Экологическое воспитание детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении
статья по окружающему миру (старшая группа)

- Все явления в природе происходят в определённой последовательности. Ежегодно в определённом порядке, одно за другим, идут времена года.

- Одним из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребёнок наблюдает, анализирует, делает выводы.

- Один из доступных способов понять окружающую действительность является наглядно-практический метод обучения – моделирование.

- Модели способствуют логическому усвоению детьми закономерных изменений в природе. Одной из модели является календарь природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении.

     Актуальность избранной темы на современном этапе очень очевидна. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её значение становится сильнее.

     Дошкольные учреждения занимают особое место в жизни детей, их воспитательное воздействие эффективно и длительно происходит в тот период жизни ребёнка, который отличается особой восприимчивостью к внешним  воздействиям.

     При нарушениях слуха ограниченный поток информации создаёт необычные условия развития психики ребёнка.

     Отставание речевого развития вызывает, в свою очередь, отклонения в развитии связанных с ней психических процессов: нарушаются познавательные процессы (восприятие, ощущения, внимание, память, воображение, мышление).

     При нарушенном слухе на основе чувственного познания ребёнок способен увидеть, проанализировать, осознать, запомнить значительную часть из того, с чем он постоянно действует, что видит, трогает, фиксирует в своей памяти, что может обозначить словом.

     В процессе ознакомления дошкольников с нарушением слуха с природой, можно создавать и использовать разные модели. Одной из них является календарь природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие события и явления в природе.

     Важное значение, для развития дошкольников с нарушением слуха, имеет знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе.

     Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. Это даёт возможность обобщённо познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

     Ведя работу с детьми – расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности; обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и познавательный интерес.

     Объём содержания календаря природы (зависит от возрастной группы) для старших дошкольников более значителен: вводится параметр времени (день недели, месяц); погода, увиденные птицы на кормушке, на участке детского сада. Ведение календаря наблюдений за птицами даёт возможность познакомиться (в живую) с зимующими птицами.

      Работа с календарём природы ведётся ежедневно после прогулки. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с педагогом заполняют календарь (в начале учебного года), затем дети работают самостоятельно.

     Для закрепления и уточнения складывающихся представлений в уголке природы имеется календарь с картинками и табличками.

     Для формирования умения заполнять календарь самостоятельно, т.е. фиксировать свои наблюдения, а также умения его читать (самостоятельно рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Например, дни недели – разным цветом (понедельник – фиолетовым, вторник – синим…); погоду – значками натуралистического характера (например, ветер – дерево, наклонившееся в сторону; снег – снежинка и т.д.).

     Таким образом, у детей с нарушением слуха формируются представления:

- Все явления в природе происходят в определённой последовательности. Ежегодно в определённом порядке, одно за другим, идут времена года.

- Одним из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребёнок наблюдает, анализирует, делает выводы.

- Один из доступных способов понять окружающую действительность является наглядно-практический метод обучения – моделирование.

- Модели способствуют логическому усвоению детьми закономерных изменений в природе. Одной из модели является календарь природы.

Литература:

Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. Под ред.  Л.П.Носковой  М., 1984

Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М., 1985

Психология глухих детей. Под ред. И.М.Соловьёва, Ж.И.Шиф., Н.В.Яшковой М., 1971

Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. М., 1969


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей дошкольников на тему: "Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении"

В данной статье расказывается о важности взаимодействия дошкольника и природы. О том,что помочь ребенку в этом могут родители и воспитатели. Что дает экологическое воспитание детей. Приводятся примеры...

Экологическое воспитание детей средней группы в условиях дошкольного учреждения

Экологические занятия помогают ребенку осмыслить, что рдом с ним находятся живые существа, к которым относитс и  человек, т.е. он сам....

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с нарушением слуха дошкольного возраста»

  Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного проце...

Статья для родителей на тему : «Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении.»

Статья для родителей  на тему :«Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении.»Автор- Мингалеева Елена Н...