делать с машинами? (катать, играть).

   -Правильно, с машинами можно играть. А давайте поиграем с машинами? (Да).

    -Вы будете машины.

 Игра «Шофёр»

          Качу, лечу

          Во весь опор.

          Я сам - шофёр

          И сам - мотор.

(дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль)

          Нажимаю на педаль –

          И машина мчится вдаль.

(останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в

противоположную сторону).

     3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1.Развивать внимание, воображение, речь. память, мелкую моторику рук.

2.Учить детей правильно называть и различать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.

3.Актуализировать способ фиксировать внимание на форме предметов;

   -Молодцы ребята, как весело играли с машинами! Машины устали играть,   они отдохнут, а вы присаживайтесь за столы.

Педагог ставит машинками на маленький стол и быстро кладет фигуры в кузов, пока дети рассаживаются за столы.

   -Ребята, не забывайте, спинку держим прямо, ноги под столом ставим ровно.

На столах лежат заранее приготовленные фигуры – круг и квадрат.

   -Ребята, а что же машины нам привезли! Сейчас посмотрим.

 Педагог достает из кузова круг и выкладывает на стол.

   -Посмотрите на эту фигуру, и найдите у себя на столах такую же фигуру, возьмите в правую руку и покажите.

   -Как называется эта фигура? (круг).

   -Все верно, молодцы ребята! А какого цвета круг? (красный).

   -Правильно, круг красный.

   -А что у нас бывает круглое? (ответы детей)

   -Молодцы! Да, это солнце, мячик, руль.

   -А теперь положите круг перед собой.

   -Но в кузове лежит еще одна фигура. Ребята, посмотрите на эту фигуру, найдите у себя такую – же, возьмите в правую руку и покажите.

   -Молодцы, какие вы внимательные.

   -А эта фигура как называется? (квадрат)

   -Да, верно, это квадрат.

   -Какого цвета квадрат? (синий).

   -Верно, ребята, а что бывает квадратное? (ответы детей)

   -Молодцы! Это дом, кубик.

   -А теперь положите квадрат перед собой, рядом с кругом.

Физминутка «А теперь всем детям встать»

          А теперь всем детям встать,
         Руки медленно поднять,
         Пальцы сжать, потом разжать,
         Руки вниз и так стоять.
         Отдохнули все немножко

          И отправились в дорожку.

     4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

1.Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмо-
ционального переживания радости открытия, тренировать навыки наглядно-действенного мышления.

2.Упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров пальцем.

   -Сейчас я обведу круг, а вы посмотрите, как я это делаю. Посмотрите, бежит палец по кругу, откуда ушел, туда и вернулся.

   -А теперь вы обведите каждый свой круг: указательным пальчиком правой руки мы обводим круг, проговаривая, побежал палец по кругу, откуда ушел, туда и вернулся.

Педагог помогает индивидуально, если дети затрудняются, спрашивает, что делает ребенок.

   -Что вы обвели? (красный круг)

 Если дети не делают акцент на цвете фигуры, педагог задает вопрос. А какого цвета круг?

Педагог читает стихотворение про круг:

          -Посмотрите-ка вокруг!

          -Пальчиком рисуем круг.

          -Куклы были вместе в ряд,

          -А теперь в кругу сидят.

   -Теперь покатайте круг.

   -Катится круг? (круг катится)

   -Поля, покажи, как катится круг.

   -Молодцы ребятки.

   -А теперь положите круг и возьмите квадрат.

   -Сейчас я обведу квадрат, а вы посмотрите, как я это делаю. Прямо веду палец, поворачиваю палец, веду, поворачиваю палец, веду, поворачиваю палец, веду.

Если дети затрудняются в выполнении задания, педагог помогает, при этом спрашивает, что делает ребенок.

   -Ребята, что вы обвели? (квадрат).

   -Теперь покатайте квадрат.

   -Квадрат не катится.

Если кто-то из детей сделает свое предположение, «что у квадрата углы», то воспитатель хвалит ребенка, какой ты внимательный и переходит к следующему приему.

