занятие "Птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Любовь Николаевна

цель занятия познакомить детей с перелетными птица, расширить их знания, словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_vesnoy.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Конспект занятия в старшей группе

                                                "Птицы весной"


Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Образовательная область:

— познавательное развитие;

— социально-коммуникативное развитие;

— речевое развитие.

Задачи:

Обучающие:

— Расширить знания детей о птицах.

— Закрепить знания о перелетных птицах.

— Закрепить обобщающие понятия.

— Обучать развернутому высказыванию.

— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы:

— Наглядные;

— Словесные;

— Игротерапия;

— ИКТ.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в удивительный лес, который подарит вам интересные встречи.

Но прежде скажите какое сейчас время года? (Весна)

Какие весенние месяцы вы знаете?(Март, Апрель, Май)

Мы заходим с вами в лес, полон сказок и чудес,

Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.

Дети садятся на стулья

Весной в лесу все просыпается, оживает и наполняется тысячами различных звуков.

Слышите это Птицы возвращаются с зимовки.

Теперь для них снова достаточно корма: появились

насекомые, а там, где растаял снег, можно найти

прошлогодние плоды и семена.

Переселение птиц идёт в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.

А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные).

Почему этих птиц называют перелетными? (Потому что осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.)
Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что им страшен голод.

Воспитатель: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. 

Назовите мне каких вы знаете перелетных птиц? ( Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.)

Ребята а вы знаете, какие птицы первыми прилетают к нам? (грачи)

Ребенок :

Птицам этим очень рады,
Прячь, зима, свои наряды!
Даже маленький ручей
Рад приветствовать грачей.

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнёздам птицы очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные.

Грачи в народе всегда были символами весны. Есть немало поговорок о грачах. Давайте их вспомним: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай», «Грач на горе-весна на дворе»

Грачи не боятся холодов. Пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно, остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Из прутьев и веток, высоко над землёй, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха начинает строить гнездо.

Вслед за грачами прилетают скворцы.

Первыми прилетают самцы - скворцы, а за ними, через несколько дней, самки- скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку.

Издавна любят скворцов в народе не только потому, что от этих птиц много пользы: они уничтожают

большое количество вредных насекомых.

Скворцов любят и за весёлый песни.

Люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную

птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно

селятся в них.

Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых.

Ласточки- прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету.

Свои гнёзда они лепят из глины, грязи и илистого песка, смачивая комочки своей необычайно липкой слюной, а внутреннюю часть своего слепленного гнезда устилают мягкой и тёплой подстилкой. Ласточки откладывают 4-6 яиц и самка с самцом по очереди высиживают. Птенцов выкармливают так же оба родителя.

Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце-соловье, хотя само его пение слышали далеко не все.

Соловей – птица невидимка. Он не ярок, да ещё и осторожен. Соловьи, как и люди, долго учатся петь.

Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Прилетает к нам поздно- в середине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьётся из берёзового листка», т.е. когда у берёзы будут листочки.

Воспитатель:

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)

Кукушки возвращаются в родные края с зимовки в основном в мае.

Кукушка –птица насекомоядная и к тому же большая обжора. А главное – она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые. А кукушка ест их все подряд.

Гнёзд они не строят, яиц не насиживают. Самки подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц.

Воспитатель. А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру "Найди перелетную птицу" Встаем вокруг птиц. (Дети разбиваются на три группы.Каждая образует круг вокруг одного из детей в маске.) Запомните своих птиц. Сейчас под музыку они будут летать, и клевать зернышки. Когда музыка закончится, вы должны найти свою птицу и окружить её. Выиграет та группа, которая быстрее образует кружок.
Звучит музыка. С её окончанием дети ищут и находят свою птицу.
Воспитатель. Молодцы! Хорошо играли. Садимся на стулья.

Посмотрите, ребята, пока мы с вами играли к нам пришел старичок - лесовичок.

Хозяин леса, он услышал как у нас весело и тоже захотел с вами поиграть.

Старичок спрашивает, а знаете ли вы как называются птицы которые остаются с нами зимовать? (Зимующие) Правильно

Давайте ребята вспомним и назовем их: Ворона, Сорока и т.д.

Хорошо, а сейчас внимание на экран:

Посмотрите и скажите, какая птица здесь лишняя и почему?

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (по картинкам)

Молодцы лесовичок очень доволен вашими ответами.

И придумал для вас следующую игру.

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

Когда я назову перелетную птицу – вы машете руками,

А когда зимующую – вы топаете ногами.

А сейчас старичок – лесовичок просит помочь птицам, найти свой дом.

Игра «Найди домик»

Вы правильно справились с заданием и лесовичок вместе с птицами вас благодарит.

Ребята, вы знаете что у каждой птицы свой голосок?

А вот мы сейчас проверим, я буду называть птицу, а вы говорить как она подает голос.

Кукушка – кукует

Лебедь – трубит

Ласточка – щебечет

Дятел – стучит

Скворец – поет

Утка – крякает

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Голубь – воркует

Журавль – курлычет

Синица – тинькает

Соловей – поет

Правильно, вы хорошо справились со всеми заданиями, старичку с вами весело играть, но ему пора уходить. С приходом весны много забот и хлопот у него появилось. Да и нам пора возвращаться.

Вам понравилась наша прогулка?

Кого мы встретили на своем пути?(Птиц)

Птиц каких?

Что вы нового узнали о них?

А на прощанье старичок лесовичок хочет сказать вам:

Если в эти чудесные весенние деньки вы пришли в лес на прогулку. То старайтесь не бегать. Не шуметь. Не заглядывайте в птичьи гнёзда. Не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать птиц, они бросят свой дом. И в гнезде никогда не появятся птенчики.


На нашей планете живут чудесные создания.

Они летают и поют, и землю свято берегут.

Скажите, дети, можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки на деревья нападут и съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки…

Вот, что будет, если птицы, все исчезнут- пропадут!

И не будет щебетанья, дивных трелей соловья

И сороки стрекотанья, чик - чирика воробья…

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...