Педагог читает стихотворение про квадрат:

          -Познакомьтесь, вот квадрат!

          -Он знакомству очень рад!

          -В нем угла уже четыре,

          -Нет его ровнее в мире:

          -Стороны четыре в нем,

          -Две скрепляются углом.

Физминутка «Быстро встаньте»

          Быстро встаньте, улыбнитесь,

          Выше, выше подтянитесь.

          Ну-ка, плечи распрямите,

          Поднимите, опустите,

          Влево, вправо повернулись,

          Рук коленями коснулись.

          Сели, встали, сели, встали

          И на месте побежали.

 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений

Дидактические задачи:

1.Расширить представления о знании цвета и формы.

2.Учить подбирать предметы, ориентируясь по форме, показу и словесному обозначению.

3.Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую
моторику рук, коммуникативные качества.

   Далее педагог снова называет все формы и приступает к группировке предметов. Сначала педагог выполняет действие сам, при этом спрашивает детей, куда положить круг, куда квадрат. Далее к группировке предметов по форме привлекаются дети.

   Пригласив малыша к своему столу, педагог показывает ему, что в одной стороне лежат одни фигурки (кружочки), а в другой стороне другие (квадраты). И предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же. Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы.

    Задание выполняет каждый ребенок.

   

     6. Осмысление (итог)

Дидактические задачи:

1.Провести рефлексию деятельности на занятии.

   -Ребята, машины наши отдохнули  и приглашают вас на прогулку, но сначала скажите, какие фигуры нам привезли машины? (круг и квадрат)

   -А что мы делали с квадратом? (обводили пальчиком, катали).

   -Квадрат катился? (нет, квадрат не катился).

   -Правильно.

   -А что мы делали с кругом? (обводили пальчиком, катали).

   -Круг катился? (да, круг катился).

   -Молодцы, а сейчас, мы отправляемся на прогулку. Машины нас зовут:

Игра «Машина»

          Би- би- би – гудит машина.

(Ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок другой руки)

          Тук-тук-тук – мотор стучит.

(Ритмично хлопают в ладоши)

          Едем, едем, едем, едем –

          Он так громко говорит.

          Шины трутся о дорогу:

          Шу- шу- шу – они шуршат.

(Потирают ладони друг о друга)

          Быстро крутятся колёса:

          Та-та-та – вперёд спешат.

(Ритмично вертят руками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной ситуации по математике «Волшебный цветок»

Проверить уровень сформированности представлений детей о числовом ряде, о числах и цифрах, умение считать до 10, умение сравнивать группы предметов, умение решать простейшие задачи;Проверить геометрич...

Сценарий образовательной ситуации во второй младшей группе «Город геометрических фигур».

Цель: Закрепление знаний геометрических фигур, основных цветов. Формировать умение располагать геометрические фигуры в определённой последовательности.Задачи:Образовательные:- Закрепить...

Сценарий образовательной ситуации по теме «Маршрутная игра «Математика в сказке» (для детей средней группы)

Цель:1)Сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством;2)Развивать математические представления: геометрические фигуры, сравнение предм...

Сценарий образовательной ситуации по развитию речи Рассматривание картины «Делаем машину»

Возрастная группа: первая младшаяТип образовательной ситуации:  «Открытие нового знания»Цель: создание условий для формирования устной речи и культуры речевого общения....

Сценарий образовательной ситуации по теме «Маршрутная игра «Математика в сказке» (для детей старшей группы)

Цель:1)Сформировать представление о числе и цифре 9, умение считать до девяти и обратно, соотносить цифру 9 с количеством;2)Развивать математические представления: геометрические фигуры, сравнение пре...

Сценарий образовательной ситуации (квест) в старшей группе "Математика в космосе"

1.     Уточнить знания детей о геометрических фигурах (круг, четырехугольник, треугольник)2.     Упражнять в умении считать в прямом и обратном порядке в предел...